Анастасия Наумова: СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
Автор: ИАЦ МГУ
Союз был организован 2 апреля 1997 года на базе Сообщества России и Белоруссии , созданного ранее, 2 апреля 1996 года, для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сферах. С 8 декабря 1999 года официальное название Союза - Союзное Государство России и Белоруссии.
Изначально идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала Президенту Белоруссии , Александру Лукашенко . Что интересно, ранее, начиная с марта 1994 года, идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза ( Евразийский Союз ) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев .
Для реализации задач Союза государства - участники Союза образовали на паритетных началах Высший Совет Союза, Парламентское Собрание Союза, Исполнительный Комитет Союза и, в случае необходимости, другие органы Союза.
Высшим органом Союза является Высший Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств - участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.
Высший Совет Союза:
а) решает важнейшие вопросы развития Союза;
б) рассматривает вопросы, затрагивающие права и свободы граждан Союза;
в) образует в пределах своей компетенции органы Союза, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания;
г) утверждает бюджет союза, рассмотренный Парламентским Собранием Союза;
д) принимает нормативные правовые акты Союза и утверждает международные договоры Союза, рассмотренные Парламентским Собранием Союза;
е) обеспечивает взаимодействие органов Союза с органами государственной власти государств - участников Союза;
ж) принимает решения по вопросам обеспечения безопасности государств - участников Союза, их коллективной защиты от посягательств извне, охраны границ Союза, военного строительства, борьбы с преступностью;
з) не реже одного раза в год заслушивает отчет Исполнительного Комитета Союза о реализации принятых органами Союза решений, в том числе об исполнении бюджета Союза.
На встрече руководителей парламентов Беларуси и России, которая состоялась 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге, было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества. На Парламентское Собрание были возложены функции разработки проектов законодательных актов и внесения соответствующих предложений в органы, имеющие право законодательной инициативы. Полномочия, состав, порядок работы Парламентского Собрания определены в Регламенте Парламентского Собрания, который был утвержден 13 июня 1997 года. Последние изменения и дополнения в Регламент внесены 16 сентября 2003 года. Возглавляет Парламентское Собрание Председатель.
В структуру ПС входят следующие комиссии:
- по законодательству и регламент
- по экономической политике
- по бюджету и финансам
- по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам
- по вопросам внешней политики
- по безопасности, обороне и борьбе с преступностью
- по вопросами экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий
- по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями
Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства - участника Союза.
Парламентское Собрание Союза:
а) решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств - участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях;
б) принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств-участников Союза в целях унификации их законодательства;
в) вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств - участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;
г) содействует унификации законодательства государств - участников Союза;
д) обеспечивает взаимодействие парламентов государств - участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;
е) заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;
ж) рассматривает проект бюджета Союза;
з) осуществляет контрольные функции в пределах, установленных настоящим Уставом;
и) заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза
к) рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;
л) содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союза;
м) заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом.
Так же в структуре ПС существует Секретариат Парламентского Собрания
Государственным секретарём Союза в настоящее время является Павел Бородин . Им в разное время высказывались предположения относительно будущего Союзного устройства. Например - был вариант, что президент России станет президентом Союзного государства, а вице-президентом глава Белоруссии, вариант, когда президент будет выбираться коллегиально, а вице-президентами станут главы двух наших стран. Третий вариант подразумевает посменную 7-летнюю работу на должности главы государства президентов России и Белоруссии.
В свое время, комментируя перспективы развития Союза, Павел Бородин заявил, что через несколько лет Евросоюз будет пытаться вступить в него. «А что у них там есть, кроме пива и сосисок?» - спросил госсекретарь и ответил: «Ничего нет, а у нас все есть - огромная территория, национальные проекты, рабочие места и востребованность».
23 мая 1997 года Россия и Белоруссия приняли Устав Союзного государства
Согласно Уставу целями Союза являются:
а) укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союза в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;
б) повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;
в) устойчивое социально-экономическое развитие государств - участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;
г) сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;
д) обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;
е) содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.
Так же, согласно статье 7 Устава участником Союза может стать государство - член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и настоящим Уставом. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств - участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.
Рассматривая интеграционные процессы и институты в рамках Союзного государства нельзя не сказать о попытках введения единой валюты. Александр Лукашенко впервые объявил об этом уже много лет назад, однако введение единой валюты постоянно откладывается. 2 февраля 2006 на пресс-конференции в Минске директор Национального Банка Беларуси Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.
Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль . Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Белорусская сторона настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты - белорусского рубля - и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения.
В настоящее время в Союзе предполагаются к учреждению единые Конституция и законодательство, президент, парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта, армия, паспорт и т. п. Президент и единый Парламент Союза, возможно, будут избираться всеобщим голосованием.
И все же, начало современного этапа интеграции России и Белоруссии приходится на 1993 год, когда тогдашние белорусские власти, столкнувшись с сильнейшим экономическим кризисом и разочаровавшись в результатах сотрудничества с западными структурами, резко повернулись в сторону России. В Москве тогда делали ставку на бывшего премьер-министра Вячеслава Кебича, который рассматривался как наиболее подходящий кандидат на пост президента Белоруссии. Однако трудности рыночного реформирования, резкое падение жизненного уровня и рост коррупции в республике обеспечили победу на президентских выборах Александру Лукашенко.
Придя к власти в июле 1994 года, он активно использовал, с одной стороны, массовое недовольство населения первыми результатами реформ, а с другой - его однозначную ориентацию на Россию, в союзе с которой большинство белорусов видело надежду на возвращение к прежнему благополучному периоду своей жизни. Лукашенко очень четко уловил обе тенденции и буквально с первых дней своего президентства стал развивать интеграционные идеи прежних властей.
Первые его контакты с Москвой прошли, однако, отнюдь не гладко. В августе 1994 года в ходе своего визита в Москву Лукашенко подтвердил приверженность договору об объединении денежных систем двух государств, разработанному прежним правительством, но отказался от его реализации на условиях утраты Белоруссией права денежной эмиссии. Убедившись, что создание рублевой зоны окажется невыгодным для Белоруссии, Лукашенко отверг эту идею и стал искать другие пути решения проблемы белорусского долга за российские энергоносители.
Однако тогда все просьбы Белоруссии о переоформлении долга и о предоставлении ей крупного кредита не были удовлетворены российской стороной. Москва, взяв курс на установление тесных интеграционных отношений с Минском, была разочарована его позицией, выразившейся в отсрочке подписания нового межгосударственного Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Причина была в том, что новые белорусские власти возражали против ряда пунктов договора, касавшихся согласования финансовой, кредитной, таможенной и налоговой политики Белоруссии с Москвой. Кроме того, Лукашенко практически сразу же поднял вопросы о пересмотре стоимости предоставления России военных баз в Белоруссии, компенсации за вывозимые с ее территории ядерные боеголовки, сроках пребывания российских войск в Белоруссии и т. п.
В то же время, учитывая военно-стратегические аспекты сотрудничества с Белоруссией, Москва согласилась со многими белорусскими аргументами. В феврале 1995 года были подписаны государственный Договор о дружбе, а также соглашение «О единстве управления таможенными службами», положившее начало созданию Таможенного союза между странами. Москва, прежде не очень желавшая платить за интеграцию российскими дотациями белорусской экономике, теперь, в силу изменившейся политической конъюнктуры - перспективы расширения НАТО на Восток, пошла на экономические уступки, среди которых было предоставление Белоруссии 150-миллиардного кредита, а также обещанные ей на будущее иные формы финансовой и материальной помощи.
Со своей стороны, белорусская сторона изначально делала упор на выгодность для России геополитического и военно-стратегического аспектов двустороннего Союза, полагая, что за подобное партнерство надо платить. Белорусские геополитики, не исключая самого Лукашенко, исходили из того, что из-за ориентации Белоруссии на союз с Россией страна «сильно ущемляется Западом в политическом, экономическом и других отношениях» и «несет большой ущерб, связанный как с прямыми издержками, так и с упущенной выгодой». В этой связи, полагали они, было бы разумным со стороны России «компенсировать Белоруссии такой ущерб экономическими, дипломатическими, военными и материальными средствами». По их мнению, это обычная практика поведения центров силы, которые хотят иметь свои зоны влияния.
Лукашенко, помимо этих расчетов, не мог не принимать во внимание и проблему сохранения своего режима личной власти, который без лояльной позиции России может оказаться не столь долговременным, как на это рассчитывает белорусский президент. Поскольку Запад постоянно ругает его методы политического и хозяйственного управления страной, пророссийская политика Лукашенко пока не имеет реальной альтернативы.
В то же время, рассматривая интеграционные процессы в рамках российско-белорусского союза необходимо отметить тот факт, что основные отрасли экономики Белоруссии - машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность сильно нуждаются в поддержке России. Белоруссия - крупный экспортёр грузовых автомобилей ( МАЗ , БелАЗ ), тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники ( Амкодор ), телевизоров ( Горизонт ), холодильников ( Атлант ), химических волокон и нитей ( Полимир ), калийных удобрений ( Беларуськалий ), продукции текстильной и легкой промышленности.
В то же время надо отметить, что большинство белорусских продуктов являются низко конкурентоспособными по отношению к товарам из Западной Европы и США и могут быть реализованными только в России и ближнем зарубежье.
Таким образом, социальная и экономическая стабильность в Белоруссии, безусловно, обеспечиваются легким доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по ценам ниже мировых.
В то же время белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2005 году на Россию пришлось $5,7 миллиардов из $15,9 миллиардов белорусского экспорта.
В то же время, Белоруссия практически полностью зависит от внешних поставок энергоносителей. Она располагает двумя нефтеперерабатывающими заводами, построенными в советские времена, - Мозырским и Новополоцким. Производственные мощности были частично модернизированы с учётом требований европейского рынка.
Однако Белоруссия обладает и целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному развитию экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое положение, поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с Европой. Кроме того, в республике сохранилась относительно развитая коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий научно-технический потенциал, производственные мощности для выпуска целого ряда конкурентоспособной на российском рынке и на рынке третьих стран продукции, развитый агропромышленный сектор.
Надо сказать и о сотрудничестве России и Белоруссии в космической сфере. Так, существует совместный проект - БелКА ( бел . Беларускі касмічны апарат - Белорусский космический аппарат) - белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли, создаваемый российским НПО «Энергия» на базе универсальной космической платформы «Виктория» по заказу Национальной академии наук Белоруссии.
Проект первого белорусского спутника возник в 2003 году. Космический аппарат «БелКА» планируют сделать элементом белорусско-российской группировки спутников дистанционного зондирования Земли. Данные с него необходимы для работы МЧС, Минприроды, Минтранса и других заинтересованных ведомств. С российской стороны группировку представляют спутники « Монитор » и « Бауманец ». «БелКА» должна облетать за сутки всю поверхность Земли, в том числе Белоруссию .
В то же время, говоря о Союзном государстве России и Белоруссии нельзя не отметить то, что на протяжении всего его существования в то или иное время желание вступить в него выражали ряд государств и непризнанных государственных образований.
В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдовы в Союзное государство России и Белоруссии. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, на волне «цветных революций» Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз .
В то же время Украина однозначно заявила об отсутствии конкретных планов по вступлению в Союз.
В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу.
В 1999 году тогдашний президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы, чтобы Сербия укрепляла свои связи с Союзом, чтобы, в конечном счёте, присоединиться к нему.
В разные годы предложения о вхождении в Союз рассматривали, но отклонили парламенты Армении , Киргизии , Молдавии .
Желание о самостоятельном вступлении в Союз изъявляли власти Татарстана и непризнанных самопровозглашённых республик Абхазия , Приднестровье .
В настоящее время Белоруссия и Россия совместно реализуют 7 крупных экономических проектов. Среди них - «Автодизель», «Лен», «Лазерные технологии 21-й век», производство сверхбольших интегральных схем, а также обустройство таможенных границ Союза двух государств.
Преимущественное финансирование Россией совместных проектов позволяет белорусским промышленным предприятиям встать на ноги и пытаться производить модернизированную, конкурентоспособную продукцию.
Однако существует в российско-белорусских отношениях одна проблема (собственно этим грешат практически все бывшие республики) -неконтролируемый реэкспорт российской нефти на Запад, что ухудшает конъюнктуру для российских экспортеров энергоносителей. Сохраняется и несогласованность с Россией действий Белоруссии в отношениях с другими странами. Так, в 1997 году Белоруссия, с одной стороны, приравняла свои импортные пошлины к российским и ввела НДС на импорт украинской продукции, а с другой - не поставив в известность Россию, подписала с Украиной двустороннее торговое соглашение, отменяющее любые ограничения взаимной торговли между этими странами, и тем самым способствовала беспрепятственному поступлению украинских товаров на российский рынок, минуя таможенные барьеры.
И все же, даже беглый обзор некоторых аспектов российско-белорусского сотрудничества позволяет констатировать, что интеграционный процесс дает России ряд геополитических и - скорее потенциально - экономических выгод. Белоруссии же он выгоден очевидно, ибо России в определенной мере приходится спонсировать Белоруссию, быть своего рода ее экономическим донором.
Говоря об интеграции в рамках Союзного государства нельзя не отметить такое значимое измерение этой интеграции как межрегиональное сотрудничество. Оно является одним из важнейших направлений российско-белорусского взаимодействия, действенным фактором союзного строительства.
В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. Между ними заключено более 200 соглашений, протоколов и меморандумов, которыми регулируется взаимодействие в экономической, научно-технической, культурной и других сферах.
Наиболее активные связи с Белоруссией поддерживает Тюменская область, на которую приходится 30,6% российско-белорусского товарооборота, Москва (19,3%), Московская область (6,3%), Санкт-Петербург (4,6%), Пермская область (3,4%). Стабильный уровень товарооборота с Белоруссией поддерживают также Смоленская область (3,0%), Республика Татарстан (2,1%), Нижегородская и Самарская (по 1,7%), Ярославская, Свердловская и Вологодская (по 1,6%) области.
Среди федеральных округов России ведущее положение занимают Центральный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Приволжский федеральный округ (товарооборот с Белоруссией в 2005 году составил 1,9 млрд. долл.), Северо-Западный федеральный округ (1,5 млрд. долл.).
Принимаются меры по углублению сотрудничества между Калининградской областью и Белоруссией. Через Калининград в настоящее время осуществляется не более 10-15% грузопотока республики, тогда как большая часть идет через страны Балтии (60-65%) и Украину (25-30%). Белорусская сторона не исключает возможности переориентации части своих грузопотоков на калининградские порты после их модернизации и в случае снижения транспортных тарифов. В декабре 2005 года в Минске состоялось шестое заседание Российско-Белорусского совета по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Белоруссия, в ходе которого была подписана Программа взаимовыгодного сотрудничества Калининградской области с Республикой Белоруссия на 2006 - 2010 годы.
Приграничные регионы России и Белоруссии (при участии Украины) участвуют в работе действующего с 1994 года Совета руководителей приграничных областей, который стал важным инструментом в наращивании межрегиональных хозяйственных контактов, восстановлении традиционных связей между субъектами трех государств.
Особый акцент в укреплении межрегиональных связей делается на поиск новых направлений сотрудничества, развитие производственной кооперации и взаимной торговли, внедрение инновационных технологий. Создаются совместные предпринимательские и финансовые структуры, торгово-промышленные дома, представительства, экспертно-аналитические группы.
Из российских регионов в Белоруссию поставляются в основном энергоносители, продукция металлургии, химической и нефтехимической промышленности. Из Белоруссии импортируются главным образом сельхозтехника, транспортные средства, машиностроительное оборудование, минеральное сырье, продукты питания.
Определенный вклад в расширение межрегионального взаимодействия вносят отделения Посольства Белоруссии, открытые в десяти российских регионах: Тюмени, Калининграде, Краснодаре, Мурманске, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и Нижнем Новгороде. В крупных городах России зарегистрированы 16 белорусских торговых домов, появилась сеть фирменных национальных белорусских магазинов и дилерских агентств. В настоящее время в Минске аккредитованы представительства 6 российских субъектов: Алтайского и Краснодарского краев, Калининградской, Ярославской и Нижегородской областей, Республики Дагестан. В стадии проработки находится вопрос об открытии представительств г.Москвы, Чеченской Республики и Республики Татарстан.
В рамках межрегионального сотрудничества практикуется проведение выставок и презентаций регионов, способствующих росту информированности их участников о взаимных торгово-экономических возможностях. Значительный резонанс вызвали, в частности, проводившиеся в последнее время совместная презентация в Москве Смоленской и Могилевской областей, выставка Белоруссии в Ярославской области и др.
Ведется работа по расширению возможностей финансового обеспечения межрегионального торгово-экономического сотрудничества, в том числе с целью дальнейшего вытеснения бартерных и других зачетных схем.
На региональном уровне поддерживаются активные контакты в сфере культуры, для развития которых создана необходимая договорно-правовая база, включая специальные соглашения между региональными организациями и учреждениями культуры России и Белоруссии. Хорошей традицией стало проведение на взаимной основе Дней культуры регионов. Осуществляются гастрольные поездки филармонических, театральных и других сценических коллективов. Представители российских регионов являются постоянными участниками ежегодного Международного фестиваля искусств в Витебске «Славянский базар».
В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, отношения двух стран обострились, что, безусловно, показало шаткость Союза и потребительское отношении к России со стороны Белоруссии. В это же время президент Лукашенко пошел на очень решительный для себя шаг, а именно - высказал значительное разочарование. В январе 2007 года он заявил, что «российское руководство требует от нас присоединиться к Российской Федерации. Я не хочу похоронить суверенитет и независимость Беларуси».
И все же, на рубеже 2007 и 2008 годов процесс интеграции усилился. Президентами России и Беларуси были приняты к рассмотрению подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза.
На данный момент можно говорить о некотором всплеске российско-белорусского сотрудничества. Так, 21 марта на заседании Совета министров Союзного государства Белоруссии и России одобрена программа согласованных действий в области внешней политики на 2008-2009 годы. Этой программой определяется стратегия взаимодействия, она направлена на создание благоприятных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития двух стран. Также рассмотрены проекты и утверждены новые союзные программы в сферах борьбы с преступностью и обеспечения безопасности Союза в новых геополитических и экономических условиях.
Таким образом, можно отметить, что процесс создания реально функционирующего Союзного государства еще далек от завершения. Осуществлению реальной интеграции в рамках данного образования мешают как личные амбиции Лукашенко, так и объективно более низкий уровень экономического развития Белоруссии.
Поделиться: