Анастасия Наумова: Арктический совет
Автор: ИАЦ МГУ
В сентябре 1989 года, по инициативе Финляндии, представители восьми арктических стран (Дания, включая Гренландию и острова Фаро, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) встретились в Рованиеми (Финляндия) и договорились о начале разработки совместных мер по защите окружающей среды Арктического региона.
Позже они встречались в 1990 году в Канаде, в 1991 году в Швеции и Финляндии. Итогом долгой и целенаправленной работы стало принятие данными странами в том же 1991 году документа под названием «Стратегия защиты окружающей среды Арктики», а спустя пять лет, 19 сентября 1996 года, министры иностранных дел стран - участниц АС подписали Оттавскую декларацию, в которой провозглашалось создание Арктического совета, организации, имеющей полномочия по реализации специальных программ. АС - международная региональная структура, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития приполярных районов. За время существования АС к организации в качестве постоянных стран-наблюдателей присоединился целый ряд неарктических стран - Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания и Китай.
Так же, на правах наблюдателей с АС сотрудничает целый ряд международных организаций и программ (вот лишь некоторые из них):
- Конференция парламентариев Арктических стран
- Всемирный союз охраны природы
- Международный комитет Красного Креста
- Северный Совет
- Северный форум
- Всемирная ассоциация пастухов северного оленя
- Университет Арктики
- Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы
Надо отметить и то, что деятельность АС охватывает в основном два направления - природоохранную сферу и так называемые проблемы устойчивого развития арктического региона. Правительства арктических стран объединили усилия для полномасштабного экологического контроля. Целью Совета также является привлечение внимания к проблемам окружающей среды Арктики. Совет поддерживает диалог среди ученых, политиков, коренных жителей региона.
Решения в рамках АС принимаются на заседаниях министров иностранных дел, которые проходят раз в два года. Председательство в Совете двухгодичное на основе ротации среди стран-членов.
Между встречами министров деятельность координирует Комитет высших должностных лиц стран Арктики, состоящий из специалистов министерств иностранных дел стран-членов и представителей коренных народов как постоянных участников Арктического совета. Эти заседания готовит и проводит председательствующая страна.
Шесть экспертных рабочих групп (созданы в разное время и каждая из них является независимым друг от друга проектом) ведут научную работу по вопросам мониторинга, оценки и предотвращения загрязнений в регионе, изменения климата, сохранения и устойчивого использования биологической вариативности, готовности действовать в экстренных ситуациях, предотвращения чрезвычайных ситуаций и изучения условий жизни коренных жителей Арктики.
В 2000 году на министерской встрече Арктического совета в Барроу (Аляска) был принят рамочный документ, создающий основу для дальнейшего сотрудничества в области разработки стратегии устойчивого развития Арктики. Был одобрен ряд новых проектов рабочей группы по устойчивому развитию, утверждены план действий АС по предотвращению загрязнения Арктики и программа оценки влияния изменений климата.
Основной мониторинг и оценка уровня загрязнения в регионе осуществляется под покровительством Арктического совета. Важность этой работы заключается в определении рисков загрязнения и их влияния на экосистему Арктики, оценке эффективности международных соглашений по контролю над уровнем загрязнения. За 10 лет рабочая группа реализовала два проекта по оценке уровня загрязнения в регионе, в том числе масштабный доклад по загрязнению Арктики (октябрь 2002 года.).
Говоря об АС нельзя не отметить и российский вклад в его работу. Так, став в 2004 году на два года председателем Арктического совета, Россия обещала активизировать его работу. И, судя по отчетному докладу, распространенному в Салехарде, в 2006 году, это обещание Москва выполнила. В ходе российского председательства началось осуществление Национального плана действий РФ по защите морской среды от антропогенных загрязнений. Совместно с организациями коренных народов Севера был реализован ряд проектов по уничтожению стойких химических загрязнителей. Активизировалось и сотрудничество в области предупреждения и ликвидации техногенных катастроф и контроля за радиационной обстановкой.
В 2006 году в Салехарде состоялась официальная церемония передачи поста председателя АС от России к Норвегии. По словам главы МИДа Норвегии Йонас Гар Стере он принял от Лаврова не только символическую эстафету председательства, но и, «энтузиазм, который присутствовал последние два года в работе российских коллег». Однако, норвежцы, видимо, направят унаследованный энтузиазм на решение в первую очередь приоритетных для Норвегии задач. Так Стере дал понять, что собирается сконцентрировать внимание Арктического совета на изменении климата. «Мы несем особую ответственность перед коренными народами Севера», - подчеркнул глава МИДа Норвегии. По этому вопросу никто из членов Совета спорить не стал.
Таким образом, с перехода председательства к Норвегии началась «шестилетка» председательства в АС скандинавских стран. С 2006 по 2012 г.г. председательствовать в АС будут Норвегия - Дания - Швеция (соответственно). На данный момент уже существует их совместная программа под лаконичным названием: «Общие цели Норвегии, Дании и Швеции в период их председательства в АС с 2006 по 2012 годы». В рамках данной программы предполагается исследование изменения климата и его влияния на Арктику, сотрудничество в сфере ресурсопользования и проведение Международного Полярного года.
В заключении данного сюжета хотелось бы отметить еще один аспект современных международных отношений, имеющий непосредственное отношение к АС, а именно начавшаяся активная фаза борьбы за Арктику. Как известно совсем недавно, в 2007 году, российская экспедиция во главе с Артуром Чилингаровым установила на арктическом дне флаг РФ. Это событие имело широчайший мировой резонанс, так как данными действиями РФ не только подтвердила свои претензии на Арктику, но и активизировала борьбу за неё между странами-участницами АС.
Вполне очевидно, что именно АС имеет все шансы в дальнейшем стать непосредственной ареной борьбы за ресурсы Арктики. Таким образом, созданный для сохранения уникальной природы Арктики АС рискует отойти от своего изначального предназначения и превратиться в инструмент раздела энергетических ресурсов.
Поделиться: