А. Соколов: Проблемы становления Союзного государства России и Беларуси.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но в целом в Союзном государстве остаётся ещё много проблем. И важнейшей из них является проблема различного видения цели интеграции: Беларусь больше заботят экономические связи и сохранение государственного суверенитета. Россия же смотрит на Союзное государство больше как на государственно-политическое объединение, в котором она бы играла доминирующую роль. Но Беларусь никогда не откажется от своего государственного суверенитета, который она уже испытала. По-видимому, многие проблемы объясняются существованием этой важнейшей проблемой.
А. Соколов: Проблемы становления Союзного государства России и Беларуси.

После распада Советского Союза виюне 1991 года и с созданием в декабре1991 года Содружества Независимых Государств (СНГ) экономические и другие связи между вновь возникшими государствами из-за разных интересов не устанавливались, аразрушались, в экономике стран происходил спад. Вместо многостороннего сотрудничества возникали двусторонние и региональные связи. Связи же Россиии Беларуси были особенными, сильно отличавшимися от всех других стран СНГ. Почему же так произошло? Спад экономики в Беларуси было собенно сильным, т.к. она боле, чем другие республики, была интегрирована в экономику СССР. Беларусь называли "сборочным цехом" СССР. После получения независимости  вБеларуси был кризис. Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок. Белорусские власти во главе с премьер-министром Кебичем в условиях сильнейшего экономического кризиса повернулись в сторону России, ожидая от неё экономической поддержки. Бывший премьер-министр Беларуси Кебич (1990-1991гг.), активно выступавший против политики центра при Горбачёве за экономическую самостоятельность и за суверенные права Беларуси, после распада Союза, когда положение Беларуси значительно ухудшилось,стал выступать за белорусско-российскую интеграцию, считая, что Белорусская Республика не сможет выжить без России в экономическом плане.

В 1993-1994 гг. предпринималась попытка создания единой рублёвой зоны Беларуси и России, в апреле 1994 г. даже былподписан предварительный "Договороб объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы", но эта попыткаоказалась безрезультатной. Никакогообъединения не произошло. В стране резко упал уровень жизни населения ипроизошёл рост коррупции. В такой обстановке на президентских выборах в июне 1994 г. победил Александр Лукашенко, на которого белорусы возлагали большие надежды наблагополучную жизнь. В августе 1994г. Лукашенко был готов к объединению денежных систем двух государств, которое было подготовлено прежнимправительством, но поняв, что рублёвая зона невыгодна Беларуси на том этапе,отказался от неё.

Стремление быть с Россией находитсвоё выражение и в подписании 21 февраля1995 г. в Минске Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь сроком на 10 лет, и в создании в 1996 годусообщества России и Беларуси для подъёмаэкономики, повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Договор о дружбе явился первым шагом кединению: созданию единогоэкономического пространства, укреплению правовой основы сотрудничества.Согласно Соглашению о Таможенном Союзе ( 4 ноября 1995 г.) был введён режим свободной торговли, чтоспособствовало стабилизации экономики в каждой из двух стран. В 1997году Сообщество России и Беларуси было преобразовано в Союз Беларуси и России,более прогрессивное ворганизационно-правовой основе формирование. И как гласит статья первая Договора о Союзе Беларуси иРоссии: "каждое государство -участник Союза, сохраняет государственный суверенитет, независимость итерриториальную целостность, конституцию, государственныйфлаг, герб и другие атрибуты государственности". Неотъемлемой частью договора о Союзе Беларуси иРоссии, являлся Устав, которыйопределял основы Союза и перспективы его дальнейшего развития к Союзному государству. К сожалению, большинствоположений устава Союза не быловыполнено, но Союз перешёл на новый этап своего развития - 8 декабря 1999 года был заключён договор о созданииСоюзного государства. Союзное государство значительно отличается от сообществаи союза, оно является "светским,демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое иидеологическое многообразие", - как гласит статья 5 раздела I Договора о создании Союзногогосударства.

Созданы органы Союзногогосударства, которые включают в себя: Высший Государственный совет, Парламент, Советминистров, Постоянный комитет, Суд, Счётную Палату. Фундаментом Союзного государства является экономическая база, которуюнеобходимо укреплять. Необходимо также усиливать государственно-политическуюструктуру, которая зависит от совместных решений России и Беларуси, от ихвзаимодействия.

В экономической сфере необходимосоздание единого экономического пространства (для создания которого в Союзном государствесначала действуетунифицированное, а потом единое законодательство, которое регулирует хозяйственнуюдеятельность), единой денежной системы, общего бюджета, единого таможенногопространства, транспортной системы и общего информационного пространства. Пристановлении Союзного государства приходится преодолевать много трудностей и проблем из-за ограниченности финансовых средств, из-за различияпроведения экономических реформ, из-заразрушения связей в промышленности и торговле. Преодолевая этитрудности, Союзное государство достигло успеховв области промышленной интеграции, что экономит затраты на производство и увеличивает бюджет обоихгосударств. Союзный бюджет растетгод от года, и этот рост способствует производственной кооперации субъектов народного хозяйства, позволяетфинансировать не только производство,но и науку. Нужно выделенные деньги использовать "только под уже готовыепроекты", считает Александр Антоненко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителейНационального собрания РеспубликиБеларусь по бюджету, финансам и налоговой политике. Как говорит Виктор Толкачев, зам. председателяКомиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономическойполитике, в бюджете на 2009 г. учтены основные задачи экономической интеграции,средства, выделенные на это,принесут огромный эффект при условии эффективного и полного освоениявыделенных финансовых ресурсов. В Союзном государствебольшое внимание уделяется малому и среднему бизнесу, предпринимательству,которые имеют большое значение для развития экономики государства. Была разработана программа экономического сотрудничества Беларуси и Российской Федерации на 2001-2008 гг.

Результатом российско-белорусскойинтеграции явилось восстановление разорванных хозяйственных связей на государственном ирегиональных уровнях, установлениеторгово-экономических отношений. Задачей Союзногогосударства является создание различных форм собственности. В России давнопрошла приватизация, развиваются рыночные отношения, правда, не всегда надолжном уровне, а в Беларуси рыночные отношения развиваются медленно, приватизация идёт медленно и под контролем государства, и это развитие на разных уровняхзамедляет процесс интеграции и в промышленности, и в торговле. Хотя несмотря намедленность процесса в Беларуси, в единственной из стран СНГ и Балтии,промышленное производство в 2000 году превысило уровень 1990 года.

Лукашенко считает, чтопостепенный переход к рынку даёт лучшие результаты в экономике, и не спешит с приватизацией.

Одной из важнейших проблем успешного развития Союзногогосударства является научно-техническое сотрудничество, которое способствует модернизации промышленности, еёнаукоёмкому производству, привидению её в соответствии с требованиями уровнямировых стандартов. Интеграция производственных отраслей России и Беларусизначительно увеличитконкурентоспособность наших стран и их роль в системе мировой экономики.

Огромное значение для наших стран имеет развитиесистемы образования, так как толькообразование даёт высококвалифицированные кадры учёных, инженеров, управленцев. В наших странах студенты имеют равные права, взаимно признаются и считаютсяэквивалентными документы обобразовании, учёных степенях и званиях. В высших учебных заведениях Беларусиобучается свыше 1,5 тысяч российских граждан. В России учатся свыше 3тысяч граждан Республики Беларусь.

Союзным государством решаютсяпроблемы охраны окружающей среды, защиты экологии. Особенно эта проблема связана сликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Продолжается реализация программы по Чернобылю, особенно в плане здоровьянаселения. В этом планевыполняются программы, законы и соглашения "Об охране окружающей среды", "об обменеэкологической информацией" и др.

Союзное государство Беларуси иРоссии проводит внешнюю политику в соответствии с нормами и принципамимеждународного права. В своей политике оно учитывает интересы и права другихстран, не допускает вмешательства в дела друг друга, защищает национальные интересы Беларуси и России намеждународной арене, развивает политические, экономические, культурные идругие отношения с другими странами. В проведении внешней политики используют принципы гуманизма, открытости ичестности. Внешняя политика союзного государства направлена на сохранение мира, стабильности и безопасности, как вЕвропе, так и во всём мире. В союзномгосударстве проводится согласованная политикав отношении ООН, ОБСЕ и других международных организаций по вопросам противодействия неблагоприятным проявлениемполитики НАТО и ЕС. Союзное государство участвует в Договоре околлективной безопасности государств СНГ,стремится развивать свои отношения с ОБСЕ в области безопасности,принимать участие в работе Совета и Евроатлантическогопартнёрства. Беларусь добровольно отказалась от обладания ядерным оружием. Союзное государство проводит политику на снижениемеждународной напряжённости, на разрядку и решение международных проблем путём переговоров, дипломатических соглашений и договорённостей.

Большое значение в становленииСоюзного государства имеет формирование единого информационного пространства,активная информационнаяполитика, использование новейших информационных технологий. И в Беларуси, и вРоссии, к сожалению, имеются силы, которые выступают против Союзного государства, тенденциозноосвещая в некоторых СМИ России и Беларусиобщественно-политическую жизнь наших стран. Союзное государство должно больше и шире освещать интеграционные процессы наших стран, наши достижения вэкономике и культуре, внаучно-технической и социальной областях. Большой популярностью пользуются у наших народов радио- и телепрограммы, периодическиеиздания: "Союз, Интернет-издание "Союз-инфо", периодическоеиздание "Союзное вече" и др.

В союзном государстве укрепляется обороноспособностьобоих государств. Реализуется программасовместной подготовки кадров военнослужащих.Лукашенко говорил о российско-белорусском военном сотрудничестве:"Беларусь будет синхронно сРоссией осуществлять военную реформу. Военно-политическая составляющаянашего союза - это действительно один изкраеугольных камней, и мы не можем не уделять внимания должнойбезопасности Союзного государства". Беларусь сохранила уникальный центр ПВО и является щитом на западе для России и некоторыхдругих стран СНГ.

Осуществляется программа обустройстве внешних границ Союзного государства, программа борьбы спреступностью на территории государств -участников Союзного государства.

Не все в Беларуси и Россииподдерживают идею создания Союзного государства. Отрицательное отношение к единению Беларусии России высказывалосьещё после образования Сообщества Беларуси и России. Некоторые из российскихполитических, общественных деятелей, учёные и простые люди считают, что состраной, где нарушаются права человека, нет свободы и отсутствуют рыночныеотношения, объединение невозможно. Так, Явлинский заявляет: " Нельзя заключать союзсо страной, которая высылает неугодных журналистов, нарушает права граждан, подавляетоппозицию, громитмеждународные организации. Наконец, в Беларуси нет избранного парламента".Егор Гайдар считает, что союз Беларуси и России невозможен по причине того, что объединениеи сохранение независимости, о которой говорят обе стороны, взаимно исключают другдруга. Доктор исторических наук, сотрудник Института Европы РАН (Москва) Д. Фурмани главный научныйсотрудник НИСЭПИ (Минск) считают, что союз России и Беларуси

вообщенереален в силу того, "что в обеих странах - режимы личной власти инаши президенты ни на какое ограничение своей власти или тем болееутратуеё, неизбежные в процессе объединения, не пойдут". Но объединениебудет невозможно и через много лет, когда в наших странах станетстабильнаядемократия, т.к. объединение маленькой страны с очень большой наоснове равноправия невозможно. Белорусы не хотят отказываться от своей государственности.Да "это объединение и не нужно". Вице-президентбелорусскогосоюза предпринимателей Александр Потупа считает, что союз Россиии Беларуси представляет из себя что-то непонятное: ни федерацию,ни конфедерацию. АСоюз позволяет Александру Лукашенко "получить доступ к сырьевымресурсам и дотациям" и "не иметь ни малейшего контроля со стороныКремля". Не только некоторые люди в Беларуси и Россиисчитают объединение наших стран ненужным и невозможным. Запад тожене заинтересован в нашем объединении, т.к. ему не нужны конкуренты нив экономике, ни в политике. Об этом говорит Виктор Гончар, высказывая своёмнение о Чубайсе: "Чубайс, работая с МВФ и добиваясь там кредитов,

считаетсяс политическими интересами тех, у кого Россия просит деньги. Вне всякогосомнения, ни американцы, ни немцы не заинтересованы в том, чтобы Россияи Беларусь объединились в одно государство".

Но есть и другаясторона, которая видит в Союзе положительные черты.Так, академик РАЕН Сергей Капица думает, что вообще славянские народы,а не только Беларусь и Россия, "должны найти пути эффективного « политического и экономическогообъединения". И в этом нам примером может служить Европа, где "происходит мощное хозяйственное и экономическое объединение при известном сохранении национальных традицийи культур отдельных стран" и где различие между государствами значительнобольше, чем между Россией и Беларусью. Журналист-международникГенрих Боровик выступает за Союзное государство,считая, что общность наших народов сложилась исторически и не должна распасться. Но объединение должно проходитьс умом, с любовью, исходить из"здравого смысла и взаимовыгоды двух государств и народов". Интеграция будет способствоватьулучшению жизни наших народов.Геннадий Селезнёв говорил: "Процесс белорусско-российского единения - это естественный исторический процесс,и он не подвержен влиянию временнойконъюнктуры. Нет силы, которая была бы способна остановить стремление двух народов объединиться и жить в едином государстве, как это было в течение веков".Не все люди в Беларуси и России однозначновыступают за Союз государств или против. Многие видят в Союзе иположительное, и отрицательное.

Что касается автора этой работы,он стоит за объединение наших стран, и очень хотелось бы, чтобы процесс становления союзногогосударства происходилскорее, отчётливее и конкретнее. Очень беспокоит затягивание с двух сторон этого процесса.Правда, в "Договоре о создании Союзного государства" говорится опоэтапной интеграции, но чётко не определены эти этапы по своему содержанию.

Вопрос об интеграции ставитсяуже более 10 лет, но интеграция происходит крайне медленно. В договорах и соглашенияхставятся задачи и проблемы, многие из них не решаются, но принимаются новыерешения, ставятсяновые задачи. Нигде не видно причин невыполнения решений. В 90-ые годы по радио и телевидениюможно было слышать о сотрудничестве с Беларусью, но последнее время об этом слышноочень мало. Хотелось бы, чтобы в СМИ было больше информации о Союзном государстве,проблемах вработе, очень сложной и ответственной. Да, наши народы должны быть вместе, иметь возможность теснейобщаться друг с другом, мы много веков жили вместе, у наших народов общая история, оченьблизки культура, традиции.

Больно слышать, когда некоторыероссийские политические деятели заявляют, что разница экономик и более высокий темпинфляции в Беларуси отрицательноскажется на экономике России, но по данным некоторых

9

исследователей уровень социально-экономического развитияБеларуси находится на высокомуровне.

Серьёзные проблемы существуют в области унификации законодательства, в оформлении единогоэкономического и таможенного пространства. В решении всех этих проблем,конечно, нельзя торопиться, но нельзя и затягивать их. Хорошо бы трезвопосмотреть на все эти проблемы, необвинять друг друга в каких-то злонамерениях, а почаще встречаться и вместе пытаться решать проблемы, идя порой накомпромиссы, но решать проблемы так,чтобы жизнь наших людей от их решения и выполнения становилась лучше.

Много проблем в Союзномгосударстве, но радует то, что есть и положительные моменты в наших отношениях:граждане наших стран имеют равные права в образовании, в трудоустройстве, вполучении медицинской помощи, между нашими странами безвизовый въезд, что даётвозможность чащевстречаться со своими родственниками и друзьями. Значительно увеличился товарооборот междунапшми странами. Особенно растут региональныесвязи.

Но в целом в Союзном государствеостаётся ещё много проблем. И важнейшей из них является проблема различного виденияцели интеграции: Беларусь большезаботят экономические связи и сохранение государственногосуверенитета. Россия же смотрит на Союзное государство больше как на государственно-политическоеобъединение, в котором она бы играладоминирующую роль. Но Беларусь никогда не откажется от своего государственногосуверенитета, который она уже испытала. По-видимому, многие проблемы объясняются существованием этойважнейшей проблемой.

Поделиться: