Алексей Власов. Россия и интеграция. Кризис жанра.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мы вновь возвращаемся на страницах «Вестника Кавказа» к теме интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Поскольку события в Кыргызстане еще раз продемонстрировали системную уязвимость всех ключевых интеграционных проектов под патронажем России, начиная с ОДКБ и заканчивая ШОС.
Алексей Власов. Россия и интеграция. Кризис жанра.

Мы вновь возвращаемся на страницах «Вестника Кавказа» к теме интеграционны хпроектов на постсоветском пространстве. Поскольку события в Кыргызстане еще раз продемонстрировали системную уязвимость всех ключевых интеграционных проектовпод патронажем России, начиная с ОДКБ и заканчивая ШОС.

Определеннаярастерянность и недоумение, не озвученный вопрос «А что же дальше?»присутствуют не только в рассуждениях российских чиновников достаточно высокогоуровня. Аналогичные настроения мы наблюдаем и там, где их обычно не было –среди китайских дипломатов. Всем очевидно, что что-то надо менять, но какоказалось, готового концепта нет, практически, ни у кого.

В то жевремя, нужно признать, что истоки этой ситуации заключались вовсе не вкиргизских событиях, а гораздо раньше – в августе 2008 года, когда ни одна измногочисленных интеграционных структур фактически ничего не сумела сделать длятого, чтобы предотвратить грузинскую агрессию против Южной Осетии.Фундаментальный изъян интеграционных проектов заключен в самом механизмепринятия политических решений. Поскольку и ОДКБ, и ШОС вынуждены работатьстрого на принципе консенсусных решений. И, кроме того, четко разграничивать вопросы,связанные с внутренними аспектами развития стран-членов этой организации ивнешнеполитическим контекстом, который, по идее, как раз и попадает в зонуответственности интеграционных структур.

Однакособытия в Кыргызстане как раз и показали, что внутренняя нестабильность в однойне самой крупной стране на постсоветском пространстве неизбежно превратится вголовную боль для всех крупных игроков. Ибо превращение Кыргызстана в чернуюдыру-рай для торговцев наркотиками, оружием и экстремистов разных мастей – этоли не прямая и явная угроза для огромного геостратегического региона,охватывающего пространство от Каспия до Афганистана.

Атеперь вопрос – не проще ли работать на опережение? Пытаться предотвратитьпревращение целого государства в классический образец несостоявшегося политическогосубъекта. Погромы домов, где проживали русские граждане в Бишкеке, угроза жизнидля жителей других государств – в конце концов, это внутреннее дело Киргизииили вопрос, который должен волновать и соседей по региону, и основные центрысилы, которые все равно, неизбежно будут выступать в качестве спонсоровпосткризисного восстановления.

В то жевремя, события в Кыргызстане еще раз заставили проанализировать общее состояние безопасности на постсоветскомпространстве. И нужно признать, что результаты этого аудита могут быть неслишком утешительны. Так, например, отсутствие эффективного диалога понагорно-карабахскому конфликту изначально создает очень серьезные зонынапряженности на Южном Кавказе.

Иснова, как и в ситуации с Киргизией, мы слышим заявления о том, что данныйвопрос не является предметом внимания интеграционных структур на постсоветскомпространстве. Мол, есть посредники из Минской группы – вот пусть они и решают.Но следует учитывать, что способности ко-спонсоров мирного урегулирования,которым они занимаются уже на протяжении больше, чем 15 лет, вызывают всебольшие сомнения. Рост конфликтогенного потенциала – опасная штука. Посколькуникогда невозможно заранее предсказать, где и в каком месте может случиться егопрорыв.

ВКиргизии государство рухнуло буквально в течение одного дня, еще за сутки дособытий в Южной Осетии большинство экспертов было убеждено, что никакой войныне будет, так и теперь умиротворенные заявления о том, что вокруг НагорногоКарабаха все спокойно не выглядят, откровенно говоря, столь убедительными нафоне печальных примеров из истории конфликтов на постсоветском пространстве.

Извечныйрусский вопрос – что же делать? Конечно, в каждом конфликтном случае, будь товнутренний распад государства или межгосударственные противоречия, рецептыдолжны выписываться строго по индивидуальной программе. Однако вполне очевидно,что есть и общие моменты, связанные с необходимостью скорейшегопереформатирования структур безопасности для постсоветского пространства.Экономическая и энергетическая безопасность все более отчетливо выходят напервый план. Без их эффективного обеспечения ни о какой стабильности вближайшем будущем говорить будет нельзя. Принцип консенсусного решения винтеграционных структурах все более явственно себя дискредитирует, превращаяэти механизмы в площадки для пустой говорильни.

Где текредиты, которые были выданы Бакиеву через ШОС и антикризисный фонд ЕврАзЭс?Как контролировалось распределение этих средств? Не уверен, что у кого-тонайдутся точные ответы на эти вопросы. Именно в этой системной слабости нашегоединства, помноженной на маргинализацию элит таится огромная опасность,связанная с постепенным превращением «зоны ответственности России» в зонусоциального бедствия. Тлеющий огонь мы пытаемся залить деньгами, не понимая,что в данном случае это не лучшее лекарство для больного организма.

Поделиться: