Александр КАРАВАЕВ: "Резких продвижений ожидать нельзя"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как заявил в эксклюзивном интерью "Эхо" российский эксперт, в период президентства Дмитрия Медведева, Москва не станет прилагать более интенсивных усилий сверх того, что она уже приложила в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта
Александр КАРАВАЕВ: "Резких продвижений ожидать нельзя"

Александр КАРАВАЕВ: "Резких продвижений ожидать нельзя"

Как заявил в эксклюзивном интерью "Эхо" российский эксперт, в период президентства Дмитрия Медведева, Москва не станет прилагать более интенсивных усилий сверх того, что она уже приложила в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта

В воскресенье в России состоятся очередные президентские выборы, которые дадут возможность официально назвать миру имя третьего президента в истории этой страны. Несмотря на всю значимость события, интрига в избирательном процессе полностью утеряна еще задолго до начала гонки за кресло главы государства.Президентом России, если не произойдет никакого чуда, станет Дмитрий Медведев, ставленник Кремля, то бишь - преемник Владимира Путина. Как будут развиваться азербайджано-российские отношение в эпоху нового главы государства российского вчера в эксклюзивном интервью "Эхо" рассказал эксперт Центра изучения стран СНГ Московского государственного университета Александр Караваев.

-Как на ваш взгляд будут развиваться азербайджано- российские отношения после избрания Дмитрия Медведева президентом России?

-Никаких глубоких, существенных изменений при третьем президенте России во взаимоотношениях двух стран не будет. Естественно, трудно сейчас говорит о каких-либо изменениях исходя из четырехлетнего срока Медведева. За это время может произойти масса изменений внутри России. Во всяком случае, раньше изменения внутри России отражались на политике Москвы в отношении стран - членов СНГ. Что касается того, как реально будет осуществляться политика, то необходимо учитывать: если Владимир Путин станет премьер-министром после президентских выборов, то все основные, реальные рычаги межправительственных отношений будут в руках правительства, где они сейчас и находятся. Так что вектор азербайджано-российских отношений не претерпит существенных изменений в негативную сторону. Будет ли дополнительный импульс в сторону развития новых проектов? Все будет зависеть от работы на уровне межправительственных комиссий.

- Общее мнение относительно перспективы взаимоотношений двух страны сводится к лаконичной фразе - без изменений. А как на ваш взгляд можно оценить сегодняшний уровень двухсторонних связей Баку и Москвы?

- Это, в принципе, нормальные, партнерские отношения между двумя дружественными странами, которые имеют общую границу. К примеру, если мы говорим о социально-экономических отношениях, то все те связи, которые соединяют Азербайджан и Россию, прекрасно известны, никто их менять, рвать не собирается. В вопросах, связанных с политикой России в регионе, к примеру, с позицией Москвы по Карабаху, то здесь несколько иная тема. Но опять же ситуация вряд ли будет меняться. Так, во время недавней встречи Алиев - Путин в рамках неформального саммита СНГ в Москве, прозвучала дежурная фраза, которую от президента России Владимира Путина слышали и раньше. Мол, в том смысле, в котором мы сможем вам посодействовать в урегулировании нагорно- карабахского конфликта, мы вам будем содействовать: Россия не станет прилагать более интенсивных усилий сверх того, что она уже приложила. Как переговорный процесс развивался, так он и будет развиваться. Резких продвижений ожидать нельзя. Ну, предположим, на Армению будет оказано некоторое воздействие, так как наступает время, когда Ереван должен каким-то образом вернуть оккупированные районы вокруг Карабаха. Иначе фактически этот процесс заходит в бессмысленный тупик. Все: и в Армении, как мне кажется, и посредники Минской группы ОБСЕ ждут, когда это произойдет. Так что я не считаю, что если это произойдет, то это будет какая-то новость в этом плане. Но, в целом, я не ожидаю существенных изменений. К тому же, необходимо понимать, что до весны 2009 году мы вряд ли увидем какие-то новые шаги со стороны США: старая администрация Белого дома постепенно уходит, а новая начнет полноценно работать только в начале весны следующего года. То есть новых инициатив от Вашингтона, на которые могла бы реагировать Россия, ждать не приходится. Внешнеполитические процессы на пространстве СНГ будут находиться в некоторой стагнации.

Как будет развиваться вопрос размещения американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе с учетом того, что Москва предлагала Вашингтону определенные варианты, связанные с азербайджанской РЛС в Габале? - Все возможные варианты относительно будущего функционирования Радиолокационной станции в Габале уже обсуждались. Если в будущем, ближе к 2012 году РФ перестанет использовать эту РЛС, то она по большому счету и вовсе прекратить функционировать. Не думаю, что США придут на этот объект, который был установлен на рубеже 70-80-х годов. Ее просто закроют, она будет демонтирована. К тому же, опять же считаю, что до весны 2009 году мы вряд ли услышим по данному вопросу что-то новое.

- Последние события вокруг Косова будут как-то учитываться новым президентом России в формировании позиции по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту? - Я все-таки думаю, что в вопросе Нагорного Карабаха Россия будет соблюдать дистанцию. Здесь следует размышлять следующим образом: если предположим, вслед за Косовым эта непризнанная территория будет предпринимать какие-то активные действия, призывать признать ее суверенитет, то в этом случае Москва вряд ли будет позитивно относиться к таким заявлениям. Наверняка будут заявления о том, что РФ не признает данную территорию как независимую. К тому же, не думаю, что конфликт выйдет из замороженного состояния. Полагаю, от нового армянского руководства будут требовать, чтобы Ереван сдвинул свои позиции в переговорном процессе, чтобы в итоге каким- то образом приступить к реальным действиям. Опять же, речь идет об освобождении прилегающих к Нагорному Карабаху районов, оккупированных Арменией. Этот вопрос, разумеется, будет ставиться перед новым руководством Армении. Есть резон интенсивно давить на Армению именно в период до предстоящих в Азербайджане президентских выборов, которые состоятся этой осенью.

- Кстати, каким вам кажется последующее развитие событий в Армении, которая переживает поствыборный период? Возможно ли силовое решение вопроса после 2 марта, когда внимание будет сконцентрировано на России, а армянские выборы уже как- то забудутся?

- Не думаю, что ситуация в Армении настолько негативно складывается для нового руководства страны, чтобы привести к силовому варианту по сценарию грузинских событий ноября прошлого года. Думаю, волна митингов сойдет на нет: Левон Тер-Петросян - это не лидер оранжевой революции. Он человек старой формации. Человек, который молчал на протяжении долгого времени, начал активно работать только с конца прошлого года и вдруг сможет осуществить революцию?! Такого еще не было. Разумеется, в административных структурах есть люди, которые его поддерживают, но даже при всем при этом не думаю, что все это выльется во что-то серьезное. К тому же, надо признать, армянские выборы были признаны всеми. Ну, если вдруг эти массовые акции в Ереване выльются во что-то серьезное, то возможно применение силы. Серж Саркисян не моргнет глазом и применит силу для разгона митинга. Но опять же это не будет чем-то особенным, наверняка обойдется без жертв: через две недели об этом забудут так, как-будто этого и не было.

- В период президентства Медведева ожидается принятие в ряды НАТО новых членов, что вызывает, мягко говоря, недовольство Москвы. Как вы полагаете, в этот период Баку может заявить о своем желании стать полноценным членом альянса, и как это может быть встречено Кремлем?

- В отношении Украины и Грузии Вашингтон будет максимально стремиться к тому, чтобы эти страны стали членами НАТО. Что касается Азербайджана, то для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на концепцию военного строительства Азербайджана, которой, насколько мне известно, у Баку пока нет. Именно в этой концепции мы должны увидеть стратегию развития страны. Если в рамках этой стратегии будет ясно указано, что Азербайджан движется в направлении евро- атлантической интеграции, то вслед за Грузией будет нарастать партнерство Азербайджана с НАТО. Другое дело, что сложно сказать, каким образом будет осуществлен прием страны в военно- политический блок. Надо посмотреть, как будет проходить процесс присоединения Украины, как сложатся отношения между Россией и Западом. Если это приведет к серьезному обострению, то следующий шаг, который может быть направлен в сторону интенсивного сотрудничества с Азербайджаном будет отодвинут на более длительную перспективу.

Азербайджанская газета «Эхо»

Поделиться: