А. Сабиров: ДИСТАНЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ШОС.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Система даст возможность студентам учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Дистанционное обучение позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией учебного центра. Даже студенты, живущие далеко друг от друга, могут работать вместе. Обучение в режиме онлайн, включающее объявления, оффлайн и онлайн дискуссии, также дают возможность преподавателю и студентам обсуждать вопрос как всех, так и каждого отдельного студента. Люди работают индивидуально, но одновременно и сообща. У каждого свои цели, но общий интерес, и это является очень ценным для такого уникального учебного заведения, каким может стать Университет ШОС.
А. Сабиров: ДИСТАНЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ШОС.

Алишер Сабировканд.истор. наук

заместитель Председателя Общества историков Узбекистана

ДИСТАНЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ШОС.ВОЗМОЖНОСТИ УЗБЕКИСТАНА.

В последнее время ШОС уделяет большое внимание вопросам гуманитарного сотрудничества, особенно в области культуры и образования, Ярким тому подтверждением является подписание на Бишкекском саммите Соглашения о сотрудничестве в области культуры. Высказано предложение о создании ассоциации молодежных организаций, в целях развития сотрудничества между высшими учебными заведениями - организации Университета ШОС

Создание Шанхайской организации сотрудничества предоставило странам-участникам возможность по иному взглянуть на процесс эффективного взаимодействия и интеграционных связей в том числе и в области образовательных, социо-культурных проектов. Данный опыт вполне может быть успешным, потому что само взаимодействие в системе ШОС лишена многих идеологических барьеров, страны очень близки друг другу, как в историческом, так и так и в духовном, культурном аспекте, что создает очень большое доверительное пространство, которое может вбирать в себя наиболее динамичные и успешные проекты.

В этом плане Университет Шанхайской организации сотрудничества, объединяющий интеллектуальную элиту стран-членов Организации, может вполне стать очень успешным проектом.

И хотя пока нет четкого понимания, как это реализовать на практике, но как правильно отметил ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар «...важно объединить наши знания и опыт. Главное то, что в этом направлении мы должны действовать не снижая темпа".

Полагаю, что данное учебно-научное учреждение, оставаясь международным ВУЗом, должна активно использовать дистанционный компонент обучения.

По сравнению с традиционной средой обучения, здесь предоставляется возможность включить достаточно большое количество человек в обучение. В результате появляется возможность связи "многих со многими".

Система даст возможность студентам учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Дистанционное обучение позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией учебного центра. Даже студенты, живущие далеко друг от друга, могут работать вместе. Обучение в режиме онлайн, включающее объявления, оффлайн и онлайн дискуссии, также дают возможность преподавателю и студентам обсуждать вопрос как всех, так и каждого отдельного студента. Люди работают индивидуально, но одновременно и сообща. У каждого свои цели, но общий интерес, и это является очень ценным для такого уникального учебного заведения, каким может стать Университет ШОС.

В настоящее время правительства республик Средней Азии и Казахстана все больше уделяют внимание внедрению информационно-коммуникационных технологий, как важнейшему приоритету социально-экономического развития своих стран.

Для примера, на качественное выполнение этой задачи направлены конкретные меры правительство Узбекистана, которые определяют стратегические приоритеты развития информационного общества. В нашей стране принята и реализуется Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы.

Главными направлениями этой широкомасштабной работы, являются:

- развитие инфраструктуры телекоммуникаций и национального сегмента сети Интернет;

- решительное преодоление имеющегося отставания от уровня развитых стран по оснащенности населения компьютерной техникой и соответствующими сетевыми ресурсами;

- создание национальной индустрии программного обеспечения;

- формирование информационных ресурсов, необходимых для создания единого информационного пространства страны;

- подготовка высококвалифицированного кадрового потенциала;

- развитие конкурентной среды в сфере IT-технологий;

- развитие стандартизации и сертификации информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;

- обеспечение информационной безопасности;

- обеспечение приоритетного финансирования и кредитования соответствующих инвестиционных и инновационных проектов.

Активно внедряются современные проекты ИКТ в систему образования Узбекистана.

Усиливается техническая база вузов за счет проведения модернизации компьютерного парка. Разработаны планы мероприятий по усовершенствованию деятельности вузов в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, улучшилась оснащенность технической базы современными компьютерами. Начата подготовка специалистов по новым направлениям информационно-телекоммуникационных технологий, в частности, информационная безопасность, электронная коммерция, мультимедиа, компьютерная графика, автоматизированные системы управления и обработки информации. Подключение к глобальной сети Интернет осуществлено во всех вузах страны. На сегодняшний день на 100 студентов приходится 6,7 персональных компьютеров, в студенческих общежитиях количество компьютеров достигло 387, а общее количество компьютерного образовательного парка удалось довести до 18332. В 9 высших учебных заведениях Центры информационных технологий и дистанционного обучения оснащены современным оборудованием для проведения видеоконференций. Министерство высшего и среднеспециального образования сумело объединить 33 подведомственных вуза в единую корпоративную сеть с высокой скоростью 2мб/с. .Создан Образовательный Портал - www.edu.uz, предназначенный для консолидирования информации обо всех высших учебных заведениях Республики Узбекистан, нормативной и другой информации в области высшего образования для широких общественных кругов, в том числе и для зарубежных пользователей сети Интернет.

В целях создания необходимых условий для всестороннего удовлетворения информационных потребностей учащихся школ, лицеев, колледжей, студентов высших образовательных учреждений страны, а также для развития в национальном сегменте сети Интернет молодежных образовательных и познавательных информационных ресурсов создана социально-образовательная сеть ZiyoNET, которая объединяет молодежь в виртуальном пространстве.

Группы учителей средних школ Узбекистана, регулярно проходят дистанционное обучение по курсам «Проектные методы в школьном образовании» и «Современный урок», организованное Центральным институтом переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони (ЦИППКРНО) при техническом содействии проекта ПРООН «Создание потенциала для развития Интернет-технологий и их распространения в Узбекистане» - UzSciNet. В 2007 году на базе проекта UzSciNet открыта IT Academy Microsoft, предлагающая решение в области ИКТ образования для учебных заведений.

Идет комплектование библиотечных фондов литературой на новых информационных носителях. Создана республиканская электронная учебная база учебников, учебных пособий и конспектов лекций по учебным дисциплинам, которая включает в себя около 2500 информационных ресурсов (www.ails-nuu.tk). Электронная учебная база ziyo.edu.uz предназначена для консолидирования образовательных информационных ресурсов по предметам, которые преподаются в высших учебных заведениях Республики Узбекистан. На данный момент база содержит 2620 записей.

В настоящее время в Узбекистане созданы хорошие основы для развития дистанционного обучения, а также база по разработке мультимедиауроков и видеоуроков, появилась возможность для ведения видеоконференций, осуществляется ряд других проектов.

Можно привести несколько характерных примеров:

. В течении ряда лет, в Ташкенте велась работа по проекту "Дистанционное обучение: опыт и развитие" ( "DistanceLearningWorkshop:ExperienceandDevelopment",IREX,Tashkent 2001 ). Проводились семинары, тренинги, конференции. Цель этих мероприятий - развитие инновационных технологий в образовании, подготовка преподавателей дистанционного обучения, знакомство с технологией дистанционного обучения, внедрение этой технологии в республике.

Проект DL.UZ("Distance Learning.Uz") - cоздан сайт Distance Learning.Uz.. Информация о проектах, семинарах, тренингах по дистанционному образованию.

Проект "Tempus -TACIS" - "Дистанционное обучение в Узбекистане" ("Ўзбекистонда масофада ўкитиш тизими", "Long Distance Teaching System in Uzbekistan") совместно с Европейским Сообществом

Проект "Узбекистан - развитие через Интернет" ("Uzbekistan Development Gateway", UZDG). Ведет проект Центр экономических исследований при поддержке Всемирного банка и правительства Республики Узбекистан. Этот проект является компонентом глобального проекта "Развитие через Интернет" ("Global Development Gateway").

Проект Азиатского банка развития (АБР) "Развитие среднего специального профессионального образования". Главная задача проекта - содействие в создании системы образования, соответствующей требованиям рыночной экономики. Проект нацелен на создание 45 модельных учебных заведений, способных осуществить и усовершенствовать новые учебные планы, подготовку преподавателей и персонала, апробацию программ дистанционного обучения для преподавателей Проект Учебного центра Softline с компанией SkillSoft , крупнейшим разработчиком и провайдером электронного обучения в мире. Цель - предоставление сервиса дистанционного обучения.

Здесь уместно отметить интересный опыт учебного центра Школы бизнеса Открытого университета Великобритании. В программе Открытого университета дистанционное обучение сочетается с регулярной практической работой под руководством опытных преподавателей. Для лучшего усвоения курса студенты используют интерактивные обучающие программы, выполняют письменные работы, которые оцениваются и комментируются преподавателем - тьютором.

Данный краткий обзор показывает, что в Узбекистане активно и целенаправленно формируются все необходимые предпосылки и условия для внедрения современных проектов и систем ИКТ в том числе и в образовательные структуры. И если в дальнейшем будет формироваться единое образовательное пространство в рамках ШОС на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий, то Узбекистан, наряду с другими странами-членами ШОС мог бы стать успешным «полигоном» для развития пилотного проекта по продвижения «сетевой» системы дистанционного обучения.

Поделиться: