Акрам Асроров: Cоюз нерушимый
Автор: ИАЦ МГУ
2 декабря на очередной встрече с журналистами в Ташкенте Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Узбекистан Заутбек Турисбеков выступил с сенсационными инициативами в сфере узбекско-казахстанских отношений. Практически он предложил кредитовать узбекских фермеров за счет средств казахстанских банков и создать в приграничной зоне со стороны Казахстана перерабатывающие предприятия на совместной основе. Не удержусь и добавлю, что такого рода предложения попахивают пиаром, зачастую недорогим. Хотя к вопросу интеграции между государствами ЦА можно подойти не только как к взаимопроникновению узбекской и казахстанской экономик, но и как к глобальной интеграции во всем центрально-азиатском регионе. Главное, необходимо отдавать себе отчет в том, что пока регион разобщен, и каждое государство действует согласно своим национальным интересам, центры силы будут стремиться конкурировать в регионе и прибирать к рукам каждое государство в отдельности. Если интеграция в регионе примет необратимый характер, центрам силы придется столкнуться с более эффективной силой в лице, к примеру, Союза центрально-азиатских государств. Казахский посол сделал интересное предложение Узбекистану. В частности, обоим государствам предлагается сосредоточиться на том, что у них лучше всего получается. Так как Узбекистан исконно является земледельческой страной, посол предложил за счет узбекской сельхозпродукции обеспечивать потребности многих стран. В свою очередь, Казахстан, с учетом традиций и опыта населения, как сказал посол, может наращивать производство зерна твердых сортов, а также мясомолочной продукции не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Сотрудничество неминуемо Если абстрагироваться от всех очевидных и неочевидных проблем в узбекско-казахстанских межгосударственных отношениях, то становится понятным, что они обречены на сотрудничество. Во-первых, Узбекистан и Казахстан являются государствами, которые играют в Центральной Азии, извините за тавтологию, центральное значение. Это два рынка в регионе, показывающие самые высокие темпы роста, и, что немаловажно, имеющие довольно хороший потенциал для развития. В суммарном выражении - рынок величиной в 42 миллиона человек. К примеру, суммарный рынок Туркменистана, Киргизии и Таджикистана не превышает 10 миллионов человек. Во-вторых, промышленные потенциалы Узбекистана и Казахстана всегда были ключевыми в Центральной Азии. Со времен Советского Союза обе страны получили весь набор современных производств. Тяжелая и цветная металлургия Казахстана, химпром, текстиль Узбекистана составляли от 80 до 90 процентов всего промышленного потенциала региона. С другой стороны в период после развала СССР Казахстан создал довольно современную финансовую систему, развивал отрасли, связанные с потребительским рынком. В свою очередь Узбекистан с нуля выстроил собственное автомобилестроение, в последние годы укрепляет свои позиции как текстильный центр Центральной Азии. Такие большие экономики могут и должны интегрироваться с тем, чтобы стать центром развития региона. Вокруг такого «промышленного кулака» легко формировать любые промышленные союзы с участием других стран региона. В-третьих, у Казахстана и Узбекистана имеется мощнейший ресурсный потенциал. Нефть, газ, минеральные ресурсы - неполный перечень, на основе чего можно создавать совместные предприятия и строить совместный бизнес. Однако к данной форме интеграции необходимо привлечь Туркменистан, четко и внятно показав, какие преимущества получит данная страна, включившись в совместный ресурсный бизнес. В-четвертых, понятно, что США, Евросоюз, Россия и Китай будут вечно бороться за влияние в Центральной Азии, а конкретно - за контроль над ее энергоресурсами. В длящееся почти весь период со времен распада СССР время, никто и никогда всерьез не интересовался регионом как единым организмом. Всем вышеперечисленным странам невыгодно, чтобы страны региона объединились и сообща отстаивали свои национальные интересы. Поэтому ими ведется что-то вроде борьбы с целью разобщения и, в первую очередь, Казахстана и Узбекистана. Вашингтон, Брюссель, Москва и Пекин прекрасно понимают, что как только две эти центрально-азиатские страны найдут общий язык, процесс интеграции существенно активизируется. Ярким подтверждением такой гипотезы может служить случай, когда Узбекистан, Туркменистан и Казахстан выступили с единой позицией по поводу экспорта центрально-азиатского газа. Многие помнят, как глава «Газпрома» Алексей Миллер практически без обсуждений согласился с переходом ценообразования по европейской схеме. Но это пока единственный прецедент, когда три страны ЦА выступили с единой позицией. Что может сделать Астана Чтобы получить партнера, Казахстан должен четко понимать, как работать с Узбекистаном и выходить на ключевые решения по интеграции экономик. Официальный Ташкент хочет, чтобы его уважали (случай с Таможенным союзом), поменьше «напрягали» (отмена визового режима с Таджикистаном), согласились с тем, что страна является буферной зоной по наркотрафику и религиозному экстремизму из Южной Азии, и потому является особой зоной, а роль Узбекистана в регионе исключительна (что недалеко от истины). Астана должна не задумываться по поводу приостановления членства Узбекистана в ЕврАзЭС, а предложить реальную программу интеграции экономик (инициативы, озвученные Турисбековым - верный шаг в правильном направлении). В вопросе создания Таможенного союза Астане вполне по силам несколько видоизменить схему отбора стран-членов будущего союза. Казахстан, без сомнения, может договориться как с Россией, так и с Белоруссией, чтобы все вопросы, смущающие узбекские власти, были решены. Для начала, к примеру, увеличить количество стран-учредителей Таможенного союза. Конечно, такое предложение может встретить сопротивление со стороны России, считающей, что любые промежуточные решения лишь затягивают вопрос создания Таможенного союза. Некоторые нестыковки могут произойти и с Белоруссией, однако вопрос вхождения в Таможенный союз Узбекистана весьма привлекательный, ради которого стоит отложить введение норм и правил единой таможенной территории. В свою очередь, у Астаны может возникнуть масса проблем с тем, чтобы убедить официальный Ташкент отказаться от практики применения визового режима в отношении Таджикистана. Но и ее можно решить, если Астана возьмет на себя функции посредника между Ташкентом и Душанбе. С другой стороны, целостная картина евразийской интеграции не будет полной, если из нее вычленить Узбекистан и Таджикистан. Дело вовсе не в том, что значимость Душанбе в интеграционных процессах меньше, чем значимость Ташкента. Дело в целостности картины интеграционной схемы, территория которой может протянуться от границ Европы до северной границы Афганистана. Астана может, наконец, согласиться с Ташкентом по поводу значимости в регионе ЦА Узбекистана. Да, эта страна политическая доминанта, региональный щит цивилизованного мира от угроз со стороны стран Южной Азии. С другой стороны, именно через Узбекистан возможно сотрудничество со странами Южной Азии. Да, Казахстан - экономическая доминанта, должен и может стать финансовым центром ЦА, где будут сосредоточены средства на пользу интеграции. Думаю, такой набор приоритетов будет в полной мере устраивать как Ташкент, так и Астану. Будет стержень, будет и новогодняя елка Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы замечать очевидное: интеграция Узбекистана и Казахстана даст мощный толчок к интеграции всего центрально-азиатского региона. Эти два потенциала, две экономики могут и способны создать новую конфигурация в регионе. А в интересах всего региона, подтолкнуть данный процесс, сделать все необходимое, чтобы лидеры обоих государств нашли точки соприкосновения интересов. Разумеется, как со стороны официального Ташкента, так и со стороны официальной Астаны должна присутствовать сильная политическая воля. Руководство Туркменистана, Киргизии и Таджикистана могли бы сыграть в этой шахматной партии очень значимую роль. Каждая из стран может стать частью целого, причем равноправной частью. Поэтому интеграционный процесс Узбекистана и Казахстана не должен оговариваться условиями для вхождения других членов, а любой другой член - Таджикистан, Туркменистан и Киргизия - должны восприниматься как равноправные партнеры, способные лишь обогатить интеграцию. Руководителям всех центрально-азиатских стран необходимо воспринимать Центральную Азию как единое целое, а страны региона - как партнеров, с которыми нужно и должно вести общий бизнес. До настоящего времени Центральная Азия в сознании мирового сообщества присутствует лишь как регион, где друг с другом граничат такие разные государства. Если за «ствол» брать интеграцию Астаны и Ташкента, то ветками должны стать Таджикистан, Киргизия и Туркменистан. А стержень ели и ее ветки - не могут существовать друг без друга.
Поделиться: