Андрей Чеботарев: "В Казахстане возможно полное разобщение оппозиционных сил"
Автор: ИАЦ МГУ
Интервью ИАЦ с директором Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андреем Чеботаревым (Казахстан)
Андрей, сегодня много говорят о кризисе в казахстанской экономике, который то ли заканчивается, то ли, наоборот, переходит в новую фазу. Насколько, на Ваш взгляд, взаимосвязаны экономика и политика в Казахстане? Можно ли ожидать, что в случае углубления экономического кризиса будет усугубляться и ситуация в политической сфере?
Эти сферы очень взаимосвязаны, в связи с тем, что сверхцентрализованная политико-властная система автоматически накладывает отпечаток на процессы в экономике и социальной сфере страны.
Основную роль в этом плане играет аспект управления. Это касается всей системы и ее механизмов, а особенно кадровой политики. Можно назначить самых компетентных специалистов на ответственные посты. Но проблема состоит в том, что в сложившейся системе никто не состоянии принимать решительные, волевые решения без оглядки на президента и его администрацию. Отсюда частое пробуксовывание по многим вопросам. Можно придумать хорошие схемы, показывать цифры и т.п. Однако все обязательно будет упираться в фактор управления, когда никто не решается взять на себя ответственность за принятие определенных действий. Не говоря уже о том, чтобы выразить несогласие с мерами, которые предлагает вышестоящее начальство. И в этом проблема всей системы управления в Казахстане.
Как будут развиваться события дальше, сказать пока сложно. Правительство утверждает, что есть подвижки в выходе из финансового кризиса. Но, тем не менее, пока действует такая система управления, сбои все равно будут. Поэтому сегодня у нас финансовый кризис, а завтра, например, может грянуть кризис промышленный. Такие процессы перманентны. Меняются только сферы, этапы и т.д.
Как бы Вы могли оценить нынешнюю ситуацию в стане оппозиции Казахстана?
Н сегодняшний день в казахстанской оппозиции можно выделить три основные группы. Во-первых, это партия «Азат». Во-вторых, это Коммунистическая партия Казахстана во главе с Серикболсыном Абдильдиным . И, наконец, это группа, которая во главе с Общенациональной социал-демократической партией пытается объединиться в рамках Общественного парламента «Халық Кеңесі».
Кстати, с одной стороны, создание Общественного парламента следует считать первым шагом в направлении консолидации оппозиционных сил. Но, с другой стороны, реального их объединения пока еще не произошло. В принципе, у этой группы могут быть перспективы. Особенно если учесть, что ОСДП делает ставку на объединение с теми политическими партиями, которые можно отнести к умеренной части оппозиции: «Ак жол», «Ауыл», «Руханият». Другое дело, что эти партии еще не созрели для каких-либо решительных, активных действий. Поэтому, хотя «Халық Кеңесі» и функционирует, но в перспективе он может превратиться в «вещь в себе» с постепенным заглушением своей деятельности, как это бывало не раз с подобного рода образованиями в республике.
В целом, общая тенденция такова, что если раньше после поражения на парламентских или президентских выборах оппозиция сплачивалась, то, начиная с президентских выборов 2005 года, а затем парламентских выборов 2007 года, наблюдается обратное. В 2006 году распалось мощное межоппозиционное образование - движение «За справедливый Казахстан». А после выборов 2007 года из ОСДП вышла объединившаяся с ней партия «Настоящий Ак жол», переименованная чуть позже в «Азат».
Таким образом, оппозиционной коалиции даже в рамках «Халық Кеңесі» не получилось, о чем говорит уже сам факт наличия трех указанных выше групп в оппозиционном стане. И это при том, что сам «Халық Кеңесі» - довольно аморфное образование, где непонятно, кто и с кем тесно сплачивается.
К примеру, партия «Азат» не вошла в «Халық Кеңесі». Тем не менее, она имеет связи с ОСДП. Не так давно они вместе представили вниманию общественности серию законопроектов по актуальным общественно-политическим вопросам. В то же время не понятно, что мешало им, особенно социал-демократам, рассмотреть эти законопроекты в ходе очередного заседания Общественного парламента?
Получается, что, хотя между тремя оппозиционными группами Казахстана нет жесткой конфронтации, но и тесного взаимодействия между ними тоже нет. Это означает, что в перспективе возможно полное разобщение оппозиционных сил, особенно в случае проведения в Казахстане досрочных выборов.
Насколько реальны, на Ваш взгляд, перспективы реформирования партии власти в Казахстане?
Думаю, слово «реформирование» не совсем подходит для «Нур Отана». Можно говорить, например, о возможной о смене фактического руководителя, Адильбека Джаксыбекова. На эту должность, по прогнозам, может претендовать советник президента Ермухамет Ертысбаев. В этом случае он сможет внести некоторое оживление в работу данной партии. Вместе с тем не исключено, что ему придется столкнуться с консервативной частью партаппарата.
Другим возможным направлением преобразований может стать усиление «Нур Отана» как правящей партии с приданием ей каких-то новых механизмов. Надо сказать, что партией предпринимаются попытки контролировать исполнительную власть через своих депутатов в парламенте и маслихатах. В то же время на местах есть свои камни преткновения. Хотя большинство депутатов маслихатов являются членами «Нур Отана», они в своем большинстве ориентируются при голосовании на соответствующих акимов, особенно на тех, при которых избирались.
Поэтому пока нельзя сказать, что партии удается контролировать исполнительную власть. В связи с этим возможно, что в ближайшее время будет происходить не столько реформирование партии власти, сколько усиление представительных органов власти. В этом случае президент Казахстана получит дополнительный рычаг контроля за своими чиновниками.
Наконец, третье возможное направление «реформирования» - создание второй партии власти, о чем сейчас очень много говорят. Правда, я не думаю, что власти пойдут по пути раскола «Нур Отана». Нурсултан Назарбаев очень ревностно относится к подобным вещам, и даже переход отдельных людей из руководимой им партии в другие объединения вызывал у него негативную реакцию. К тому же он в течение ряда лет интегрировал провластные партии сначала в «Отан», потом в «Нур Отан», и сейчас вряд ли он пойдет на его раскол.
В связи с этим сценарий создания второй партии власти вполне может быть реализован. Но какую направленность она будет иметь, пока сказать сложно. Возможны два варианта: либо консервативная партия с национально-патриотической направленностью, либо партия деловых кругов. В этом случае вероятная «реформа» затронет не столько «Нур Отан», сколько весь провластный партийно-политический спектр страны.
Год назад в Казахстане была объявлена политическая реформа. Насколько серьезные изменения произошли в роли и значении парламента Республики?
Серьезных перемен не произошло, хотя и власть, и депутаты парламента постоянно заверяют, что парламент работает более эффективно, чем в предыдущие созывы. Однако нельзя сказать, что его работа, действительно, эффективна, потому что в нем нет конкуренции идей и законопроектов. На мой взгляд, сегодняшний казахстанский парламент мало чем отличается от Верховного Совета Каз.ССР, где принятые заранее решения просто получали одобрение.
Иногда в парламенте Казахстана рассматриваются самые нелепые и несуразные вопросы типа вопросов о многоженстве или переименовании столицы республики, города Астаны в Нурсултан. Что интересно, эти вопросы приводят к дискуссиям, которые потом попадают в прессу. Хотя они и не являются основой повестки дня парламента РК, но определенным образом характеризуют его работу. В предыдущих созывах парламента подобные вещи тоже случались. Однако с формированием и деятельностью «нуротановского» парламента их стало гораздо больше.
В целом, деятельность парламента находится все время на виду. Поскольку здесь, во всяком случае в Мажилисе, монопольно представлен «Нур Отан», то значительная часть населения ждет от партии самого главы государства каких-либо мер, способствующих улучшению уровня жизни общества. Однако в связи с изложенным выше эти граждане, ожидавшие от парламентариев большего, разочарованы. Оппозиция же живет ожиданиями очередного прокола в деятельности парламента, чтобы снова заявить о его несостоятельности. И в результате всего этого парламент РК, на мой взгляд, находится не на высоте.
Поделиться: