Александр ШУСТОВ Узбекистан поворачивает на Запад?
Автор: ИАЦ МГУ
Незадолгодо запланированного на 14 июня саммита ОДКБ, на котором должны бытьподписаны соглашения о создании Коллективных сил оперативногореагирования (КСОР), обострилась проблема участия в них самой крупной вдемографическом и военном отношении страны Центральной Азии -Узбекистана, внешнеполитический курс которого становится всё болеепроамериканским. Между тем от позиции Узбекистана во многом зависит нетолько состав и возможности мобильных сил ОДКБ, но и то, что вообщебудет представлять собой в дальнейшем эта организация.
Создание КСОР былопредложено Россией вскоре после «пятидневной» войны с Грузией в августе2008 г. В сентябре 2008 г. главы государств-участников ОДКБ - России,Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана -заявили о намерении развивать военное и военно-техническоесотрудничество, а также обеспечивать безопасность «в зонеответственности организации и непосредственной близости от нее».Большую часть войск для 20-тысячной группировки КСОР готовы выделитьРоссия, которая предоставит воздушно-десантную дивизию идесантно-штурмовую бригаду (около 8 тыс. чел), и Казахстан, которыйвыделит десантно-штурмовую бригаду (около 4 тыс. чел.). Другие страныОДКБ предоставят по батальону. До этого в рамках ОДКБ существовалиКоллективные силы быстрого реагирования (КСБР) в составе 10 батальоновобщей численностью около 7 тыс. человек, а также российской авиационнойгруппировки на авиабазе в Канте в Киргизии (10 самолётов и 14вертолётов).
Помимо КСОР Россия планируетсоздать в Центральной Азии мощную армейскую группировку, ядро которой идолжны образовать мобильные силы ОДКБ. Эта группировка должнаприкрывать Центрально-азиатское стратегическое направление в дополнениек уже сформированным российско-белорусской группировке на Западном ироссийско-армянской - на Кавказском направлениях. В отличие отКСОР, в состав которых планируется включить десантные подразделения ичасти спецназа, группировка ОДКБ в Центральной Азии будет состоять изцелых армейских подразделений, включая танковые, артиллерийские части,а также военный флот на Каспийском море. В мирное время войска будутнаходиться на своих базах в местах постоянной дислокации, а в случаеопасности вооружённых конфликтов - перебрасываться на территорию тойили иной страны - члена ОДКБ. Однако создание КСОР, не говоря уже омощной армейской группировке в Центральной Азии, натолкнулось напозицию Узбекистана, который, не покинув окончательно ОДКБ, оговорилсвоё особое положение в этой организации. Ещё на стадии согласованиярешения о создании КСОР Узбекистан заявил, что не будет участвовать вКоллективных силах на постоянной основе, а ограничится лишь темиоперациями, которые представляют для него интерес. 4 июня «Интрефакс»со ссылкой на «высокопоставленный военно-дипломатический источник вМоскве» сообщил, что Ташкент выдвинул четыре принципиальных условиясвоего участия в мобильных силах ОДКБ: принятие решения об ихприменении только на основе консенсуса, а не простым большинствомстран-участниц организации, отправка подразделений КСОР в другиегосударства, только если это не противоречит их национальномузаконодательству, запрет на использование подразделений КСОР дляразрешения конфликтов между участниками ОДКБ, а также предварительнаяратификация соглашения об их создании парламентами всех странорганизации. Из этого можно понять, что Узбекистан беспокоитвозможность использования сил КСОР против него самого в случаеконфликта с одной из соседних стран СНГ. Возможность такого конфликта вусловиях назревающих противоречий по поводу использования водных ресурсов трансграничных рек и неурегулированности пограничных проблем между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном исключать нельзя. Чтокасается четвёртого условия - применения подразделений КСОР толькопосле ратификации соглашения об их создании парламентами всех странОДКБ - оно может похоронить саму идею Коллективных сил уже на старте. Параллельно с торможением проекта КСОР Узбекистан начал активноналаживать связи с Соединёнными Штатами, свёрнутые после подавлениявооружённого мятежа в Андижане в мае 2005 г. Восстановлениеузбекско-американских отношений началось ещё в 2008 г. В ежегодномдокладе Госдепартамента США о терроризме за прошлый год отмечалось, что«Соединённые Штаты предпринимали шаги по восстановлению тесных связей сУзбекистаном», правительство которого в свою очередь «предпринялонекоторые шаги по возобновлению контртеррористического сотрудничества сСША». В докладе Госдепа сказано и о причине внимания американцев кУзбекистану: эта страна является «одним из важных транспортныхкоридоров для доставки грузов невоенного назначения контингенту вАфганистане». К быстрому сближению с Узбекистаном Вашингтонпобудило ожидаемое закрытие авиабазы Манас, соглашения об использованиикоторой были денонсированы властями Киргизии в марте 2009 г.
США рассматриваютУзбекистан не только как транзитный коридор для переброски грузов вАфганистан, но и как возможную территорию для размещения своей военнойбазы. По данным представителя Council on Foreign Relations ДжеффриМанкоффа, Вашингтон уже обратился к Ташкенту с просьбой о размещении вУзбекистане военной базы. «Американское присутствие в регионеЦентральной Азии, - пишет Д.Манкофф, - уже начало расширяться». В связис нарастающей нестабильностью в Пакистане «американские войска всёбольше и больше разворачиваются к постсоветской Средней Азии как кальтернативному маршруту для отгрузки поставок в Афганистан».
Несколькими днями ранеепресс-служба президента Узбекистана скупо сообщила, что 3 июня И.Каримов принял в своей резиденции Оксарой посла США в УзбекистанеРичарда Норланда. Одновременно стало известно, что США и Узбекистандостигли соглашения об использовании аэропорта в г. Навои «длякоммерческого транзита небоевых военных грузов в Афганистан ».
Демонстрируя своюнезаинтересованность в усилении военной составляющей ОДКБ, гдепреобладает влияние России, Ташкент готовится не только к возможнойконфронтации с Киргизией и Таджикистаном, но и к роли новогоамериканского плацдарма в «Большой Средней Азии».
Поделиться: