Алексей Власов. Россия и Казахстан: новые лики евразийства.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
15 лет исполняется с того момента, как весной 1994 года президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с новым видением евразийской идеи. Это произошло в тот момент, когда постсоветское пространство еще только обретало четкие контуры и границы.
Алексей Власов. Россия и Казахстан: новые лики евразийства.

Выступление Алексея Власова на презентации проекта "Нурсултан Назарбаев - будущее Евразийского пространства". Москва. РИА-НОВОСТИ.

*********************************************************************************

15 лет исполняется с того момента, как весной 1994 года президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с новым видением евразийской идеи. Это произошло в тот момент, когда постсоветское пространство еще только обретало четкие контуры и границы. Многим казалось, что распад СССР - это временное явление. Вряд ли кто-нибудь мог предположить, что развитие центробежных тенденций в сфере экономики, политики и культуры может достичь такого уровня, который поставит под сомнение всю совокупность связей, созданных за многовековую историю народов, населявших евразийское пространство. Другие стремились прочь от соседей и родственников, надеясь обрести мифическое "индивидуальное счастье" на обломках великой империи. В проигрыше остались все.

Ибо невозможно измерить рациональными признаками и численными значениями то, что счету не поддается. 29 марта 1994 года Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости создания Евразийского союза на основе равенства и взаимного уважения. Идея ЕАС в то сложное время осталась недооцененной политическими элитами России и центрально-азиатских государств. Но - первый камень был заложен в фундамент нового дома.

Как справедливо отметил директор казахстанского филиала МГУ Александр Сидорович, - выступление Назарбаева положило начало новому этапу развития самой евразийской идеи - практическому евразийству.

Это часть единого пространства вокруг нас, которое остается настолько привычным и домашним, что мы не замечаем его внутренних границ, прибывая в Астану, Алматы, Павлодар и ощущая себя неотъемлимой частью общей реальности.

За 15 лет, прошедших с момента исторической речи, Россия и Казахстан заметно продвинулись по пути развития интеграционных процессов. Но наверно, правы те эксперты, которые полагают, что неотвеченных вопросов пока больше, чем разрешенных споров. Одна из серьезных проблем на пути дальнейшей интеграции заключается в том, что отношение ко многим совместным проектам носит чрезмерно прагматичный характер. Развитию эффективного взаимодействия между нашими странами явно не достает важнейшей составляющей - ясно сформулированной и четко прописанной идеологии взаимодействия.

Пусть так, важно другое - принципы, которые были сформулированы Нурсултаном Назарбаевым 15 лет назад, до настоящего времени своей актуальности не утратили. Десятилетие назад главной темой дня был вопрос о соотношении интеграционных процессов с желанием политических элит новых независимых стран выстраивать эффективные национальные государства. Это был вопрос далеко не технического характера, а, как оказалось, одна из самых сложных психологических проблем для новых элит, которые любой механизм взаимодействия рассматривали как потенциальную опасность возрождения нео-империи.

Да и в России, чего скрывать, находились политики и политологи, которые рассматривали евразийскую идею через призму большой игры с нулевой суммой возможностей. Но тем, кто ратует за возрождение ведущего статуса России в мире через евразийское пространство, нужно помнить о том, что у всякого взаимодействия есть две стороны. Это не только "русский мир через призму евразийской идеи", но и обратная взаимосвязь.

Поэтому, формулируя собственные интересы, применительно к нашим соседям, мы должны помнить, что, создавая собственный привлекательный образ, отстаивая не на словах, а на деле принципы истинного партнерства, мы обретаем друзей, к числу которых, вне всякого сомнения, относится Казахстан. Что такое евразийская идея для России и Казахстана? Это сохранение общих ценностных ориентиров, единое видение образа будущего, совпадающие идеологии развития.

Насколько отчетливо осознаем мы это общее пространство?

Полагаю, что мы только в самом начале пути. В российской и казахстанской научной и общественной среде еще только появилось осознание необходимости поиска новой "евразийской" идеи, определения общей самоидентификации, места наших стран в современном геополитическом пространстве. Форирование казахстанской нации - разве это не есть реализация идей евразийства на практике? Увлекаемся мифами о пути в Европу в формате дружбы с ЕС, а может стоит посмотреть по сторонам и убедиться в том, насколько велик потенциал взаимодействия в духовном, ценностном плане между республиками бывшего Совесткого Союза? Между россиянами, казахстанцами, белорусами?

Возможно я наивный оптимист, но я верю в то, что граждане 21 века еще только делают первые шаги в городах, аулах и селах евразийского материка. Но мы должны обеспечить этим людям Евразии достойное будущее.

Поделиться: