АРМЯНИН С РУССКОЙ ДУШОЙ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Маленький уютный класс на втором этаже Ставропольского краевого музыкального колледжа в Минеральных Водах. На двери красная табличка: «Отделение струнных инструментов». Под гулкие звуки контрабаса меня встречает немолодой человек с добрыми глазами. Это музыкант, хоровой дирижер, композитор и исполнитель авторских песен Эдуард Григорянц. Он преподает здесь с 1970 года - 39 лет. Композиторский стаж и того больше - 58 лет, ведь он пишет музыку с 10-летнего возраста.
АРМЯНИН С РУССКОЙ ДУШОЙ

Маленький уютный класс на втором этаже Ставропольского краевого музыкального колледжа в Минеральных Водах. На двери красная табличка: «Отделение струнных инструментов». Под гулкие звуки контрабаса меня встречает немолодой человек с добрыми глазами. Это музыкант, хоровой дирижер, композитор и исполнитель авторских песен Эдуард Григорянц. Он преподает здесь с 1970 года - 39 лет. Композиторский стаж и того больше - 58 лет, ведь он пишет музыку с 10-летнего возраста.

Эдуард Суренович Григорянц родился в 1941 году в Ташкенте. Музыкальное училище окончил в столице в Нальчике сразу по двум специальностям - хоровое дирижирование и контрабас. По окончании училища работал в оркестре Кисловодской филармонии и одновременно начал давать сольные авторские концерты. Затем окончил Одесскую консерваторию, также сразу два факультета - струнный (контрабас) и дирижерско-хоровой. За свою педагогическую карьеру воспитал десятки музыкантов, как контрабасистов, так и дирижеров-хоровиков. Многие из сейчас работают в ведущих симфонических, джазовых и эстрадных оркестрах Москвы, Краснодара, Ростова-на-Дону, Пятигорском театре оперетты.

В апреле этого года Эдуард Григорянц получил звание «Заслуженный работник культуры РФ» и по этому поводу согласился дать мне интервью.

- Эдуард Суренович, что нужно сделать, чтобы в провинции получить звание «Заслуженный работник культуры РФ»?

- Не знаю. Я никогда не пытался сделать карьеру. В начале 1970-х в Пятигорске на базе санатория «Машук» по просьбе городского отдела культуры я создал эстрадный ансамбль «Молодость», который стал вскоре очень популярным. В нем работали лучшие музыканты города. Мы участвовали в огромном количестве концертов, становились лауреатами разных конкурсов. Благодаря этому меня узнали в крае. Я ничего не делал специально, чтобы меня узнали в Москве на Всесоюзном радио, на телевидении. Я играл в санаториях, на крытых и летних площадках города авторские песни. Мне была интересна, прежде всего, эта работа ней - непосредственный контакт с публикой. Свое творчество - хорошо оно или плохо - можно проверять на людях, на публике. Как-то само собой получилось возглавить худсовет Пятигорска.

-К композиторам какого жанра вы себя причисляете? Считаете ли Вы себя композитором-песенником, ведь только в фондах Всероссийского радио более 30 ваших песен?

- Я не чистый песенник, у меня много инструментальной музыки. Я просто композитор. Есть композиторы, которые ограничивают себя каким-то жанром. Мне их жалко. Я не люблю себя ограничивать. Могу сказать, что воспитывался в академическом ключе, много играл в симфоническом оркестре - был концертмейстером группы из восьми контрабасов, вырос на классической музыке и у меня классическое мышление. В музыкальном училище я долгое время руководил симфоническим оркестром. И, вместе с тем, очень люблю песни! Это очень трудный жанр, если относиться к нему не так наплевательски, как относятся сегодня. Песня, на самом деле - гармоническое и мелодическое богатство.

- Представителем какой эпохи вы себя считаете? Вы современный российский композитор?

- Я советский композитор и горжусь этим. Я никогда не был коммунистом и вообще партийным, но считаю, что в области музыки Советскому союзу не было равных в мире. Министерство культуры тогда уделяло музыке огромное значение, так как музыка - душа народа, она поднимает моральный дух народа, государства. Тогда это понимали. Я пять лет проработал в Германии и могу с полной ответственностью сказать, что уровень советских музыкантов был на порядок выше, чем зарубежных.

- Отличается ли жизнь музыканта советской эпохи от той, которой вы живете сейчас. В чем вы сегодня черпаете вдохновение?

- Нет, напротив, они похожи. Отношением, любовью слушателя. Конечно, музыканту никогда не было легко, ни тогда, ни сейчас. Но если у тебя есть слушатели, люди, которые к тебе хорошо относятся - появляется вдохновение. Оно зависит от людей. Это то, что называется творческими контактами композитора, музыканта. Если они есть, если тебя понимают и ценят - ты пишешь музыку. Нет - не пишешь, но потом этот период проходит, и опять появляются «крылья». И так снова и снова.

- Пишете ли вы музыку с национальным, армянским колоритом?

- Я чистый армянин, вырос в культурной армянской семье. Моя мама была очень известным в Пятигорске человеком, возглавляла курортно-поликлиническое объединение, заведовала всеми «курсовочниками». Она окончила Московскую медицинскую академию. Отец был офицером, танкистом, погиб в Великую Отечественную войну в битве под Курской дугой. Но я - обрусевший армянин, я армянин с русской душой и, так получилось - не уделял национальной музыке большого внимания. Хотя, многие говорят, что в моей музыке слышны армянские мотивы. Наверное - это кровь, это национальные корни.

- Работа с какими исполнителями оставила след в вашем творчестве?

- Однажды в моей жизни произошел очень интересный случай. На одном из моих концертов в санатории Пятигорска ко мне подошла красивая молодая девушка и попросила ноты моей песни о Ленине. Я ей начеркал мелодию на обратной стороне своей афиши. И что вы думаете! Через 10 дней я слышу свою «Песню о Ленине» по телевизору на Международном фестивале в Сочи. Я чуть в обморок не упал, когда Александр Масляков объявил: «Композитор Эдуард Григорянц на стихи Наума Олева, исполняет Галина Ненашева». Была такая молодая певица, очень душевная, очень интересно пела, в особой, свойственной только ей манере. Вот такой был случай, совершенно неожиданный для меня. И очень приятный. Это был 1970 год.

-Над чем работаете сейчас?

-Сейчас я пишу инструментальную сюиту для ансамбля деревянно-духовых инструментов. Вернее сказать, для секстета. Это артисты Московской филармонии, и я пишу секстет по их просьбе.

-Каким вы видите будущее российской музыкальной культуры?

-О будущем говорить сложно, но уже сейчас я как преподаватель музыкального колледжа вижу, что уровень профессионализма музыкантов растет. Растет интерес молодежи к музыке. Если студенты меня все чаще и чаще просят написать какую-нибудь пьесу или песню и с удовольствием их исполняют, значит, что все у нас наладится, все будет хорошо!

Беседовала Лада Леденева, Минеральные Воды - Пятигорск

Теги: Культура

Поделиться: