Армения-Турция: протокольная дружба

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В субботу в Цюрихе со второй попытки были подписаны армяно-турецкие протоколы о нормализации отношений и установлении дипломатических отношений, открывающие новую страницу не только в отношениях двух стран и народов, но и кардинально меняющие векторы геополитического устройства региона Южного Кавказа. Присутствие в Швейцарии госсекретаря США Хиллари Клинтон, главы МИД России Сергея Лаврова и верховного комиссара по внешней политике Евросоюза Хавьера Соланы подчеркивало особый статус документов. Тем не менее и в Армении, и в Турции не однозначно воспринимают соглашения, акцентируя внимание на негативных, проигрышных для каждой из стран сторонах протоколов и их последствиях.
Армения-Турция: протокольная дружба

В субботу в Цюрихе со второй попытки были подписаны армяно-турецкие протоколы о нормализации отношений и установлении дипломатических отношений, открывающие новую страницу не только в отношениях двух стран и народов, но и кардинально меняющие векторы геополитического устройства региона Южного Кавказа. Присутствие в Швейцарии госсекретаря США Хиллари Клинтон, главы МИД России Сергея Лаврова и верховного комиссара по внешней политике Евросоюза Хавьера Соланы подчеркивало особый статус документов. Тем не менее и в Армении, и в Турции не однозначно воспринимают соглашения, акцентируя внимание на негативных, проигрышных для каждой из стран сторонах протоколов и их последствиях. Чтобы вы смогли сами разобраться в хитросплетениях дипломатического языка протоколов мы предоставляем вам возможность ознакомится с полным текстом на русском и турецком языках, а также узнать мнения экспертов на этот счет. Мы задали нашим экспертам главному редактору портала «Вестник Кавказа» Алексею Власову, руководителю русской редакции, ведущему турецкого новостного телеканала 6news Тогрулу Исмаилу, независимому турецкому эксперту Эльдару Аббасу и политологу Евгению Кришталеву всего один, но очень емкий вопрос, на который получили расширенные ответы.

КАК ПОДПИСАНИЕ ПРОТОКОЛОВ ОТРАЗИТСЯ НА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ-ПОДПИСАНТАХ - ТУРЦИИ И АРМЕНИИ, А ТАКЖЕ В ЦЕЛОМ НА ГЕОПОЛИТИКЕ РЕГИОНА?

КРИШТАЛЕВ : Подписание цюрихских протоколов войдет в историю как первый документ, подписанный между Арменией и Турцией в XIX веке. Это принципиальное решение сторон может серьезно перекроить геополитическую карту региона. По сути, протоколы открывают новую эру в отношениях между турками и армянами, другое дело смогут ли оба народа осилить этот путь и дойти до конца. Пока таких предпосылок не очень много. Противодействие вполне осознанное и основанное на жесткой логике очень весомо в обеих странах. Для правящих партий это огромный риск, грозящий смести их с политической арены. Общества, кажется, не готовы к таким революционным подходам. Несомненно, на Турцию оказывает серьезное давление фактор Азербайджана. Братский союзник на востоке не может разрешить собственные проблемы с Арменией и вернуть контроль над собственными оккупированными территориями, не говоря уже о возвращении в лоно страны сепаратистского армянонаселенного Карабаха. Анкара обязалась помогать в этом процессе, а на деле заключила собственную сделку с Ереваном без увязок на принуждение армян уйти с азербайджанских земель. Именно так выглядит картинка Цюриха из Баку. Все это может активно использовать турецкая оппозиция, солидаризировавшаяся с азербайджанцами.

Для Армении самым весомым и опасным является фактор диаспоры. Именно армяне мира помогают выжить паре миллионов жителей Армении, пересылая деньги родственникам, а также выбивая средства в виде государственной помощи от стран, где они проживают. Именно этим и была вызвана необходимость турне Сержа Саргсяна по диаспоральным организациям. Оно показало, что в целом одобряя основной вектор протоколов нормализации отношений с Турцией, диаспора требует однозначного позиционирования в них понятия геноцида. Единственным способом сбить волну, на мой взгляд, станет затягивание процесса ратификации протоколов в парламентах обеих стран. Кроме того, никто не сможет заставить Турцию физически открыть границы, даже если депутаты одобрят документы. Это станет последним аргументом для турецких властей в диалоге с Азербайджаном. Невыполнение технического требования открыть границы не сможет опрокинуть весь процесс сближения с Арменией. К тому же за два месяца не исключено и то, что в ситуации с нагорным Карабахом могут проявиться проблески движения вперед.

ИСМАИЛ: Подписание протоколов, на мой взгляд, историческое событие. Его важность подчеркивает то, что оно было поддержано практически всеми ведущими центрами мира – США, Евросоюзом, Россией. Однако и после подписания документа осталось множество острых вопросов, и можно предположить, что дебаты в турецком и армянском обществе еще более ужесточаться. Показательно, что после подписания соглашения стороны не выступили с заявлениями, хотя это предполагалось форматом церемонии. Лишь спустя некоторое время глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу сделал заявление, что всеобъемлющий мир и восстановление отношений между Турцией и Арменией невозможны без разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Он подтвердил, что подписание соглашения не означает, что Турция оставила Азербайджан. Турецкие лидеры - и президент, и премьер - также подтвердили свою приверженность союзническим отношениям с Азербайджаном. Однако это понимание осложняет отсутствие в самих текстах протоколов упоминаний о карабахском урегулировании и принуждение Армении пойти на уступки Азербайджану.

В протоколах есть два момента, которые интересуют турецкую сторону – это, прежде всего, отказ армянской стороны от территориальных претензий к Турции, а во-вторых, фактический отказ Армении от продолжения процесса признания так называемого геноцида армян в начале XX века. Открытие границ может произойти только после ратификации этих протоколов в парламентах обеих стран. А это будет очень не просто. В Турции главные оппозиционные Народно-республиканская партия и Партия националистического движения открыто выступают против такого решения правящей партии Справедливости и развития. Кроме того, и в правящей партии есть разногласия относительно сущности протоколов. Основное недовольство заключается в том, что в текстах нет упоминания вопроса Карабаха.

Этот вопрос объясняется лишь тем, что на Анкару было оказано неимоверное давление со стороны Вашингтона, считающего, что темы Карабаха и нормализации отношений Турции с Арменией должны быть параллельны, но не увязаны. Жесткая реакция Баку вполне объяснима и она опирается на поддержку в политических кругах той же Турции. Можно уверенно говорить о том, что суть разногласий заключается только в карабахском вопросе и той степени поддержки, которую Турция выразит союзному Азербайджану. Еще одним предметом для беспокойства турецких политиков стали опасения в том, что правящая партия, начав диалог по теме геноцида в рамках образуемой международной экспертной комиссии, доведет ситуацию до того, что Турции придется со временем официально признать трагические события 1915 года не иначе как геноцидом.

Если смотреть на Армению, то можно тоже увидеть разделение мнений. Говорить о том, что Ереван победил однозначно нельзя. Если учесть, что в самой стране проживает примерно 2,5 миллиона армян, а армянская диаспора насчитывающая примерно 5 миллионов, то можно предположить, что диаспора и без того имеющая огромное влияние на власти Армении, станет давить еще больше. В случае ратификации парламентом страны текстов протоколов никто не запретит армянским диаспоральным организациям действовать самостоятельно. Посему для Турции угроза действий для признания геноцида подписанием протоколов не исчерпана. Даже само место подписания соглашений – Швейцария – показательно. В этой стране принят закон признающий факт геноцида армян. И в этом смысле швейцарцы выступают как косвенно заинтересованная сторона.

Что касается Азербайджана, то, несмотря на всю напряженность ситуации, я бы посоветовал азербайджанцам проявить выдержку и хладнокровие. Турция не оставит Азербайджан в одиночестве, будет и дальше использовать все дипломатические возможности для содействия в урегулировании конфликта, ведь подписание протоколов не означает одномоментного открытия границы. Только после того, как Азербайджан сигнализирует турецким партнерам о том, что в карабахском процессе есть подвижки и армянские вооруженные формирования уходят с оккупированных территорий, Анкара сделает практический шаг навстречу Еревану. Исторически ни Турция, ни Азербайджан не имели территориальных и иных притязаний к Армении. Анкара одной из первых признала независимость Еревана в начале 1990-х годов, и только после ее агрессивных действий закрыла сухопутные границы. Однако граждане Армении могут свободно въезжать в Турцию, по данным статистики, примерно 70 тысяч армян живет и работает в нашей стране, открыто воздушное сообщение, иные способы коммуникаций.

АББАС: Армения и Турция, государства-соседи, спустя 88 лет взаимной неприязни (со времен Карсского договора 1921 года, подписанного между Турцией с одной стороны и Арменией, Азербайджаном и Грузией), наконец, решились нормализовать отношения и установить дипломатические отношения. Совершен исторический факт, который войдет, несомненно, в историю обоих народов. Еще на этапе подписания протоколов на страницах СМИ обеих стран можно было прочесть многочисленные комментарии, провозгласившие победу своей дипломатии. Но как бы то ни было подписание протоколов между Арменией и Турцией – это в первую очередь победа здравого смысла. Установление дипломатических отношений и открытие границ однозначно выгодно для Армении, которая после августовской войны между Россией и Грузией стала окончательно отрезана от России.

Включение в протоколы фразы "регулярно проводить политические консультации между министерствами иностранных дел двух стран, реализовать диалог в исторической плоскости между двумя народами, направленный на восстановление взаимного доверия, в том числе с помощью научного беспристрастного изучения исторических документов и архивов для уточнения имеющихся проблем и формулирования предложений" однозначно может считаться победой турецкой дипломатии. Дело в том, что еще в октябре 2005 года премьер-министр Турции Эрдоган направил письмо на имя прежнего президента Армении Кочаряна с предложением начать нормализацию отношений между двумя странами. В этом контексте было предложено создать независимую комиссию с участием международных экспертов для беспристрастного изучения белых пятен в отношениях этих двух народов, в первую очередь так называемый "геноцид армян в Оттоманской Турции". Армянская сторона тогда резко выступила против идей Эрдогана, считая, что факт геноцида безусловен и не подлежит обсуждению. В этом отношении не трудно понять возмущение старейшей и оппозиционной партии "Дашнакцютун", а также армянской диаспоры почти во всех странах мира. Теперь слово за парламентами Турции и Армении. Подписание протоколов о нормализации отношений между двумя странами только начало долгих и мучительных процессов. Потому что в обеих странах есть ярые противники нормализации отношений.

ВЛАСОВ: Несмотря на то, что ТВ-картинка с подписания протоколов об открытии границ явила веселого и жизнерадостного Ахмета Давутоглу и грустного Эдварда Налбандяна, есть мнение, что в реальности внутриполитическая реакция на достигнутые соглашения обратно пропорциональна степени оптимизма главных подписантов. Несмотря на жесткую критику со стороны диаспоры, Сержу Саргсяну и его команде пока что удалось обойти все айсберги первой фазы армяно-турецкого сближения. И в тот критический момент, когда переговоры находились под угрозой срыва из-за изменения текста выступления представителя турецкой делегации после подписания протоколов, куда было включено упоминание о нагорно-карабахской проблеме, то и здесь давление со стороны США, России и Евросоюза, в конечном счете, побудило Анкару отказаться от запланированной связки нагорно-карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений. Поэтому некоторая эйфория, которая царит сейчас в Ереване, конечно, не снимает комплекс вопросов, обозначенных во время встречи армянского лидера с представителями диаспоры. Но можно предположить, что Саргсяну удастся грамотно использовать подписанные протоколы ровно до того момента, пока оппозиция внутри самой Армении не найдет в них некие новые доказательства «предательства» национальных интересов. Так что руководство Армении пока в плюсе, но это, что называется, «не долгоиграющая» победа.

Анкара пока что в минусе. Поскольку и вопрос о геноциде, и вопрос о судьбе Нагорного Карабаха по-прежнему находятся в подвешенном состоянии. Например, в заявлениях азербайджанского МИДа Анкаре напоминается о ее собственных заявлениях о невозможности открытия границ Армении до прекращения оккупации части территории Азербайджана. Об этом уже говорят не только в Баку, но и представители оппозиции нынешней власти. Премьер-министр Эрдоган чувствует некую двойственность положения турецкого правительства. Уже через несколько часов после подписания документов последовали разъяснения о том, что Анкара никогда не оставит в одиночестве своих азербайджанских братьев. Вопрос только, как именно правительство намеревается эти обещания выполнять. Учитывая мощный ресурс оппозиции в Турции и «особое мнение» турецких военных, Гюля и Эрдогана могут ждать очень непростые времена. И тут уже большой вопрос, насколько, с точки зрения внутренней устойчивости кабинета, ему могут оказать содействие любые заявления Хилари Клинтон или представителей Евросоюза. Таким образом, пока что Армения осталась в плюсе, ну а Турция, похоже, вступает в зону относительной политической турбулентности.

ПРОТОКОЛ О РАЗВИТИИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ АРМЕНИЯ И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

Республика Армения и Турецкая Республика: Руководствуясь подписанным в тот же день Протоколом об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой; Учитывая перспективы развития двусторонних отношений на основании доверия и взаимного уважения интересов; Приняв решение развить и углубить свои двусторонние отношения в политической, экономической, энергетической, транспортной, культурной, научной, технической и других сферах, на основании взаимных интересов двух стран; Поддерживая развитие сотрудничества между двумя странами в международных и региональных организациях, в частности в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, Совете Евратлантического партнерства, ОЧЭС; Учитывая общую цель двух государств сотрудничать в деле укрепления стабильности и безопасности в регионе во имя обеспечения демократического развития региона; Подтверждая свою приверженность мирному урегулированию региональных, межнациональных конфликтов на основании принципов Международного права; Подтверждая свою готовность активно поддерживать действия международного сообщества, направленные против таких угроз стабильности и безопасности в регионе и мире, как терроризм, наднациональная организованная преступность, незаконная торговля наркотиками и оружием

1. Договорились открыть общую границу в течение двух месяцев после вступления в силу данного Протокола, 2. Договорились Регулярно проводить политические консультации между Министерствами иностранных дел двух стран, реализовать диалог в исторической плоскости между двумя народами, направленный на восстановление взаимного доверия, в том числе с помощью научного беспристрастного изучения исторических документов и архивов для уточнения имеющихся проблем и формулирования предложений, максимально использовать имеющиеся между двумя странами дорожную, транспортную, энергетическую инфраструктуры и сети, и предпринять меры в этом направлении, с целью способствовать стимулированию сотрудничества между двумя странами развить двустороннее договорно-правовое поле, сотрудничать в сфере науки и образования, посредством стимулирования отношений между соответствующими заведениями, обмена специалистами и студентами, проводить работы с целью сохранения культурного наследия двух стран и реализации совместных культурологических программ, с целью оказания необходимого содействия гражданам двух стран согласно Венской конвенции о Консульских отношениях от 1963 года установить сотрудничество в консульской сфере, предпринять конкретные меры с целью развития торговли, туризма и экономического сотрудничества между двумя странами, развернуть диалог и укрепить сотрудничество в сфере охраны природы, 3. Договорились с целью реализации непосредственных обязательств вышеуказанного второго функционального абзаца сего Протокола создать двустороннюю межправительственную комиссию, которая будет иметь отдельные подкомиссии.

С целью разработки механизмов работы межправительственной комиссии и ее подкомиссий через два месяца со следующего дня с момента вступления в силу этого Протокола будет создана рабочая группа под руководством двух министров иностранных дел. В течение трех месяцев после вступления в силу данного Протокола эти механизмы работы будут утверждены на министерском уровне. Первое заседание межправительственной комиссии состоится сразу же после принятие указанных механизмов. Подкомиссии начнут свою работу не позже, чем через месяц после этого и будут последовательно действовать до завершения своего мандата. По мере необходимости в работах подкомиссий будут участвовать международные эксперты. Двусторонне согласованный график и элементы по реализации данного Протокола представлены в приложении, которое является неотъемлемой частью сего Протокола. Данный Протокол и Протокол «Об установлении дипломатических отношений между республикой Армения и Турецкой Республикой» вступают в силу в первый день месяца, следующего за обменом инструментами ратификации. Подписано равнозначными копиями на армянском, турецком и английском языках. В случае наличия разногласий в трактовке, предпочтение отдается тексту на английском языке. Приложение. Элементы и график реализации Протокола о развитии отношений между Республикой Армения и Республикой Турция

TÜRKİYE CUMHURİYETİ VE ERMENİSTAN CUMHURİYETİ ARASINDA İKİLİ İLİŞKİLERİN GELİŞTİRİLMESİNE DAİR PROTOKOL Türkiye Cumhuriyeti ve Ermenistan Cumhuriyeti

Aynı gün imzalanan Türkiye Cumhuriyeti ve Ermenistan Cumhuriyeti arasında Diplomatik İlişkilerin Kurulması Protokolü rehberliğinde, İkili ilişkilerini karşılıklı çıkarlara saygı ve güven temelinde geliştirme hedeflerini göz önünde bulundurarak, İkili ilişkilerini iki ülkenin ortak çıkarları temelinde, siyasi, ekonomik, enerji, ulaştırma, bilimsel, teknik, kültürel ve diğer alanlarda geliştirmeye ve ilerletmeye kararlı olarak, Uluslararası ve bölgesel örgütlerde işbirliğinin, iki ülke arasında özellikle BM, AGİT, Avrupa Konseyi, Avrupa-Atlantik İşbirliği Konseyi ve KEİ kapsamında geliştirilmesine destek vererek, İki devletin, bölgede demokratik ve sürdürülebilir gelişmenin sağlanması, bölgesel istikrar ve güvenin artırılması için işbirliği yapmak yönündeki ortak amaçlarını dikkate alarak, Bölgesel ve uluslararası uyuşmazlık ve çatışmaların uluslararası hukuk ilkeleri ve normları temelinde barışçı şekilde çözümlenmesi hususundaki taahhütlerini tekrarlayarak, Terörizm, sınır aşan örgütlü suçlar, uyuşturucu ve silah kaçakçılığı gibi bölgeye ve dünya güvenliği ve istikrarına yönelik ortak güvenlik tehditleri konusunda uluslararası toplumun eylemlerini güçlü şekilde desteklemeye hazır olduklarını yeniden vurgulayarak, 1- Bu Protokolün yürürlüğe girmesinden itibaren 2 ay içerisinde ortak sınırın açılması hususunda anlaşmışlardır, 2- Her iki ülkenin Dışişleri Bakanlıkları arasında düzenli siyasi istişare gerçekleştirilmesi, İki halk arasında karşılıklı güven tesis edilmesi amacıyla, mevcut sorunların tanımlanmasına ve tavsiyelerde bulunulmasına yönelik olarak, tarihsel kaynak ve arşivlerin tarafsız bilimsel incelemesini de içerecek şekilde bir diyaloğun uygulamaya konulması, İki ülke arasında mevcut ulaştırma, iletişim, enerji altyapısı ve şebekelerinden en iyi şekilde istifade edilmesi ve bu yönde tedbirler alınması, İki ülke arasında işbirliğini güçlendirmek amacıyla ikili hukuki çerçevenin geliştirilmesi, İlgili kurumlar arasında ilişkilerin desteklenmesi ve uzman ve öğrenci değişimini teşvik etmek yoluyla bilim ve eğitim alanlarında işbirliği yapılması ve iki tarafa ait kültürel mirasın korunması ve ortak kültürel projelerin başlatılması amacıyla harekete geçilmesi, İki ülkenin vatandaşlarına gerekli yardımı ve korumayı sağlayabilmek için 1963 tarihli Konsolosluk İlişkilerine dair Viyana Sözleşmesi uyarınca konsolosluk alanında işbirliği tesis edilmesi, İki ülke arasında ticaret, turizm ve ekonomik işbirliğinin geliştirilmesi amacıyla somut tedbirler alınması, Çevre konularına ilişkin diyalog kurulması ve işbirliğinin güçlendirilmesi, hususlarında anlaşmışlardır. 3- Ayrıca, bu Protokol'ün 2. işlem paragrafında ifade edilen yükümlülüklerin hızlı bir şekilde uygulanmasını teminen, ayrı alt komisyonları da kapsayan Hükümetlerarası bir ikili Komisyon'un kurulması hususunda anlaşmışlardır. Hükümetlerarası komisyonun ve alt komisyonlarının çalışma kurallarını hazırlamak üzere işbu Protokolün yürürlüğe girmesini izleyen günden 2 ay sonra iki Dışişleri Bakanı başkanlığında bir çalışma grubu oluşturulacaktır. Bu çalışma kuralları, işbu Protokol'ün yürürlüğe girmesini izleyen 3 ay içerisinde Bakanlar seviyesinde onaylanacaktır. Hükümetlerarası komisyon anılan çalışma kurallarının kabul edilmesinin hemen ardından ilk toplantısını gerçekleştirecektir. Alt komisyonlar, bu andan itibaren en geç 1 ay içerisinde çalışmalarına başlayacak ve görevlerini tamamlayana dek ara vermeden çalışacaklardır. Uygun olması halinde alt-komisyonlara uluslararası uzmanlar da katılacaktır."

Поделиться: