АНАЛИЗ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОБЗОРНЫЙ ОПРОС СПЕЦИАЛИСТОВ
Автор: ИАЦ МГУ
Шарипов Т.С.
Докторан тPhD Евразийского Национального Университет им. Л.Н.Гумилева
Целью данного исследования является и опрос среди руководителей и работников государственных органов Республики Казахстан и железнодорожных компаний об их оценке реформирования пассажирского хозяйства железнодорожной отрасли Республики Казахстан и проведение анализа полученной информации.
Для сбора информации был подготовлен специальный вопросник с несколькими вариантами ответов на каждый вопрос, который был разослан, заполнен и возвращен по электронной почте. Глубокого статистического анализа не было произведено по причине ответа не столь значительного количества опрашиваемых (поступило 96 ответов), однако выводы, отражающие потребность в изменениях проводимой политики были выявлены и отражены в результатах исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обзор охватил различные вопросы, такие как общая оценка реформ, текущее состояние удовлетворенности системой организации пассажирских перевозок железнодорожного транспортом, оценка деятельности различных государственных органов и компании, отвечающих за формирование и реализацию политики, спецификация процедуры франчайзинга перевозок, предложения по улучшению ситуации и другие. Результаты исследования можно разбить на следующие разделы:
1 ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТОВ
Основная часть респондентов 32% имеют опыт от 6 до 10 лет, 23% - от 11 до 15 лет, 20% - от 1 до 5 лет, 14% - от 16 до 20 лет и 11% опрошенных имеют опыт более 20 лет.
Большинство из ответивших (51%) пользуются услугами железнодорожного транспорта от 3 до 6 раз в год, что в принципе довольно часто для условий Казахстана и среднестатистического количества поездок, составляющее 1,1 поездку в год.
30% опрошенных путешествуют от 1 до 3 раз в год, 11% - от 6-12 раз и 7% - более 1 раза в месяц.
68% опрошенных в основном путешествуют по маршруту Астана - Алматы, из которых 17% пользуются услугами скоростного поезда «Тальго» (см. таблицы ниже). 50% респондентов используют железнодорожный транспорт в деловых целях, 39% - в период отпусков, 11% - для других персональных поездок.
2. ОЦЕНКАТЕКУЩЕГОУРОВНЯСЕРВИСА
Оценка проводилась по следующим критериям:
- пунктуальность поездов;
- сервис непосредственно в поезде;
- удобство расписания;
- удобство доступа на станциях;
Согласно полученным результатам основное количество респондентов в большей или меньшей степени, но все же удовлетворены уровнем и качеством сервиса, оказываемым предприятиями железнодорожного транспорта. Оценка пунктуальности имеет более лучшие показатели из всех категорий (51% опрошенных удовлетворены точностью выполнения расписания поездов, 30% считают уровень пунктуальности хорошим, а 7% - очень хорошим). Сервис на борту оценен большинством (47%) как удовлетворительный, но в тоже время имеет самый низкий уровень оценки (19% оценили как очень плохой, 34% - плохой). Удобство расписания и доступ к поездам на станциях находятся на сравнительно одинаковых позициях, при этом отсутствует оценка «очень хорошо». Следует отметить, что все категории имеют достаточную степень для улучшения мнения пользователей.
74% респондентов удовлетворены текущим уровнем цен на билеты, 15% считают, что цен слишком высоки в среднем на 20-40%. 11% напротив считают, что стоимость билетов слишком низкая, порядка на 20-40%.
42% уверены, что сервис не соответствует уровню цен на билеты, 46% считают, что сервис мог быть лучше и только 12% удовлетворены текущим уровнем сервиса по сравнению с оплачиваемой стоимостью за проезд.
Большинство респондентов (96%) полагают, что спрос на перевозки не удовлетворен предлагаемым уровнем обслуживания: больше половины из них (53%) считают, что уровень неудовлетворенного спроса составляет порядка 20-40%, 39% считают, что данная цифра составляет более 40% и по мнению 8% опрошенных спрос не удовлетворен на 10-20%.
Это достаточно существенные данные: учитывая, что в год железнодорожным транспортом Казахстана перевозится порядка 17 млн. человек, то неудовлетворенный спрос, по данным исследования, составляет в среднем порядка 20-30% или около 4 млн. человек ежегодно хотят, но не могут проехать железнодорожным транспортом по причине недостаточного уровня сервиса, оказываемого предприятиями отрасли. Особенно это сказывается в период пиковых перевозок, т.е. в период с мая по сентябрь.
3. ОЦЕНКА РЕФОРМИРОВАНИЯ
Согласно полученным и отраженным в таблице данным 55% опрошенных считают уровень реформирования удовлетворительным, 23% полагают, что результат реформ плохой, 16% - напротив полагают что реформы оказали положительный эффект на развитие сервиса и дали хорошую оценку. По 3% отметили крайние показатели: как очень плохой, так и очень хороший результат реформирования.
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ
В результате исследования среди наиболее распространенных проблем, имеющихся в отрасли, отмечены следующие:
Отсутствие конкуренции ......................................................... Коррупция .......................................................................... Недостаток инвестиций ............................................................ Четко определенная политика, но её плохое исполнение менеджментом компаний........................................................... Наличие перекрестного регулирования....................................... Четко определенная политика, но её плохое исполнение государственными органами ....................................................... Разбивка отрасли на многие составляющие и недостаток координации ............................................................................ Потеря профессиональных знаний и навыков ................................ Не четко определенная политика .............................................. Аффилиированность компаний ................................................ |
22% 20% 17% 16% 8% 4% 4% 4% 3% 2% |
3.2 ОЦЕНКА РАБОТЫ ГОСОРГАНОВ И КОМПАНИЙ
В целом работа государственных органов, связанных с отраслью, и компаний, непосредственно работающих в железнодорожной отрасли оценена как удовлетворительно, за исключением АО «НК «Қазақстан темір жолы», работа которого имеет наихудшие показатели. Результаты оценки приведены ниже в таблице:
Очень плохо |
Плохо |
Удовлетвори- тельно |
Хорошо |
Очень хорошо |
|
Министерствотранспорта икоммуникаций |
___ |
7% (7) |
46% (44) |
43% (41) |
4% (4) |
Агентство по защите конкуренции |
3% (3) |
13% (12) |
57% (55) |
27% (26) |
___ |
Министерство экономики и бюджетного планирования |
___ |
20% (19) |
43% (41) |
34% (33) |
3% (3) |
Агентство по регулированию естественных монополий |
11% (11) |
20% (19) |
45% (43) |
20% (19) |
4% (4) |
АО «ФНБ «Самрук-Казына» |
___ |
11% (11) |
66% (63) |
23% (22) |
___ |
АО «НК «Қазақстан темір жолы» |
15% (14) |
46% (44) |
40% (38) |
___ |
___ |
Пассажирские перевозчики - дочерние компании КТЖ |
23% (22) |
34% (33) |
39% (37) |
4% (4) |
___ |
Частные перевозчики |
7% (7) |
31% (30) |
50% (48) |
11% (11) |
___ |
Среди предложенных мер, направленных на улучшение работы отрасли респондентами отмечены следующие:
Повышение эффективности деятельности компании ........................... 33%
Сменить менеджмент ................................................................... 29%
Увеличить уровень субсидий ......................................................... 23%
Изменить политику ....................................................................... 14%
Исключить аффилированность компаний ............................................ 2%
66% респондентов полагают, что вертикальная интеграция инфраструктурной и перевозочной деятельности не приемлема для железнодорожной отрасли Казахстана. В тоже время 34% полагают, что такая структура отрасли была бы более приемлема.
По мнению 93% опрошенных вполне реально внедрить конкуренцию за франшизы между перевозчиками, при этом их среднее количество должно составить порядка 8 компаний (см. таблицу).
Оптимальное количество межобластных перевозчиков |
1 |
2-5 |
5-8 |
8-10 |
> 10 |
Всего ответов |
7% |
19% |
23% |
24% |
27% |
100% |
|
(7) |
(18) |
(22) |
(23) |
(26) |
96 |
35% респондентов полагают, что заключаемые в настоящее время контракты на франчазинг в достаточной степени предписывающие и нет необходимости их изменять. 65% считают, что контракты должны быть более специфичными в плане повышения эффективности и мониторинга их исполнения. Основные предложения по дополнению контрактов приведены в таблице:
Предложения по дополнению контрактов |
Минимальный % опоздания поездов |
Отзывчивость персонала поездов и их компетент-ность |
Чистота поездов |
Другие предложения |
Нет необходимости в изменениях |
11% |
29% |
37% |
4% |
20% |
|
(18) |
(49) |
(37) |
(4) |
(34) |
Другие предложения респондентов включают в себя четко определенный минимальный уровень сервиса для пассажиров, оказываемых бесплатно, инновационный подход для сервиса на борту (например доступ в Интернет в пути) и внедрение улучшений в систему продажи билетов.
Оптимальный срок, на который должны заключаться контракты, по мнению большинства опрошенных составляет от 1 до 3 лет (смотри таблицу ниже).
Оптимальный срок для заключаемых контрактов |
1 |
1-3 |
3-7 |
7-10 |
> 10 |
Всего ответов |
23% |
50% |
20% |
4% |
3% |
100% |
|
(22) |
(48) |
(19) |
(4) |
(3) |
96 |
Согласно полученных данных наиболее оптимальный уровень государственных субсидий должен составлять порядка 10-20 млрд. тенге, что значительно превышает текущий уровень субсидий (9,5 млрд. тенге).
Уровень субсидий для межобластных перевозок |
5-10 |
10-20 |
20-30 |
30-40 |
> 40 |
Всего ответов |
8% |
63% |
11% |
15% |
3% |
100% |
|
(8) |
(60) |
(11) |
(14) |
(3) |
96 |
37% опрошенных считают, что основным инвестором в пассажирский железнодорожный транспорт должны быть сами перевозчики с более длительными сроками контрактов. 34% полагают, что эту роль должно выполнять Правительство, 26% - АО «НК «Қазақстан темір жолы» и по мнению 2% респондентов основным инвестором должны стать хорошо известные зарубежные компании.
В завершении респондентам был задан вопрос о том, инвестировали бы они свои средства в бизнес по организации пассажирских железнодорожных перевозок. 61% ответили позитивно. Из тех, кто ответил «нет», 89% предпочитали бы инвестировать в другие отрасли и 11% не заинтересованы в инвестициях вообще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование продемонстрировало, что уровень удовлетворенности текущим уровнем сервиса железнодорожных пассажирских перевозок достаточно низкий и значительные усилия должны быть направлены на улучшение ситуации. В связи с тем, что бюджетные средства, т.е. средства налогоплательщиков, используются при организации перевозок очень важно иметь обратную связь с пассажирами на предмет их удовлетворенности уровнем сервиса, за который они платят дважды: покупая билет и оплачивая налоги. Полученная информация может использоваться для совершенствования контрактов и мониторинга за качеством оказываемых услуг.
Уровень деятельности государственных органов и компаний в целом показывает удовлетворительный уровень восприятия респондентов, однако он безусловно может быть лучше. В целом реформы оценены также на удовлетворительном уровне, однако отсутствие реальной конкуренции, коррупция, недоинвестирование в отрасль и плохое выполнение реформ определены как основные проблемы, которые нужно решать всем причастным.
Проводимая политика определена, как успешная большей частью опрошенных с предложенным оптимальным количеством межобластных перевозчиков в размере 8, средней продолжительностью заключаемых контрактов в 3 года и уровнем субсидий в размере 10-20 млрд. тенге. Перевозчикам не просто будет выступать в роли основных инвесторов в организации железнодорожных пассажирских перевозок с контрактами длительностью 1 год, в связи с чем Правительство должно взять на себя лидирующую роль в изменении ситуации.
В заключение необходимо отметить, что даже такой простой анализ текущей деятельности является одним из ценных источников информации для всех участников перевозочного процесса, так как позволяет обеспечивать обмен мнениями и находить пути улучшения деятельности во благо пользователей и провайдеров услуг железнодорожного транспорта.
Поделиться: