Алексей Власов: Наша стратегия - в одной-единственной голове
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстану не стоит бояться «имперских притязаний» со стороны России С Россией навеки вместе - лозунг, еще в советские времена набившийизрядно оскомину, сегодня приобретает новое значение. Именно такоевпечатление я вынес от состоявшейся встречи казахстанских журналистов сроссийским политологом, директором Информационно-аналитического центрапо изучению постсоветского пространства Алексеем Власовым, прошедшей наднях в «Айтпарке». Речь, конечно, не идет о воссоздании союзногогосударства, но обстоятельства складываются так, что в современном миревыживать в одиночку - задача невыполнимая. Президентская идеяевразийской интеграции, казавшаяся пятнадцать лет назад романтичной,сегодня выглядит, наоборот, более чем прагматичной. Принято считать,что Власов из разряда тех политологов, которые могут отвечать на самыесложные вопросы, не потея. Во всяком случае, выглядит он весьма ивесьма рассудительным человеком, с которым можно беседовать на самыеострые темы. Чтобы вместе потом находить непростые ответы на вопросы,интересующие граждан наших двух государств. В казахстанской экспертнойсреде Алексея Власова считают политологом «с будущим».- Алексей, а зачем вам нужен был Казахстан? - По правде говоря, это вышло совершенно случайно. Не думал, что затянет. Последние шесть лет я отдал сердце вашей стране, о чем нисколько нежалею. Прежде всего, это было связано с учебной работой. В МГУ впервыеза тридцать лет открыли кафедру «История стран ближнего зарубежья». Яработал в другом отделении, но благодаря тому, что многие ребята скурса были мои знакомые - казахи, руководство решило, что налаживатьконтакты с ними буду я. - А сколько вас, экспертов, занимающихся Казахстаном, в самой России? - Я не считаю себя большим знатоком, потому что знатоками являются те,кто родился и вырос в самом Казахстане. Многие из них работают вМоскве, но их имена хорошо известны. Я - исследователь, которыйработает по Казахстану. Специалистов такого профиля в самой России, ксожалению, тоже немного. Просто многие сейчас перевелись и в связи сизвестными событиями на Украине и на Кавказе работают на этихнаправлениях. А вообще, хороших экспертов не должно быть много. Иначевласть запутается при принятии решений. - Что такое «имперское мышление» в современной России? И следует ли нам его бояться? - Я не думаю, что российская элита мечтает прибрать Казахстан к рукамчерез ликвидацию его независимости. Российской элите сегодня нужнотолько одно - чтобы Казахстан действовал в сфере российских интересов,касающихся энергетики и ресурсной базы. А что происходит в Казахстане востальном, Кремль абсолютно не интересует. Это я вам могу сказатьсовершенно точно. Россия - страна чиновничье-бюрократическая. Нашастратегия - в одной-единственной голове. Или в двух, как сейчас, когдасуществует властный тандем. И вот в этих двух головах, смею васуверить, вопрос по Казахстану занимает далеко не самое первое место.Поэтому бояться или пугать кого-то российской имперской угрозой - этопросто наивно. Я считаю, что для Казахстана на сегодня хватает другихпроблем, и российская имперская угроза не представляет реальнойопасности. - У нас существует мнение, что в Казахстане нет гражданского общества. А в России оно есть? - Процесс построения гражданского общества в России может растянутьсяна многие десятилетия. Потому что основа гражданского общества - этосистема самоуправления. Что наглядно показал польский опыт. - Огромное количество русских в свое время уехали из Казахстана. Выне могли бы сказать, какое у них сегодня настроение? Что они говорят оКазахстане? - Я в основном общаюсь с представителями московской диаспоры и темирусскими, что выехали в Оренбургскую область. Могу сказать, чтодиапазон мнений очень широкий. Кто-то считает, что они сделалинеправильный выбор, кто-то считает, что правильный. У многихпроскальзывает мнение, что у русских для реализации их социальнойкарьеры в Казахстане шансов меньше, чем у казахов. Но это мнение неабсолютное. Где-то пятьдесят на пятьдесят. Причем нельзя сказать, чтоэто научно-социологическое наблюдение. К сожалению, научногоисследования, которое давало бы точную картину, проведено не было. И здесь же следует заметить, что многие российские интернет-ресурсыспекулируют на данной теме, полагая, что для русских шанс нормальнореализоваться связан только с выездом из Казахстана. Но лично я так несчитаю. - А вообще, где русским живется хорошо? - Я считаю, русскому хорошо живется там, где он может себя реализовать.Если он может реализовать себя в России, значит, ему там нормальноживется, может реализоваться в Казахстане - значит, ему здесь хорошо. - Почему, когда «русский» политолог Кургинян говорит о том, чтоРоссия должна в себе возродить имперский дух и идеологию, российскиевласти молчат? Почему, когда «русский» политолог Мигранян предлагаетсевер Киргизии отдать Казахстану, а юг - Узбекистану, то другиероссийские политологи отмалчиваются? А ведь Кургиняну и Мигранянудаются лучшие телевизионные каналы, лучшее время на телевидении. - Вообще, это распространенная мысль в российской политической среде,что если не будет имперской скрепы, то Россия непременно распадется. Яс этой идеей не согласен, и мне кажется, что это попытка экстенсивнымпутем сохранить то государство, которое мы сейчас имеем. А интенсивныйпуть - это, несомненно, поиск новой национальной идеи и определениемиссии нации. Кстати, это то, чем занята сегодня казахстанская элита.Точнее, часть казахстанской элиты. И проблемы, которые стоят переднами, в чем-то похожи. А что касается и Миграняна и Кургиняна, они ужене первые «говорящие головы» на российском телевидении. Я не скажу, чтоменяется сам тренд, но фигуры постепенно меняются. Лица уже иные. - 31 мая у нас в республике отмечается День памяти жертвполитических репрессий. В тридцатых годах погибло от голода, по разнымданным, от 3 до 4 миллионов казахов. И разумеется, они все не былисплошь султанами, биями и баями. Можно ли в данном случае вести речь оспланированном уничтожении сталинской системой казахского народа? - В формате украинской версии речь идет о геноциде, действии,направленном на уничтожение определенной нации. Я считаю, это моя точказрения, что это было действие не на уничтожение наций, но науничтожение определенных социальных групп, которые в будущем моглипредставлять опасность для системы. Социоцид. Что же касаетсяГолощекина, то как можно было направлять на руководство республикойчеловека, который ничего не смыслил в быте кочевников? - И все-таки факты говорят обратное. Голощекин в данном случае былпросто пешкой, действия которой направлялись из Москвы. Это былаполитика Сталина. - Я считаю, что это был социоцид, во время которого, независимо отнациональности, умирали и русские, и украинцы, и казахи. В те годы былопочти добито донское казачество. Два месяца назад в Москве проходило мероприятие, связанное с темойГолодомора. Приезжали ученые из Казахстана и Киргизии. И выступление ихмне очень понравилось. Общий смысл был таков - давайте посмотрим настатистику, кто в процентном отношении пострадал больше остальных.Казахи. Но означает ли это, что русские намеренно уничтожали казахов?Нет. Русские сами оказались заложниками и жертвами этой системы. Числопогибших русских тоже исчисляется миллионами. - Но почему тогда в России пытаются реабилитировать в глазахобщественности эту систему? Имя Сталина становится чуть ли не главнымсимволом государства... - Я говорю абсолютно искренне и честно, если вы чувствуете. У меня наэто другая точка зрения. Я не думаю, что идет процесс политическойреабилитации сталинизма. Хотя, может, отдельные попытки ипредпринимаются. Но единственное, в чем мы с вами сходимся, что это былсоциоцид, уничтожение социального слоя. И там были, в этом срезе, ирусские, и украинцы, и казахи. Серик МАЛЕЕВ, фото Александра КОНЦЕДАЛОВА, Алматы
Литер
Поделиться: