Артем Улунян: «Я противник любых экстраординарных мер в ЦА, народы этого региона имеют право на собственное понимание того, как им развиваться»
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
«Никакие аргументы в пользу того, что необходимо достичь стабильности любой ценой, для меня, как историка, не являются убедительными», - сказал сегодня в интервью ВРС Артем Улунян, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель проекта Европейских сравнительно-исторических исследований.
«Никакие аргументы в пользу того, что необходимо достичь стабильности любой ценой, для меня, как историка, не являются убедительными», - сказал сегодня в интервью ВРС Артем Улунян, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель проекта Европейских сравнительно-исторических исследований.
Высказывая свое мнение относительно того, необходима ли в Кыргызстане так называемая твердая рука, Артем Улунян сказал что «ни о какой твердой руке, диктатуре или сильном человеке говорить в Кыргызстане не приходится, хотя бы по той причине, что такого человека в Кыргызстане нет».
«Немаловажно, что попытки появления на политическом поле Кыргызстана подобных лиц, имитировавших некую твердость, рано или поздно заканчивались всем известными событиями. В этой связи я глубоко убежден, что надежды на установление режима твердой руки, управляемой демократии или чего-то в этом роде, обречены на провал в политическом смысле этого слова».
«В экономическом смысле, твердая рука, во-первых, только усилит и так высокую степень коррупции. Во-вторых, увеличит зависимость Кыргызстана от иностранных государств, которые неминуемо воспользуются создавшейся ситуацией, для того, чтобы проводить политику подчинения Кыргызстана своим собственным интересам», - сказал Улунян.
Как отметил историк, «любая попытка установления подобных режимов заканчивается плачевно для стран, проходящих так называемый транзитный период».
«Кыргызстан до сих пор, к сожалению, как и большинство стран Центральной Азии, не перешел из постсоветского состояния в новое независимое государство, не имеющего ничего общего с советским прошлым», - считает эксперт.
Отвечая на вопрос о том, как в Кыргызстане можно стабилизировать обстановку, эксперт сказал: «Исходя из той информации, которую мы получаем не из СМИ, а из различных районов Кыргызстана, складывается неприятное впечатление, что в стране нет никакого желания или опыта создания неких переговорных процессов с регионами, в которых существуют вполне конкретные внутрирегиональные и межклановые отношения».
«Я глубоко убежден, что только таким способом можно добиться изменения ситуации. Речь идет о том, чтобы Кыргызстан смог, а такая возможность есть, добиться создания переговорного механизма или комиссии, которая могла бы стабилизировать ситуацию. Это очень важный момент», - отметил Артем Улунян.
«Кыргызстан сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, это чудовищная бедность основной массы граждан страны. Во-вторых, это те извращенные представления, которые культивировались предыдущим режимом в отношениях народ-собственность. В действительности, в обществе создавалась атмосфера всеобщей коррупции и, мягко говоря, непонимание того, что общество не может базироваться на принципах захватов, отъемов, откатов, что характерно не только для стран Центральной Азии, но для постсоветского пространства», - сказал Улунян.
Также в интервью была затронута давно муссируемая тема о том, что во главе Кыргызстана может встать ставленник крупной державы. По этому поводу эксперт сказал: «Мне трудно судить о том, кто конкретно придет. Называют разные фамилии, вплоть до некоторых военнослужащих, которые по происхождению кыргызы, но являются гражданами Российской Федерации. В принципе, такой опыт есть в странах, например, Балтии, когда представители вполне конкретного титульного этноса, имея гражданство других государств, становились во главе этих стран».
«Я не являюсь поклонником внедрения подобного механизма в странах Центральной Азии. Не из-за того, что мне не нравится какая-либо из стран, которая предложит кандидата, а потому что это ни к чему хорошему никогда не приводит. Как показал опыт, все люди, которые избираются непосредственно народом, отчитываются перед этим народом. А все люди, которых назначают для народа, ни перед кем не отчитываются, и начинается та же история, которая уже, к сожалению, стала “доброй традицией” в странах СНГ. То есть установление авторитарных тоталитарных режимов, волна беззакония, захлестнувшая общественную жизнь и крайне низкий уровень жизни большей части населения. Если Кыргызстан готов перейти уже к третьему этапу революционной деятельности, это крайне печально. В действительности, я всегда являлся противником насаждений каких-либо ставленников, откуда бы они ни приходили и с какими бы помыслами. Опыт показал, что это первый шаг к очень опасным вещам, последствия которых трудно предусмотреть», - сказал Улунян.
Комментируя назначение Владимира Рушайло спецпредставителем в Кыргызстане, эксперт сказал: «Сложно судить о том, какую роль можно отвести тому или иному политическому деятелю или чиновнику из России в вашей стране, потому что вся информация получается из неофициальных источников. В официальных источниках говорится либо о визитах, либо о переговорах по вопросам, представляющим взаимные интересы. У меня складывается впечатление, что все больше и больше ситуация в вашей стране будет рассматриваться, как нестабильная, независимо оттого будет ли это просто технический процесс выборов, либо формирование новой политической действительности, что естественно происходит отнюдь не по прописанным канонам, а стихийно. Если Кыргызстан будет рассматриваться как нестабильная страна, то будут предприниматься усилия, чтобы доказать гражданам Кыргызстана и политическим деятелям, что необходимо принимать экстраординарные меры».
«Я противник любых экстраординарных мер в Центральной Азии, потому что народы этого региона имеют право на собственное понимание того, как им развиваться. Никакие аргументы в пользу того, что необходимо достичь стабильности любой ценой, для меня, как историка, не являются убедительными. Уже были случаи, когда “добивались стабильности” в Афганистане, были случаи и попытки добиться и добились, так называемой, стабильности в Таджикистане, результат которой мы все знаем. Нужно вести переговоры. Это единственный на данный момент способ решения всех проблем именно в Центральной Азии. Если загнать ситуацию в подполье, а такое возможно, то рано или поздно ситуация может взорваться. Тогда придется принимать меры, которые могут оказаться катастрофичными для внешних сил, пытающихся что- то предпринять, и тогда придется спасать самих спасателей…», - сказал Артем Улунян.
Екатерина Иващенко, ВРС
«Никакие аргументы в пользу того, что необходимо достичь стабильности любой ценой, для меня, как историка, не являются убедительными», - сказал сегодня в интервью ВРС Артем Улунян, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель проекта Европейских сравнительно-исторических исследований.
Высказывая свое мнение относительно того, необходима ли в Кыргызстане так называемая твердая рука, Артем Улунян сказал что «ни о какой твердой руке, диктатуре или сильном человеке говорить в Кыргызстане не приходится, хотя бы по той причине, что такого человека в Кыргызстане нет».
«Немаловажно, что попытки появления на политическом поле Кыргызстана подобных лиц, имитировавших некую твердость, рано или поздно заканчивались всем известными событиями. В этой связи я глубоко убежден, что надежды на установление режима твердой руки, управляемой демократии или чего-то в этом роде, обречены на провал в политическом смысле этого слова».
«В экономическом смысле, твердая рука, во-первых, только усилит и так высокую степень коррупции. Во-вторых, увеличит зависимость Кыргызстана от иностранных государств, которые неминуемо воспользуются создавшейся ситуацией, для того, чтобы проводить политику подчинения Кыргызстана своим собственным интересам», - сказал Улунян.
Как отметил историк, «любая попытка установления подобных режимов заканчивается плачевно для стран, проходящих так называемый транзитный период».
«Кыргызстан до сих пор, к сожалению, как и большинство стран Центральной Азии, не перешел из постсоветского состояния в новое независимое государство, не имеющего ничего общего с советским прошлым», - считает эксперт.
Отвечая на вопрос о том, как в Кыргызстане можно стабилизировать обстановку, эксперт сказал: «Исходя из той информации, которую мы получаем не из СМИ, а из различных районов Кыргызстана, складывается неприятное впечатление, что в стране нет никакого желания или опыта создания неких переговорных процессов с регионами, в которых существуют вполне конкретные внутрирегиональные и межклановые отношения».
«Я глубоко убежден, что только таким способом можно добиться изменения ситуации. Речь идет о том, чтобы Кыргызстан смог, а такая возможность есть, добиться создания переговорного механизма или комиссии, которая могла бы стабилизировать ситуацию. Это очень важный момент», - отметил Артем Улунян.
«Кыргызстан сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, это чудовищная бедность основной массы граждан страны. Во-вторых, это те извращенные представления, которые культивировались предыдущим режимом в отношениях народ-собственность. В действительности, в обществе создавалась атмосфера всеобщей коррупции и, мягко говоря, непонимание того, что общество не может базироваться на принципах захватов, отъемов, откатов, что характерно не только для стран Центральной Азии, но для постсоветского пространства», - сказал Улунян.
Также в интервью была затронута давно муссируемая тема о том, что во главе Кыргызстана может встать ставленник крупной державы. По этому поводу эксперт сказал: «Мне трудно судить о том, кто конкретно придет. Называют разные фамилии, вплоть до некоторых военнослужащих, которые по происхождению кыргызы, но являются гражданами Российской Федерации. В принципе, такой опыт есть в странах, например, Балтии, когда представители вполне конкретного титульного этноса, имея гражданство других государств, становились во главе этих стран».
«Я не являюсь поклонником внедрения подобного механизма в странах Центральной Азии. Не из-за того, что мне не нравится какая-либо из стран, которая предложит кандидата, а потому что это ни к чему хорошему никогда не приводит. Как показал опыт, все люди, которые избираются непосредственно народом, отчитываются перед этим народом. А все люди, которых назначают для народа, ни перед кем не отчитываются, и начинается та же история, которая уже, к сожалению, стала “доброй традицией” в странах СНГ. То есть установление авторитарных тоталитарных режимов, волна беззакония, захлестнувшая общественную жизнь и крайне низкий уровень жизни большей части населения. Если Кыргызстан готов перейти уже к третьему этапу революционной деятельности, это крайне печально. В действительности, я всегда являлся противником насаждений каких-либо ставленников, откуда бы они ни приходили и с какими бы помыслами. Опыт показал, что это первый шаг к очень опасным вещам, последствия которых трудно предусмотреть», - сказал Улунян.
Комментируя назначение Владимира Рушайло спецпредставителем в Кыргызстане, эксперт сказал: «Сложно судить о том, какую роль можно отвести тому или иному политическому деятелю или чиновнику из России в вашей стране, потому что вся информация получается из неофициальных источников. В официальных источниках говорится либо о визитах, либо о переговорах по вопросам, представляющим взаимные интересы. У меня складывается впечатление, что все больше и больше ситуация в вашей стране будет рассматриваться, как нестабильная, независимо оттого будет ли это просто технический процесс выборов, либо формирование новой политической действительности, что естественно происходит отнюдь не по прописанным канонам, а стихийно. Если Кыргызстан будет рассматриваться как нестабильная страна, то будут предприниматься усилия, чтобы доказать гражданам Кыргызстана и политическим деятелям, что необходимо принимать экстраординарные меры».
«Я противник любых экстраординарных мер в Центральной Азии, потому что народы этого региона имеют право на собственное понимание того, как им развиваться. Никакие аргументы в пользу того, что необходимо достичь стабильности любой ценой, для меня, как историка, не являются убедительными. Уже были случаи, когда “добивались стабильности” в Афганистане, были случаи и попытки добиться и добились, так называемой, стабильности в Таджикистане, результат которой мы все знаем. Нужно вести переговоры. Это единственный на данный момент способ решения всех проблем именно в Центральной Азии. Если загнать ситуацию в подполье, а такое возможно, то рано или поздно ситуация может взорваться. Тогда придется принимать меры, которые могут оказаться катастрофичными для внешних сил, пытающихся что- то предпринять, и тогда придется спасать самих спасателей…», - сказал Артем Улунян.
Екатерина Иващенко, ВРС
Поделиться: