А. Пронин: Кризис и глобализация.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Глобальный финансово-экономический кризис, спровоцированный ипотечным кризисом в США, поставил под сомнение неолиберальные экономические практики, применяемые в Америке, ядром которых является доктрина т.н. "Вашингтонского консенсуса". Сутью этой доктрины являлась уверенность в том, что рынки сами по себе действуют эффективно, что отсутствует потребность в их управлении со стороны государства. Согласно этой доктрине приватизация и дерегулирование, а также открытый характер рынков капитала содействуют экономическому развитию, правительство должно добиваться сбалансированного бюджета, бороться с инфляцией и стараться ничего другого не предпринимать. Однако сегодняшний кризис опроверг все эти рецепты, которые раньше имели вид аксиом. Таким образом, англосаксонская модель развития, столь почитавшаяся прежде как наилучший способ модернизации и построения конкурентоспособной экономики и эффективной политической системы, сегодня всё чаще попросту отвергается.
А. Пронин:  Кризис и глобализация.

Глобальный финансово-экономическийкризис, спровоцированный ипотечным кризисом в США, поставил под сомнениенеолиберальные экономические практики, применяемые в Америке, ядром которыхявляется доктрина т.н. "Вашингтонского консенсуса".Сутью этой доктрины являлась уверенность в том, что рынки сами по себедействуют эффективно, что отсутствует потребность в их управлении со стороныгосударства. Согласно этой доктрине приватизация и дерегулирование, а такжеоткрытый характер рынков капитала содействуют экономическому развитию,правительство должно добиваться сбалансированного бюджета, бороться с инфляциейи стараться ничего другого не предпринимать. Однако сегодняшний кризис опровергвсе эти рецепты, которые раньше имели вид аксиом. Таким образом,англосаксонская модель развития, столь почитавшаяся прежде как наилучший способмодернизации и построения конкурентоспособной экономики и эффективнойполитической системы, сегодня всё чащепопросту отвергается.

Однако "Вашингтонскийконсенсус" был нечто большим,чем экономическая практика. "Вашингтонскийконсенсус" был по своемухарактеру неким символом веры в глобализацию, которая преподносиласьзаокеанским политическим истеблишментом как абсолютное благо. Такимобразом, крах идей "Вашингтонского консенсуса"знаменовал собой моральное поражение политики неолиберальной глобализации, главным проводником которойявляются США. Хотя и раньше в мире хватало убедительной критикиглобализации, нынешний кризис дал хору критиков новые убедительные аргументы исделал их позицию практически беспроигрышной. Потерявшая ауру безусловнойрациональности Америка всё больше становиться в глазах мирового окруженияжестоко жадной, несущей беды и поощряющей анархическое развитие. Глобализация, отождествляемая скультурной вестернизацией иразрушительными неолиберальными практиками представляется абсолютным злом, изощренной политикой ограбления ивыкачивания ресурсов из слабых стран. Однако так ли это на самом деле?

Длятого чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо уточнить смысл терминаглобализация, так как в понимании этого термина примешана значительная доляидеологии. Глобализация это не только то, что происходит на самом деле, нотакже и то, что людям предлагают думать о том, что происходит. Чаще всегоглобализация как неосознанно, так и намерено отождествляется самериканизацией. Однако это в корне неверно. Глобализация по своей сути - это процесс усиление мировойвзаимозависимости, интенсификация обменов и контактов, сокращение расстояний икак следствие формирования единой мировой экономики, единого политического, информационного, культурного и социального пространства.Глобализация выражает древнюю идею единства мира, единства всего человечества,не размежеванного расовыми, национальными, государственными или религиознымиперегородками.

Глобализация - это объективный, закономерный,естественный исторический процесс,который разворачивается на протяжении всей человеческой истории. Первыйубеждённый глобалист - конечно АлександрМакедонский, вдохновленный, по всей видимости, интуитивным универсализмом древнегреческой философии.Следующая попытка имперской глобализации - Римская империя, которая объединилапод своей властью огромную территорию:от Британских островов до Ближнего востока и от центральной Германии до Африки. В так называемое осевое время, зародившееся мировые религии впервые провозгласили универсальные законы человеческого существования, которыевлияли на людей независимо от их расы, социального происхождения, образа жизнии местожительства. Великиегеографические открытия и колониальная экспансия европейских стран знаменовалисобой следующий этап глобализации. Именно с этого периода можно говорить оначале становления глобального рынка и глобального товарного обмена.Глобализация не является исключительнозападным феноменом. На заре цивилизации объединить мир пыталась Персидскаядержава, потом последовала экспансия исламского халифата - раскинувшегося отАтлантического океана до Китая, Монголы и Османская империя. ХХ век отрыл новыйэтап глобализации - попытки построения единого, унифицированного мира на базесоциальной идеологии. Сюда необходимоотнести коммунистическую глобализацию,которая проводилась СССР и попытку Германии унифицировать мир в нацистской версии. Сегодня мы находимся внутри третьего проекта светской глобализации, который началреализовываться ещё в середине ХХ века.Это американская глобализация, призванная унифицировать мир в либеральнойверсии капитализма.

Таким образом, можно сделать вывод отом, что глобализация не является исключительно порождением 90-х годов прошлоговека. Но при этом вполне допустимо поставить вопрос: нужна ли современному человечеству глобализация?

Я думаю, что есть все основанияутвердительно ответить на этот вопрос. Сегодня ни одну страну, ни одно событиенельзя рассматривать в отрыве от всего мира, от целостной картины. Всестановится взаимосвязанным и взаимозависимым. Стихийное бедствие где-нибудьАзии, влияет на ситуацию в Европе, арешения принятые правительствомБразилии, эхом прокатываются по биржам Нью-Йорка, Лондона и Токио. Существуютне знающие границ болезни и экологические проблемы. Мир подошел к такому рубежу, когда неупорядоченная стихийность способна завести человечество в тупик. Масштабыпроблем, стоящих перед отдельными странами, сегодня таковы, что их невозможнорешить, опираясь только на собственный внутренний потенциал. В сложившейсяситуации необходимо установление некоегонового мирового порядка, развитие интеграции и координация усилий различныхстран, направленных на решение глобальных проблем. Эти задачи могут быть решенытолько в рамках глобализации. Поэтому негативный опыт неолиберализма вовсе не означает, что необходимо ставить подсомнение сам принцип глобализации. Глобализация- это тенденция к снятию барьеров,интенсификации связей с окружающим миром, широкому участию в торговом, культурном и информационном обмене,который является самым необходимымресурсом развития для любого народа,страны, цивилизации.

Другое дело, что глобализацию необходимонаполнить новым смыслом и содержанием. Целями глобализации не могут бытьобогащение незначительного меньшинства планеты и реализация геополитическихамбиций какой-либо державы, и как следствие рост напряженности, конфронтации и хаоса в мире. Целью глобализациидолжно быть решение глобальных проблем и вызовов современности. Глобализация должна сделать мир болеебезопасным, предотвратить угрозу войны цивилизаций, сгладить экономическое неравенство, котороевыступает одной из причин роста напряжённости и конфронтации в мировом масштабе, способствовать преодолениюэкологического кризиса. Встаёт закономерный вопрос: каким образом, опираясь на какую идеологию и кем должнаосуществляться новая глобализация?

Первое, что необходимо сделать -преодолеть кризис ценностныхоснований глобализации. Неолиберализмдолгое время пытался монополизировать глобальную повестку дня и единоличноформировать представления о будущем. Однако глобализация мировой экономическойи политической системы на базе либеральной модели капитализма породила огромныепротиворечия и оказалась не способна найти адекватные ответы на стоящие передчеловечеством глобальные проблемы - экологические, демографические,политические и экономические. В мире растёт убеждённость в том, что западный опыт практически не имитируем, что повторить западный путь несможет никто. Хотя бы потому, что уровень западного потребления, воспроизведённый в мировых масштабах, при ограниченности земных ресурсов просто опустошит планету. Капитализм,при всей своей глобальности не способствует выработке общих подходов к мировымпроблемах и некоего общего смыслового поля, на базе которого цивилизации моглибы вести продуктивный диалог. Капитализм является нейтральной матрицейсоциальных отношений. Нет никакого глобального "капиталистическогомировоззрения" и "капиталистическойглобализации". Капитализм приспосабливается ко всем цивилизациям - отхристианской до индуистской и конфуцианской. Это как футбол, в который играютвсе подряд - русские, грузины, евреи, арабы, сербы и албанцы. Но при этом,цивилизации вовсе не растворяются в капитализме. Неолиберальная глобализация оказалась тесно связанна скультурной вестернизацией, которая вызывает у гигантской не западной перифериизаконный протест.

Здесь мы упираемся, наверное, в самый фатальный перекос современнойглобализации. Неолиберальная глобализация - это процесс, запущенный западной цивилизацией, это, по своей сути,монолог Запада. Разговор, относительно будущего планеты, ведётся от имениАмерики и Европы, а значит и в интересах Америки и Европы. Отсюда ипроисходят многие негативные последствия глобализации. Необходимопрекратить монолог Запада и превратитьего в равноправный диалог с Востоком. Новая глобализация это процесс, которыйпод силу осуществить только всем вместе - людям, народам, государствам. Мировая история разрешится лишь совместнымисилами Востока и Запада, которым необходимосотрудничество, сотворчество исоразвитие. При этом коэволюция Востока и Запада возможна только в рамкахновой, объединяющей идеологии, релевантной как на Западе, так и на Востоке.

Однако, в сегодняшней ситуации, нетоснований ожидать возникновения общегосмыслового поля Востока и Запада, Севера и Юга. Это обусловлено в первуюочередьразнообразием и не сводимостью культур к общим основаниям.В этой ситуации становится очень трудно или даже невозможно прийти к согласию относительно базовых ценностей,определить общие интересы, договоритьсяпо поводу того, что будет считаться хорошо, а что плохо, что полезно, а чтовредно. Особенно это касается взаимоотношений Запада с неевропейскими,нехристианскими культурами. Например, многие незападные государства подвергаютсомнению ценности Декларации прав человека, признаннойУставом ООН в качестве одного из важнейших своих документов. Многие страны,даже подписавшие этот документ,отказываются ему следовать в своей внутренней политике, утверждая, чтодекларация принята под давлением Запада и выражает европейское,индивидуалистическое понимание прав человека, которое во многом противоречит мусульманским и конфуцианским культурным ценностям. Даже внутри Запада,цивилизации, отличающийся, наверное, самым высоким уровнем интеграции своихчленов, объединённых в рамках НАТО иЕЭС, бывает очень трудно, а то и невозможно, сформулировать общую позицию по наиболее важным вопросамсовременности. Кризис современной глобализацииобусловлен во многом тем, что современный мир находится на идеологическомраспутье. Крах социалистической системы, окончание холодной войны, а затеми разочарование в неолиберальной глобализации привели к "кризису смысла" мирового развития.Повсеместно проснулась культурная память, возросла роль традиции и религии, чтов сумме с негативным опытом неолиберализма, в значительной мередискредитировало саму идею глобализации.

Глобализация стала отождествляться с экономическим неоколониализмом, аеё символика - механически-однородный капиталистический мири господствующая в нём фигура потребителя потеряли притягательность в глазахбольшинства человечества. Поэтому глобализация остро нуждается в новыхсимволах, новом, признаваемым большинством человечества проекте будущего,который будет основываться на понимании истории всего человечества, на тех идеях,которые пременимы для человечества в целом и действуют поверх цивилизационныхразличий.

Сейчаспринято выделять информационную составляющую современной цивилизации. С современныхпозиций человеческая история - это непрерывное производство, накопление и распространение информации, свободный обменкоторой является самым необходимым условием развития. Антропологии хорошо известно, что изоляция социума приводит к замедлению его эволюции. Из этого можно сделать вывод: свободный обмен информацией является необходимымусловием развития человеческого общества. Чем больше контактов между странами,этносами, народами, культурами, тем быстрее они развиваются, черезвзаимообогащение чужими идеями и знаниями. Чем меньше различного рода препятствий на пути распространенияинформации - тем быстрее происходит развитие участников этого процесса. На базепонимания этих фактов можно сформулировать проект построения глобальногоинформационного общества, в котором место иерархии займут сетевые структуры, а место манихейской логики столкновения цивилизаций логика коэволюции.

При этом необходимо сделать важноеуточнение. Важно не количество производимой информации и не объём её трафикачерез компьютерные сети, а её содержание. Ничем не ограниченное производствоинформации способно произвести отрицательный эффект. Современный человек больше всего нуждается именно в социально икультурно значимой информации, в новом гуманитарном знании. Именно этот запросдолжна удовлетворить новая глобализация. Поэтому в сложившихся условиях, мировое сообщество больше нуждается не вэкономической, а в гуманитарной глобализации, которая должна обеспечитьрешающее сближение отдельных стран и цивилизаций в области культуры.Гуманитарная глобализация должна отталкиваться от высших, интеллектуально-познавательных ценностей и представлятьсобой проект становления сообществастран, народов и культур, объединяющихся на основе гуманистических ценностейкак современного, так и традиционного общества. Гуманитарнаяглобализация это такой порядок вещей,когда главным инструментом, поддерживающим международную стабильность, будеткультура и общие ценности.

При этом необходимо сменить главного актора, заинтересованное лицоглобализации. Перекосы и негативные последствия неолиберальной глобализации взначительной мере обусловлены тем, что главным заинтересованным лицом этогопроцесса являются ТНК и финансовыекруги, которые первыми освоиливозможности, вытекающие из глобализации, и пытаются их монополизировать.Гуманитарную глобализацию должны формировать интеллектуалы - люди науки, мысли и культуры. Современномуглобальному человечеству нужны новые объединительные духовные ориентиры, так как ни традиционная культура Востока, нисовременная культура Запада не поспеваютза стремительными изменениями современного мира и на их базе не возникло стройной футурологическойконцепции, релевантной не только в иных культурных ареалах, но и в рамкахродной цивилизации. Гуманитарная наука тесно связана с этическими,морально-нравственными ценностями и именно поэтому гуманитарии должны статьдвижущей силой политических изменений. Всвоё время, Леви-Стросс произнёс замечательную фразу: ''ХХI век будет векомгуманитарных наук или его не будет''.

Гуманитарная глобализация этот тотинтеллектуальный продукт, который способен превратить Россию в мирового интеллектуального и инновационного лидера, центрраспространения социальных инициатив и новых гуманитарных технологий. Эта идеялежит на поверхности. Еще Достоевский писал, что русская идея - это всеединствоидей. Межкультурная трансляция, синтез смыслов, принадлежащих разнымцивилизациям, может действительно стать миссией России в современном мире. Темболее, что Российская культура обладает огромной творческой потенцией идуховными резервами, среди которых идеи Русского космизма и ноосферного ученияВернадского,которые конечно необходимо переосмыслитьи модернизировать, сделать жизнеспособными в условиях XXI века.

Теги: США

Поделиться: