Адишева Г.Б., Школдина А.С.: Экономическое сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации: проблемы и перспективы.
Автор: ИАЦ МГУ
Адишева Г.Б., Школдина А.С.
Экономическое сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации: проблемы и перспективы.
В основе отношений Казахстана и России лежат многовековые исторические связи, характеризующиеся богатым внутренним содержанием и разнообразием форм взаимодействия. Надо признать, что в этих связях порой были и моменты, полные драматических коллизий и противоречий. Но они так и остались лишь моментами. Гораздо больше было спокойных и созидательных периодов дружеских контактов в экономической, культурной, научной, трудовой сферах, породивших массу примеров единения в общей борьбе против внешних опасностей и угроз. Именно этим и вызвано стремление к единству и дружбе, наблюдаемое в современной жизни двух государств. В одном из своих выступлений по случаю празднования Дня независимости РК Президент Н. Назарбаев отметил, что «важнейшее значение развития отношений с Россией обусловлено ее политическим и экономическим весом в мировом сообществе, большой протяженностью наших общих границ. Россия - крупнейший торговый партнер нашей республики. Во многом совпадают наши позиции по различным международным вопросам. Наконец, граждан наших стран связывают миллионы родственных нитей. Это делает Россию естественным союзником нашего государства» [1].
Общность экономик, историко-культурных традиций, менталитет и другие факторы цементировали эти отношения. Около 70% экспорта и 60% импорта Казахстана падает на страны СНГ, и львиная доля (больше половины) экспортно-импортных операций приходится на Россию [2]. Российский фактор, во многих отношениях устанавливает внешнюю политику в ситуации вокруг Казахстана, как на региональном, так и на международном уровнях. Россия является главным партнером республики Казахстан. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ.
В настоящее время, в российско-казахстанских отношениях выделяются следующие приоритетные и перспективные направления в сотрудничестве:
- общая торговля;
- взаимодействие в нефте-газовой и энергетической сферах;
- сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций;
- сотрудничество в сфере безопасности.
С обретением независимости обе страны начали поиск оптимальной и взаимоприемлемой модели политического и экономического сотрудничества. Конечно, на первых порах возникли большие трудности. С трудом решалась проблема взаимных платежей, что практически парализовало всю хозяйственную деятельность в отношениях двух стран (кроме поставок, обеспеченных межгосударственными договорами). До середины 1990-х годов 60% товаров Казахстан получал из России и туда же отправлял 70% своей продукции, затем эта динамика стала снижаться ввиду того, что крупнейшие производственные объекты в Казахстане были отданы под иностранное управление. Но российско-казахстанские отношения продолжали крепнуть. Для Казахстана Россия во все времена была главным транзитом по перевозке своих товаров, и Россия получала большие выгоды от такого сотрудничества [3].
Уже в начале «постсоветской эры» Казахстан и Россия подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией от 25 мая 1992 г., а также договоры и соглашения, подписанные в ходе первого официального визита в Россию Президента РК Н. А. Назарбаева в марте 1994 г., и его рабочей встречи с Президентом РФ Б.Н.Ельциным в январе 1995 г. Подписанный 15 мая 1992 года договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи до настоящего времени служит основой двусторонних отношений, поскольку охватывает все основные сферы взаимодействия двух стран. Это фундаментальный документ [4].
Президент Н.А. Назарбаев еще в начале 1992 года договорился с Б. Ельциным о подготовке масштабного договора. С этой целью в Казахстане была создана большая межведомственная группа, подготовившая первый вариант его проекта. Затем начались переговоры с аналогичной российской группой. 28 марта 1994 г. был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 на уровне глав государств.
Прежде всего - это Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран. 20 января 1995 года президенты двух стран Н.А.Назарбаев и Б.Н.Ельцин скрепили своими подписями Договор между РК и Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, а также Соглашение между РФ и РК об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в РК и гражданами РК, прибывающими, для постоянного проживания в РФ. Тогда же в Кремле были подписаны Соглашение между двумя правительствами о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений при объединении таможенных территорий РК и РФ, целый ряд двусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфере, и, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью [5].
28 января 1995 года на встрече глав правительств наших государств был подписан ряд трехсторонних документов, прежде всего Программа действий правительств РК, РФ и Республики Беларусь по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества, предусматривающая не только конкретные мероприятия и сроки их реализации по созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры по гармонизации законодательства, развитию производств и предпринимательства, а также в области финансов и платежных отношений между тремя странами. Такие шаги хорошо согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках СНГ. Положено начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве начал функционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Наши страны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованную пограничную политику [6].
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годах как в России, так и в Казахстане, между нашими двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах.
Однако, есть ряд вопросов, в решении которых существуют сложности. До сих пор российская сторона не ратифицировала Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Не ратифицированы пока и важные документы по гражданству. Вместе с тем, в России положительно оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. В интересах стимулирования двустороннего товарообмена подписано казахстанско-российское Соглашение об единстве управления Таможенными службами [7].
Успешное экономическое развитие Казахстана и России положительно сказывается на укреплении двустороннего сотрудничества, основные тенденции и перспективы которого хотелось бы выделить особо, тем более что без развития торгово-экономических отношений между нашими странами трудно представить себе дальнейшую эволюцию и социально-экономический рост. Для Казахстана очень важно экономическое оживление в России, поскольку оно обеспечивает дополнительную базу развития отечественной экономики, придавая стимул ее росту. РФ традиционно занимает первое место среди основных партнеров Казахстана по торговле как в экспорте, так и в импорте. Сейчас на четыре потребительские группы (минеральное топливо, нефть и бензин, продукты неорганической химии, зерновые культуры и руды) необходимо около 80% Казахстанского экспорта в Россию, в то время как в 1994 году на указанные группы это составляло 53,3%. За квартал 1995 года в Кустанайской области ввозимой продукции доля России составила 97%, и более 90% приходилось на вывоз. Так только за названный период на Россию приходится 100% завезенных в область автомобильного бензина, дизельного топлива, топочного мазута, дизельных масел, готового проката черных металлов, угля и иной продукции. В то же время, из вывезенной из области за пределы Казахстана продукции для РФ составляет по железорудному концентрату 65%, волокнам и нитям химическим - 100%, шерстяной пряжи - 100%, асбесту - 20%, зерна - 99% и т.д. А если еще и учесть, что в этой продукции доля сырья для производства, завезенного из России, составляет от 40 до 80%, то заметна на лицо необходимость и взаимовыгодность экономических процессов между нашими государствами. В 2001 году в сравнении с 2000 г. отдельные экспортируемые товары имели тенденцию к уменьшению. Так, например, удельный вес экспорта зерна был уменьшен с 12% до 6%, экспорт продуктов неорганической химии был сокращен с 14% до 13%. Конечно, на снижение экспорта в России оказывает влияние расхождение между внутренними ценами и ценами экспортируемой продукции. В 2002 году торговый оборот с Россией составил 31,4 % всего внешнеторгового оборота страны. Согласно данным Госкомстата Российской Федерации, по объемам инвестиций в Россию в 2001 году Казахстан занимает среди стран СНГ 2-е место (9,1 млн. долларов США) [8].
В 1997 году президенты двух стран, с удовлетворением отметив большое значение договора от 1992 года, приняли решение о подготовке нового масштабного документа, определяющего принципы сотрудничества в грядущем столетии. Надо сказать, что к этому времени характер двусторонних связей коренным образом изменился, советские стереотипы мышления уступили место пониманию необходимости строительства отношений нового типа. Другими словами, Казахстан и Россия за пять лет проделали такой большой объем работы в договорно-правовой сфере, что не осталось никаких сомнений в дальнейшем развитии равноправного сотрудничества [9].
Ярким подтверждением углубления казахстанско-российского сотрудничества по всему спектру двусторонних отношений, которые мы сегодня характеризуем как отношения вечной дружбы, являются достигнутые соглашения по правовому статусу бассейна Каспийского моря и освоению его ресурсов. Каспийский регион - это огромные запасы углеводородного сырья, как разведанные, так и предполагаемые, которые являются важнейшей составляющей экономических отношений Казахстана и России. Как утверждают специалисты, по запасам нефти и газа Каспий сопоставим с районом Персидского залива.
После распада СССР в странах Каспийского региона возникла объективная задача поиска альтернативы российскому влиянию. Для Казахстана это было тяжелой проблемой, поскольку в транзитных экспортных операциях он полностью зависел от России. Поиски новых транспортных коридоров и выход на мировые ранки стали важными составляющими в процессе становления и развития независимости Казахстана. Сама Россия также столкнулась с новой расстановкой сил на постсоветском пространстве. Для Казахстана такой альтернативой стала каспийская нефть и проблемы ее транспортировки на мировые рынки.
Структура Казахского экспорта нефти в страны в 2001 году характеризуется снижением доли доставки в страны СНГ (17%) и расширением географии экспорта нефти в города зарубежных стран. Показатели экспорта нефти в 2001 году значительно уменьшились сравнительно с 2000 годом. Параллельно с экспортом Казахстан реализует импорт нефти. И 98 % всего объема импортируемой нефти необходимы РФ. Казахстан более чем на 50% зависит от России в отношении доставки неочищенной нефти на очистительные заводы в Чимкенте и Павлодаре, которые получают Западно-Сибирскую нефть по трубопроводу из Омска. Павлодарский очистительный завод на 100% зависти от Западно-Сибирской нефти. Потенциальные ресурсы углеводородного сырья оцениваются в 14 млрд. тонн нефти и 5 трлн. куб. м природного газа. Добычу нефти предполагалось увеличить с 25,7 млн. тонн в 1997 году до 130-150 млн. тонн в 2015 году, в том числе около половины - с каспийского шельфа. В связи с этим экспортный потенциал Казахстана возрастает с 20 до 110-130 млн. тонн нефти [10].
Много времени было уделено интенсификации усилий по определению правового статуса Каспия. Это являлось одним из главных препятствий для разработки углеводородных запасов прикаспийского шельфа Казахстана, который наряду с Азербайджаном всегда выступал за раздел моря на национальные секторы. Россия и Иран предлагали считать Каспий озером и совместно разрабатывать его месторождения. Туркменистан вплоть до известного конфликта с Азербайджаном по поводу принадлежности месторождения Кяпаз пытался занимать нейтральную позицию, которая в силу известной зависимости Ашхабада от Москвы и Тегерана в вопросах транзита туркменского газа, была ближе к позиции Ирана и России. В Туркмении считают, что методика раздела Каспия, предложенная Азербайджаном, не отвечает географическим особенностям и не учитывает принципа справедливости [11]. По Соглашению между Казахстаном и Россией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, подписанного в июле 1998 года, каждая страна могла использовать свой сектор по собственному усмотрению, а возникающие при этом спорные вопросы должны были решаться по принципу взаимной договоренности. Данное соглашение отражает интересы России в отношении правового статуса моря на справедливое разделение дна ресурсов с противолежащими государствами при их пользовании водной поверхности, включая обеспечение судоходства, согласованных рыболовств с окружающей средой. Иными словами, оно позволяет как российским, так западным нефтяным компаниям, входящих в каспийский консорциум, начать работы в условиях определенности и своих инвестиций. Но, эти договоренности вызывали настороженность Азербайджана, неудовольствие Туркмении и откровенное неприятие Ирана [12]. Летом 2001 года был введен в действие нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, ставшего первым реально осуществляемым стратегическим инвестиционным проектом международного масштаба для Казахстана и России. А в 2002 году Казахстан и Россия подписали беспрецедентное соглашение по транспортировке нефти, утверждающее объемы ее транзита на ближайшие 15 лет [13].
Ресурсы нефти и газа Каспия и открывшиеся перспективы участия иностранных компаний в их разработке разогрели регион до состояния одной из самых горячих точек мира, в которой сошлись геополитические и экономические интересы множества стран. В фокусе этих интересов находился и вопрос транспортировки нефти и газа - проблема, которая в реальности выходит за рамки чисто транспортной и является внешним выражением происходящей борьбы за сферы влияния. 18 ноября 1997 года в Вашингтоне Президент Назарбаев подписал огромных масштабов соглашения с двумя нефтяными гигантами США - Texaco Inc. и Mobil Corporation. В качестве партнеров Техасо выступают British Gas, итальянская Ajip и российская компания ЛУКойл [14]. В основе американского присутствия на Каспии в значительной степени лежит возможность диверсификации источников поставок нефти. Руководство Казахстана понимало, что присутствие США и строительство транскавказского трубопровода вызовет неприятие Москвы, для которой реальной стала проблема появления конкурентов, тоже добывающих нефть на постсоветском пространстве.
Наряду с нефтяным сектором разработаны и другие крупные проекты в области энергоресурсов. Так, принятая в Казахстане правительственная Концепция развития газовой отрасли республики предполагает, что в ближайшие полтора десятилетия уровень добычи газа в Казахстане возрастет более чем в 6 раз - до 45-50 млрд. кубометров в 2015 году. На сегодня Казахстан занимает 4-е место среди стран СНГ по разведанным запасам природного газа. Избыток газа планируется направлять в основном в Россию, где в ближайшие годы спрос на «голубое топливо», с учетом экспорта, по некоторым данным, существенно возрастет. Чтобы стабилизировать положение с поставками газа в ноябре 2001 года Казахстан и Россия заключили рассчитанное на 10-летний период соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. По мнению независимых экспертов, сам факт подписания указанного соглашения говорит об усилении интереса России к казахстанским ресурсам природного газа. Российский бизнес намерен твердо закрепиться на казахстанском газовом рынке, активизируясь как в сфере транспортировки и экспортных поставок, так и в секторе газодобычи. Также были подписаны соглашения о поставках газа на Оренбургское перерабатывающее предприятие по рыночной цене и строительстве второй очереди завода. Данная договоренность удовлетворяла интересы, в том числе ценовые, обеих сторон и, кроме того, избавляла от необходимости строительства аналогичного завода на территории Казахстана. При этом интеграция газовых секторов двух сопредельных государств как нельзя лучше дополняет традиционно благоприятные внешнеполитические взаимоотношения между Казахстаном и Россией [15].
В целом, сотрудничество Казахстана с Россией в топливно-энергетической сфере имеет заметные перспективы. Конкретные практические результаты получены и в области топливно-энергетического комплекса и электроэнергетики, восстановлена параллельная работа казахстанской и российской энергетических систем. Главный фактор развития энергорынка - это углубление сотрудничества в области научных исследований и развитии продвинутых технологий в производстве электро-энерго-технического оборудования. Сейчас все виды оборудования для электростанций производятся в России. Но, в связи с распадом Советских экономических связей, между производителями и потребителями коммунальных услуг, оборудование значительно ухудшилось, что негативно отразилось на показателе пригодности продукта электрокомплексов страны.
Помимо богатейших запасов природных ресурсов, Казахстан и Россию объединяет лидерство на мировом рынке зерна. Обе страны являются его крупнейшими экспортерами, входя в первую шестерку стран по этому показателю, что в условиях долгосрочных тенденций повышения спроса на мировом рынке позволяет беспрепятственно принимать усилия по увеличению экспортного потенциала. В связи с этим еще большую актуальность для наших государств приобретает вопрос о введении частной собственности на землю. В частности, Советом безопасности Казахстана с 2003 года одобрена агропродовольственная программа, суть которой сводится к усилению поддержки сельскохозяйственной отрасли со стороны Правительства. Программа рассчитана на реформу в водопользовании и введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, составляющие 34 % от общей площади всех земель государства. В то же время, государство остается верным принципу невмешательства в частную хозяйственную деятельность [16].
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что общими усилиями двух государств удалось переломить ситуацию первой половины 1990-х годов, когда основной тенденцией была дезинтеграция и разрыв хозяйственных связей. В последние годы стало очевидным, что именно торгово-экономические отношения должны стать движущей силой интеграционных процессов между Казахстаном и Россией.
Основа взаимоотношений между нашими странами была заложена при первом российском президенте Б.Н. Ельцине и подтвердила свою незыблемость. Нужно отметить, что Н. Назарбаев и Б. Ельцин начали работать над вопросами двустороннего сотрудничества буквально с чистого листа. На начало 1990-х годов не было ни одного межгосударственного договора, предстояло решать проблемы взаимных долгов, развития торговли, контактов между ведомствами и предприятиями, сотрудничества приграничных областей и, наконец, статуса Байконура. С приходом к власти В. Путина начался новый этап в казахстанско-российских отношениях. Он представил новые возможности для укрепления многогранного сотрудничества с Россией. В двусторонних отношениях наступил этап активных личных контактов президентов и достижения новых договоренностей. В этом плане следовало бы выделить 2000 год, в течении которого состоялся обмен визитами на высшем уровне Н.А.Назарбаева и В.В.Путина. В Кремле состоялись переговоры, нацеленные на закрепление имевшихся договоренностей и дальнейшее развитие сотрудничества в политической и экономической областях. Из года в год активно поддерживается политический контакт. Только в 2006 году президенты провели 12 встреч и переговоров, что положительно сказалось на характере двусторонних отношений: объем торговли превысил 10 млрд. долларов, а в результате чего Россия стала вторым торговым партнером Казахстана после Европейского Союза [17]. В общей сложности В. Путин совершил более 20 визитов в Казахстан, что наглядно свидетельствует о дружественном характере двусторонних отношений и доверительности личных контактов глав государств.
Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность. Демократическое развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития и Казахстана.
Необходимо отметить, что Казахстан с Россией сближает и демографический фактор. Во-первых, состав населения обеих стран отличается полиэтничностью (свыше 100 наций и народностей) и многоконфессиональностью, что определяет главный вектор внутренней политики этих государств, нацеленный на сохранение и укрепление межнационального согласия. Во-вторых, граждан наших стран связывают многочисленные родственные нити. Порядка одного миллиона казахов проживает сегодня в России, и свыше 4 миллионов русских насчитывается в Казахстане. Такая тесная взаимосвязь играет огромную роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений. Подписанные в Москве в январе 1995 года Соглашения в экономической, гуманитарной, внешнеполитической областях не только направлены на решение сложившихся вопросов, связанных с выбором гражданства, но и стали, по признанию ряда политиков, шагом на пути к образованию общего пространства [18]. Историческая общность, взаимосвязь и взаимозависимость экономики двух стран составляют основу казахстанско-российских отношений.
Таким образом, в условиях быстро меняющейся мировой политической и экономической ситуации, динамично развивающихся международных отношений, вызревания нового глобального миропорядка, следует по-новому взглянуть на взаимоотношения Казахстана и России, которые являются не только стратегическими партнерами в экономическом, политическом и культурном отношениях, но и странами, связанными вечной дружбы. Как для Казахстана, так и для России крайне важно иметь вдоль самой протяженной своей границы не просто дружественного соседа, но и страну, тесным образом связанную с ней самой политическими, экономическими и общественными узами. Большие возможности таятся прежде всего в интеграции. Так, огромный потенциал в получении экономического эффекта заложен в восстановлении хозяйственных связей, эффективно функционировавших в советское время. По территории Казахстана проходят жизненно важные для России коммуникации. Российские территориально-производственные комплексы, расположенные по периметру казахстанских границ, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива. В свою очередь, развитие горнодобывающей и топливной промышленности нашей республики в наибольшей степени рассчитаны на нужды российской индустрии. Все это говорит о том, что Россия и Казахстан взаимодополняют друг друга, тяготея друг к другу по объективным причинам, и могут получить взаимные преимущества от любых форм взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Назарбаев Н. Казахстан - 2030. - Алматы, 2005. - С. 217.
2. Там же, С. 221.
3. Ермеков Т. Казахстан на пороге ХХI века. // Караван.2005, №3. - С.2.
4. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерк о внешней политике Казахстана. - Алматы, 1997.- С 593.
5. Там же, С. 594.
6. Лаумулин М. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика. Политология. - Алматы, 1997. - С. 402
7. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен.- Астана, 2001. - С. 257.
8. Там же, С. 335.
9. Назарбаев Н. На пороге ХХI века. - Астана, 2001.- С. 486.
10. Габдулин К. Казахстанско-российский роман. // Казахстанская правда.1995, №5.- С 4.
11. Зуров Т . РК и РФ : вчера, сегодня, завтра. // Казахстанская правда. 2000, №7. - С. 5
12. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. - Астана, 2001. - С.512.
13. Там же, С. 498.
14. Pannier B.A. Step Back for Democracy : Kazakhstan. // Tranzition. 2001, №11. - P. 62-66
15. www.akorda.kz
16. Токаев К. Свет и тень.- Астана, 2007. - С. 264
17. www.akorda.kz
18. Млечин Л. Министры иностранных дел. - Москва, 2003.- С. 658
Сведения об авторах:
Адишева Гульжан Бауыржановна - преподаватель кафедры всемирной истории и международных отношений Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова
Школдина Анастасия Сергеевна - студентка группы ГМО-39 Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова
Поделиться: