А. Тер-Погосян: Парадоксы Шанхайского духа. Ч.2.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На свой первый поставленный вопрос Файгенбаум ответил: «...что же на деле предпринимает ШОС для развития долгосрочного сотрудничества в этой части мира? Что это - группа по безопасности? Торговый блок? Что-то еще? Какой видится эта организация самим ее членам? Проведение военных маневров, пусть даже масштабных и впечатляющих, само по себе не способствует долгосрочному сотрудничеству в обеспечении безопасности. Это немаловажный вопрос, поскольку те, кто пытается дискредитировать ШОС, слишком часто видят в ней «вред для Соединенных Штатов», в то время как сами ее члены утверждают, что ШОС «не представляет собой угрозу США». Однако американское правительство не боится прослыть старомодным: рассмотрение вопроса мы начинаем с интересов Соединенных Штатов Америки, и чтобы оценить «хорошо» это или «плохо», нам необходимо знать, чем фактически занимается ШОС»[1].
А. Тер-Погосян: Парадоксы Шанхайского духа. Ч.2.

На свой первый поставленный вопрос Файгенбаум ответил: «...что же на деле предпринимает ШОС для развития долгосрочного сотрудничества в этой части мира? Что это - группа по безопасности? Торговый блок? Что-то еще? Какой видится эта организация самим ее членам? Проведение военных маневров, пусть даже масштабных и впечатляющих, само по себе не способствует долгосрочному сотрудничеству в обеспечении безопасности. Это немаловажный вопрос, поскольку те, кто пытается дискредитировать ШОС, слишком часто видят в ней «вред для Соединенных Штатов», в то время как сами ее члены утверждают, что ШОС «не представляет собой угрозу США». Однако американское правительство не боится прослыть старомодным: рассмотрение вопроса мы начинаем с интересов Соединенных Штатов Америки, и чтобы оценить «хорошо» это или «плохо», нам необходимо знать, чем фактически занимается ШОС» [1] .

2. «Как было отмечено, нас интересует развитие отношений между двумя крупными державами ШОС и другими ее членами. Особенно важно понять - и об этом следует сказать совершенно откровенно и непредвзято, - какими России и Китаю видятся будущее ШОС, а также роль Соединенных Штатов в Центральной Азии. Наш собственный подход предельно прост: возьмите газеты, прочитайте о Центральной Азии, и почти в каждой статье вы найдете упоминания о «шахматных досках» и геополитических «проектах». Позвольте внести ясность: мы не рассматриваем государства Центральной Азии в качестве шахматных фигур на чьей-либо шахматной доске. Надеемся, что Россия и Китай - тоже...Для нас, американцев, главным объектом внимания тут являются сами жители Центральной Азии. Они не пассивные объекты геополитической борьбы. В фокусе нашей политики - соблюдение их интересов...Более того, сквозь эту призму мы смотрим на сотрудничество с Россией и Китаем. Поэтому мы осуществляем дипломатические и стратегические консультации относительно Центральной Азии с обеими странами. И хотим реализовать некоторые дополнительные программы. Почему бы, к примеру, Китаю как члену ВТО не поработать с нами в целях установления в регионе торговых режимов, отвечающих требованиям ВТО? Почему бы России, находящейся под наркоугрозой, не посотрудничать с нами с целью объединения усилий в решении этой проблемы?...». [2]

3. «...Мы с интересом отметили, что декларации саммитов ШОС 2006-го (Шанхай) и 2007-го (Бишкек) не повторяют призыв ШОС от 2005 года «разобраться» с графиком присутствия вооруженных сил коалиции в регионе. Мы с удовлетворением отмечаем недвусмысленные заявления глав государств - членов ШОС о том, что организация не настроена против нас. Мы приняли к сведению, что несходство точек зрения по отдельным пунктам нашей программы не препятствует взаимному сотрудничеству во многих сферах деятельности, в которых наши интересы совпадают. Приняв к сведению все это, мы все же не можем избавиться от некоторой настороженности...». [3]

4. На этот вопрос Файгенбаум ответил, что США «заинтересованы в открытом рыночном подходе к глобальным энергетическим поставкам и безопасности». «...Проявляя глубокую заинтересованность как в экономических, так и в политических реформах, мы все же считаем, что реформы имеют смысл не только для нашей программы, но и для их собственной. Достаточно привести пример правовой нормы. Установление правовых норм не является, как полагают некоторые, исключительно «американской» программой по обеспечению надлежащего управления и демократического развития. Это тоже главная составная часть формирования более привлекательного экономического и инвестиционного климата, который стремятся создать все шесть государств - членов ШОС...». [4]

Противоположную точку зрения можно увидеть в книгах и выступлениях Бжезинского, который рассматривает ШОС исключительно в качестве блока направленного против США, ЕС и НАТО. У Бжезинского прослеживается мнение, что внешнеполитические курсы России и КНР по основным вопросам стали ближе, чем каждого из них к американской политике. «Оба режима с неприязнью наблюдают за воинствующим поощрением Америкой выборной демократии...Между Владимиром Путиным и Ху Цзиньтао возникло чувство личного родства, корни которого в одинаково холодных, но эффективных стилях бюрократического руководства.» [5] .

[1] http://www.globalaffairs.ru/numbers/29/8834.html

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы.- М.: Международные отношения, 2007.- 240 с., ил. С.171

Теги: ШОС

Поделиться: