Андрей Гусев. Партнеры, загнанные в тупик

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Строительство тоннеля «Истиклол» через высокогорный перевал «Анзоб» - это первый этап выхода Таджикистана из транспортного тупика» - такое высокопарное заявление сделал президент Эмомали Рахмон летом 2006 года на официальной церемонии открытия нового объекта. Присутствовал тогда на торжествах и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который, вдохновленный пафосной речью коллеги, не удержался и отметил, что «развитие Таджикистана - это и развитие Ирана». Ах, если бы он знал, в какой тупик загонит его коварный хозяин дружественного, как тогда казалось, государства. Ведь на обещания о вечной преданности не скупились ни Э.Рахмон, ни его министры. Доверчивые иранцы подпрыгивали от счастья, думая, что взяли эту страну в плотные объятья. Рано радовались.
Андрей Гусев. Партнеры, загнанные в тупик

Андрей Гусев. Партнеры, загнанные в тупик

«Строительство тоннеля «Истиклол» через высокогорный перевал «Анзоб» - это первый этап выхода Таджикистана из транспортного тупика» - такое высокопарное заявление сделал президент Эмомали Рахмон летом 2006 года на официальной церемонии открытия нового объекта. Присутствовал тогда на торжествах и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который, вдохновленный пафосной речью коллеги, не удержался и отметил, что «развитие Таджикистана - это и развитие Ирана». Ах, если бы он знал, в какой тупик загонит его коварный хозяин дружественного, как тогда казалось, государства. Ведь на обещания о вечной преданности не скупились ни Э.Рахмон, ни его министры. Доверчивые иранцы подпрыгивали от счастья, думая, что взяли эту страну в плотные объятья. Рано радовались.

И Таджикистан, и Иран сейчас пытаются демонстрировать миру благополучие во взаимоотношениях. Но это далеко не так. Есть очень существенные таджикско-иранские противоречия. Наглядный пример тому - возникающее недопонимание между сторонами в продвижении отдельных проектов в автодорожной отрасли Таджикистана. Речь, в первую очередь, идет о строительстве злополучного тоннеля «Истиклол» через высокогорный перевал «Анзоб». Объект находится севернее Душанбе на расстоянии 90 км и представляет собой участок автотрассы «Душанбе-Худжанд-Чанак». Работы ведутся при непосредственном участии специалистов иранской компании «Собир интернэшнл».

Шесть лет назад для реализации этого проекта Иран выделил 31,5 млн долларов, одна треть из этой суммы - кредитные ассигнования, остальная часть - безвозмездная помощь. Доля Таджикистана составила 7,8 млн долларов. Предполагаемый срок окупаемости объекта после сдачи его в эксплуатацию составляет восемь лет. Официальная церемония открытия тоннеля, как было подмечено в начале статьи, состоялась три года назад. Однако в связи с техническими сложностями этот «объект государственной важности» фактически находится в аварийном состоянии. В частности, отделочные работы проведены некачественно и до сих пор полностью не завершены, к тому же практически отсутствует освещение. Внутреннее бетонное покрытие и потолочная облицовка потрескались из-за влияния грунтовых вод, а также несоблюдения сметных и инженерно-технических параметров строительства.

Кроме того, ввиду отсутствия водоотводов и необходимого насосного оборудования скопление грунтовых вод в середине тоннеля достигает до 50 см, а из-за неисправности вентиляционного оборудования концентрация угарного газа внутри сооружения превышает предельно допустимые нормы. При этом у въездов в объект постоянно дежурят четыре сотрудника иранской строительной компании. Они расчищают подъездные пути и своевременно реагируют на возможные автомобильные аварии и другие чрезвычайные происшествия.

А вот, что касается дорожных строителей, то они сидят без дела. С марта этого года в связи с отсутствием финансирования в тоннеле «Истиклол» приостановлены все работы. По оценкам специалистов, на устранение неполадок и ремонт оборудования для вентиляции, монтаж систем пожаротушения и освещения необходимо около 5 млн долларов. Несмотря на подписанное в августе 2008 года в Тегеране президентами Таджикистана и Ирана соглашение, предусматривающее выделение иранской стороной дополнительно 6 млн долларов (в т.ч. 1 млн долларов в виде гранта), указанная сумма до сих пор в полном объеме не поступила в республику.

Сейчас таджикские дипломаты ведут активные переговоры и пытаются «выбить» обещанные средства. Министр иностранных дел Хамрохон Зарифи обратился к своему иранскому коллеге Манучехр Муттаки с просьбой ускорить решение этого вопроса. Только после долгих проволочек иранцы перевели на расчетный счет посольства ИРИ в Душанбе грантовую сумму в размере 1 млн долларов, однако, вопрос о выделении остальных 5 млн долларов так и «повис в воздухе». При этом Тегеран не отказывается от своих договорных обязательств и готов предоставить необходимый кредит, но правительство Таджикистана не устраивают процентные ставки и сроки погашения займа.

С 1 августа текущего года, после выделения гранта, движение через «Истиклол» было ограничено по требованию иранских специалистов. Они в ультимативной форме заявили, что транспортные средства мешают нормальному ведению строительных работ. Но и здесь таджикская сторона проявила свой ослиный характер и вновь возобновила проезд через тоннель автомашин, провозящих стратегические грузы. Строительство пришлось приостановить. На обращение иранской стороны министр транспорта и коммуникаций страны Абдурахим Ашур (с 20 октября он назначен послом республики в Туркмении) заявил, что продвижение через объект разрешено в ограниченном порядке, а «рабочим для завершения подрядных работ ничто не мешает».

Здесь следует сделать небольшое отступление. Еще в конце 70-х годов московские строители тоннелей, возводившие северный портал тогда еще «Анзоба», поражались обилию родников и просачивавшейся воды. Вот и нынче машины проезжают здесь, словно по каналу, натыкаясь на выбоины, ухабы и даже торчащую из воды арматуру. Сверху потоком льется вода. «Дважды нырнув в поперечную канавку и стукнувшись бампером своей машины, - рассказывает один из водителей, - подумал - а какой же сухой асфальтированный участок тоннеля показывали президентам обеих стран на церемонии его «открытия»?!» Сегодня в двух местах тоннеля выстроилась иранская техника. «КАМАЗ», пытавшийся объехать их, натолкнулся на встречного «коллегу». Но назад никто из них подать уже не смог, потому что сзади подпирала колонна. Сигналы, отдаваясь страшным эхом, нагнетают и без того тяжелую ситуацию. Вентиляция в машине не успевает очищать угарные газы, глаза слезятся, да и из кабины не выйдешь - стоит открыть дверь, как вода заливает салон. Зимой, помню, таксист заставил женщину с астмой намочить тряпку мочой своего ребенка и дышать через нее. Спаслась. А другие нет. Смертельные случаи здесь уже были зафиксированы. Где-то в середине тоннеля об этом напоминает траурная табличка. Так что пока здесь не будет задействован вентиляционный тоннель, больным людям проезжать через тоннель просто не советую: такой концентрации угарного газа не каждое сердце выдержит. Телефоны здесь не работают, а на то, что рядом окажется врач, надеяться особенно не приходится.

Ситуация вокруг дополнительного финансирования вызывает серьезное раздражение руководства Таджикистана. Оно требует от своих дипломатов в Тегеране в срочном порядке прояснить картину с тем, чтобы окончательно определиться, стоит ли рассчитывать на иранские деньги или же необходимо начать поиск альтернативных финансовых источников для завершения проекта «Истиклол».

В контексте обсуждаемой темы показательными также являются проблемы с поставкой цемента на строительство гидроэлектростанции «Сангтуда-2». Эта головная боль возникла аккурат в середине сентября этого года. Таджикская сторона приняла решение повысить цену на данный стройматериал, требуя, к тому же, производить полную предоплату. В этой связи иранские строители заявили, что им выгоднее завозить цемент из Ирана, нежели приобретать его в Таджикистане. Пока, как говорится, паны дерутся, строители Сангтудинской ГЭС-2 раз за разом объявляют забастовки, требуя выплатить им зарплату. Строительство этой гидроэлектростанции было начато 20 февраля 2006 года на реке Вахш, в 120 километрах юго-восточнее Душанбе. Всего здесь занято около 600 человек. Предполагаемая проектная мощность ГЭС - 930 млн. КВт/часов в год. Проектируемая высота плотины - 31 метр. На реализацию проекта Иран выделил $180 млн., доля таджикской стороны составит $40 млн. Доходы от ГЭС, после сдачи ее в эксплуатацию, в течение 12,5 лет будут принадлежать Ирану. По истечении этого срока объект перейдет в собственность Таджикистана.

У Ирана, как видно, есть немало интересов и они готовы к сотрудничеству. Однако таджикские твердолобые переговорщики, вопреки здравому смыслу не замечая абсурдность и непродуманность своей линии поведения, пытаются придать проблемам, связанным со строительством тоннеля «Истиклол» и ГЭС «Сангтуда-2» «политическую окраску». В частности, в Душанбе намекают на то, что затягивание с финансированием указанных проектов, а также появление других проблемных аспектов во взаимоотношениях с Ираном, якобы, являются «тактическими уловками» иранцев, связанными с активизацией таджикско-американских межгосударственных контактов, в том числе в военной сфере. В ноябре этого года глава Центрального командования ВС США генерал Дэвид Петреус очередной центрально-азиатский вояж начал с Таджикистана. Вашингтону, расширяющему военное присутствие в Афганистане, нужна дополнительная помощь стран региона. Именно об этом шла речь на встрече американского генерала с президентом Рахмоном. По мнению экспертов, Душанбе выполнит просьбы Вашингтона.

Кроме этого Э.Рахмон, принимая 2 ноября этого года Верительные грамоты от нового посла США Кеннета Гросса, высказал заинтересованность в дальнейшем развитии двусторонних таджикско-американских отношений, подчеркнув «приоритетность внешней политики Таджикистана в отношениях с США». Такую позицию своей страны президент Таджикистана изложил ранее в ходе встречи с Госсекретарем США Х.Клинтон, состоявшейся 23 сентября в Нью-Йорке, где Э.Рахмон принимал участие в 64-й сессии Генассамблеи ООН.

Обеспокоены ли такими заявлениями «таджикских братьев» иранцы? Возможно да, зная их отношение к США. Вкладывая огромные средства в экономику и инфраструктуру Таджикистана, Иран, вероятно, подумывал и о политическом, и о военно-стратегическом присутствии в этой стране. Ожидания, похоже, не оправдываются. Но противоречия возникают не только по этой причине. Есть еще, как видно из приведенных фактов, и элементарная недобросовестность, непорядочность чиновников высокого ранга, желание прикарманить хоть сколько-нибудь пусть не баксов, так сомони. С таким отношением к партнерам, общему с ними делу ждать позитива не приходится. Дорога ведет в тупик, а не из него. Так что оговорился Раис Рахмон и в неловкое положение поставил Махмуда Ахмадинежада. То ли еще будет...

(прислано на ww.geokz.tv)

Поделиться: