АНК: без сенсаций, но возможны неожиданности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Что касается содержания Доктрины, то это ведь рабочий документ, по которому, как я полагаю, предстоит еще очень серьезная дискуссия, о чем в мягкой форме высказался и сам Президент. Мне кажется, что авторы этой концепции пошли по пути соединения нескольких президентских выступлений, в которых речь шла о процессе формирования казахстанской модели межэтнической толерантности.
АНК: без сенсаций, но возможны неожиданности.

Интервью с Алексеем Власовым. АНК: без сенсаций, но возможны неожиданности.

******************************************************************************

Джанибек Сулеев: -Алексей Викторович, вы принимали участие работе очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана. Какова Ваша оценка итогов этого форума?

- Прежде всего, хотел бы поблагодарить Научно-экспертный совет при АНК и лично господина Тугжанова за любезное приглашение. Презентация нашего совместного с Ассамблеей издания прошла, на мой взгляд, вполне успешно.

Ну, а в целом, мероприятие было достойно организовано, а в содержательном плане сессия прошла достаточно спокойно без каких-либо шероховатостей, но и без особых политических сенсаций. Доклад Президента на этот раз не содержал каких-то прорывных предложений и инициатив, а был выдержан, в деловом, сдержанном тоне. Ну, разве что все присутствующие обратили внимание на предложение Нурсултана Назарбаева об учреждении золотой медали «единства народа Казахстана» или еще одна инициатива - создание Агентства по делам религий.

Под ОБСЕ заточена и идея издания «Казахстан – интегральная матрица единства и согласия». Напомню, что Президент дал поручение:«Секретариату ассамблеи народа Казахстана необходимо обобщить казахстанский опыт межнационального согласия, выпустить на основных европейских языках специальное издание под названием «Казахстан – интегральная матрица единства и согласия» и распространить странам и главам государств нашу работу». Это явно плановый заход.

Но у меня, кстати, сложилось впечатление, что предложение по созданию Агентства первоначально не было включено в текст доклада и относилось уже к другой категории - к числу «фирменных фишек» Нурсултана Назарбаева - вносить коррективы в уже согласованный и изначально утвержденный текст выступления.

Д.С. -С чем, по-Вашему мнению, связана эта идея?

-Можно только строить догадки. Ну, например, этот шаг связан с будущим председательством Казахстана в ОБСЕ, и создание подобной структуры направлено на то, чтобы усилить линию меконфессионального диалога в дополнение к, скажем, более разработанной теме межэтнической толерантности.

Любопытно будет узнать, кого персонально Президент планирует в качестве руководителя этого Агентства. Возможно, что должность создается не под идею, а под конкретное лицо, которое необходимо перевести с занимаемого поста на новое место, не порождая какую-либо аппаратную напряженность.

Д.С.-Каково Ваше мнение о Доктрине национального единства? Я процитирую "Казправду": "Все эти факторы и механизмы их имплементации в социум должны найти отражение в Доктрине национального единства Казахстана – новом стратегическом документе в сфере государственной национальной политики страны. Проект этой целостной программы действий государства и общества по всему комплексу межэтнических и межконфессиональных отношений уже разработан". Последняя фраза, насколько это так?

-Мне показалось, что эти документы, я имею в виду Доктрину и доклад Президента, готовили разные структуры. Поэтому возникали определенные несостыковки между двумя текстами. Не скажу, что эти противоречия носили системный характер, но можно предположить, что один из документов готовился, предположим, в АП, а другой специалистами Ассамблеи народа Казахстана.

Что касается содержания Доктрины, то это ведь рабочий документ, по которому, как я полагаю, предстоит еще очень серьезная дискуссия, о чем в мягкой форме высказался и сам Президент. Мне кажется, что авторы этой концепции пошли по пути соединения нескольких президентских выступлений, в которых речь шла о процессе формирования казахстанской модели межэтнической толерантности.

Но соединение разножанровых текстов в рамках одного документа не всегда создает «добавленную стоимость» информации, в том числе, по самому острому и болезненному вопросу для казахстанского общества – что именно будет составлять первооснову национального единства? Какие ценностные ориентиры?

Президент сказал так: «Укрепив национальное единство, мы сделаем сильнее наше государство». Эта позиция не вызывает сомнений. Следовательно, перед Доктриной национального единства стоит задача определения механизмов, через которые будет развиваться гражданская идентичность, толерантность, а, в конечном счете, то самое казахстанское единство, о котором так много говорилось на Сессии АНК.

И в выступлении Президента, и в проекте доктрины много внимания уделялось развитию казахского языка. Но опять-таки, Президент абсолютно четко высказался за то, чтобы это усиление шло не в ущерб пространству русского языка. В Доктрине, по идее, нужно эту тему развить до такого состояния, чтобы ни один госчиновник, особенно на местах, не мог превратно интерпретировать данную установку.

Поэтому давать сейчас конкретные оценки новой идеологии национального единства, мне кажется, по меньшей мере, преждевременно. К сожалению не удалось пообщаться с Бериком Абдыгалиевым. Думаю, что его опыт и глубокое понимание проблемы могли бы помочь в столь серьезной работе. Да и нуротановцы, не сомневаюсь, предложат свое видение проблемы.

Кстати, на следующий день после завершения Сессии прошло заседание Научно-экспертного совета АНК, и мне, как раз, показалось, что у представителей этнокультурных обществ в регионах есть много интересных предложений, которые, при надлежащем уровне их практической адаптации, смогут помочь превратить Доктрину из рабочего документа в реальную программу действий. Тем более, еще раз подчеркну: абсолютно очевидно, что именно концепция межэтнического и меконфессионального согласия будет главным проектом Казахстана на время председательства страны в ОБСЕ, но учитывая важность внешнеполитических инициатив, следует помнить, что главный резон, по которому необходимо разработать и принять эту доктрину, является соображением внутреннего порядка, а именно, нерешенный комплекс вопросов, связанный с адекватными ответами на новые вызовы времени, где в общем-то понятно, что только через механизмы АНК, без привлечения институтов гражданского общества решать эти задачи будет крайне сложно.

Я думаю, что большинство собравшихся в зале, эту реальность осознали.

Были интересные детали на сессии. Так самыми озабоченными участниками торжества выглядели акимы, у которых явно не было особых поводов для радости, судя по их напряженным лицам. Но вряд ли это было связано с прозвучавшим на Сессии докладом, скорее всего, у Президента были какие-то конкретные претензии к региональным вождям. Благо они все собрались в одном зале.

Это лишний раз доказывает: праздник праздником, а нынешняя ситуация в Казахстане такова, что на смену пиар-проектам неизбежно приходит реальная политика. И то, насколько Ассамблея народа Казахстана сможет «вписаться» в этот новый тренд, который существует помимо воли и желания госчиновников, вот именно от этого обстоятельства зависит будущие роль и место Ассамблеи народа Казахстана в жизни страны.

Теги: Казахстан

Поделиться: