А. Ревский: Казахстан и ОБСЕ: как нам обустроить нацменьшинства?
Автор: ИАЦ МГУ
Несколько лет назад верховный комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам Рольф Экеус в одном из интервью сказал буквально следующее: "я полагаю, что наиболее актуальные проблемы в настоящее время имеют мало общего с национальным вопросом. Терроризм, оружие массового уничтожения, проблемы глобализации и изменений климата стоят гораздо выше в повестке дня международного сообщества, нежели национальный вопрос. Однако я думаю, что последние события, и особенно это касается событий 11 сентября, вновь подтвердили (если тут нужны новые подтверждения), что сейчас важно обратить внимание на коренные причины недовольства и преградить дорогу экстремистским тенденциям с целью отвести, причем на ранней стадии, угрозу вооруженных конфликтов и даже терроризма".
Спустя семь лет эти слова удивительным образом выпадают из контекста современных реалий. Национализм наступает, национальный вопрос не просто занимает ключевое место в новой повестке дня, но фактически определяет главные политические тренды в странах "новой Европы".
Между тем, одна из ключевых международных организаций так и не сумела определиться по целому ряду принципиальных позиций включая, определение понятие "национальное меньшинство"; международно-правовую регламентацию прав национальных меньшинств, в том числе малочисленных коренных народов; механизм защиты национальных меньшинств в рамках ОБСЕ.
Все это "наследство" неизбежно перейдет к Казахстану, который как раз и имеет на вооружении собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия, другое дело - сумеет ли Астана перенести собственный национальный опыт на механизмы деятельности ОБСЕ?
Например, компетенция Верховного комиссара по делам национальных меньшинств достаточно ограничена. Основной метод работы - «тихая дипломатия», задачи - раннее предупреждение конфликтов и срочные действия по предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Он даже не рассматривает нарушения обязательств в рамках ОБСЕ в отношении отдельных лиц и не курирует вопросы национальных меньшинств в ситуациях, связанных с терроризмом. Компетенция ограничена.
В тоже время, определенный запас прочности имеется. Международное право предоставляет этническим меньшинствам целый ряд неотъемлемых прав на использование родного языка, которые не могут быть ограничены государствами ни при каких условиях. Важно то, что ОБСЕ сама очертила общие контуры этих прав в целом ряде важнейших документов, среди которых особое место принадлежит документу Копенгагенской встречи по человеческому измерению, состоявшейся в 1992 году. На практике государства могут защищать данные права, используя множество различных подходов.
Но говорить о существовании системной стратегии ОБСЕ по реализации этих мер пока не приходится.
Можно согласиться с Мариан Абишевой, предстоит найти оптимальную формулу адаптации казахстанского опыта для стран - участниц ОБСЕ, продумать меры по «интеграции» казахстанской модели межэтнического согласия в существующую систему социально-политических отношений членов Организации с учетом всех аспектов опыта деятельности предыдущих председателей. Правда, сказать, что последние страны-председатели сильно обогатили каким-либо позитивным опытом это направление деятельности ОБСЕ будет явным преувеличением.
Впрочем, казахстанский лидер заметно более оптимистичен, нежели экспертное сообщество. "И на Востоке, и на Западе ценят наш уникальный опыт, наши достижения в вопросах согласования интересов и защиты прав этносов. Уверен, чем больше стран будет использовать наш опыт общественного диалога и межэтнического согласия, тем безопаснее станет мир", - считает Н. Назарбаев.
Судя по нынешнему состоянию сферы межнациональных отношений в новой и старой Европе советами казахстанского президента воспользоваться не спешат. Возможно, в Европе подспудно вызревает "новое знание" - концепция мультикультурализма потерпела крах.
Изменится ли ситуация в 2010 году покажет время и настойчивость Астаны.
Поделиться: