А.Костин. Новые вызовы для казахстанского общества. Политический аспект проблемы оралманов.Ч.1
Автор: ИАЦ МГУ
Вопрос внутренней стабильности и единства нации в сложный, переходный момент развития является актуальной темой для всех государств мира. Без общности интересов, системы ценностей, осознания себя единым целом, ни одно общество, каким бы оно процветающим ни выглядело, не может полноценно развиваться. Данная прблема актуальна для молодых, еще складывающихся постсоветскоих проектов, которые методом проб и ошибок мучительно ищут себя, кто в своем прошлом, кто в настоящем.
Казахстан, по сравнению со многими государствами СНГ, в плане государственного строительства выглядит достаточно уверенно. Экономические успехи позволили РК уверенно выдвинуться на позиции лидера ЦАР. Молодая казахстанская нация складывается поступательно, в рамках курса на модернизацию общества, выдвинутого Президентом страны Н.А.Назарбаевым.
Тем не менее, существуют явные и скрытые проблемы, которые создают новые вызовы и риски для казахстанского общества. Большинство угроз (социальная дифференциация, экономические проблемы) правительство понимает и в меру сил старается нейтрализовать. Но, есть еще одна скрытая, пока еще полностью не сформулированная "проблемная зона", которая далеко не в полной мере "сфокусирована" в поле зрения экспертного сообщества. Данную проблему можно обозначить как "неопределенность позиционирования" социальной прослойки оралманов. Автор статьи не ставит своей задачей комплексный обзор проблемы оралманов в РК. Это требует отдельного глубокого научного исследования, что далеко выходит за рамки одного материала. В данном случае нас интересует проблема оралманов с точки зрения перспектив дальнейшей (социально-экономической и политической) модернизации страны.
Прежде всего, отметим, что в самом Казахстане практически нет исследований, которые бы рассматривали проблему оралманов системно. Хотя проблема "собирания" нации, с которой столкнулось молодое казахстанское государство в начале 90х годов, не нова для постсоветской историографии, и достаточно хорошо изучена мировым научным сообществом. В истории ХХ века можно найти множество примеров государственных программ направленной массовой миграции. Самым известным, и наверно самым успешным примером является программа переселения евреев на историческую родину, которая успешно действует и до сих пор. Также успешно реализует программу переселения своих соотечественников Германия. К сожалению, в РФ данная программа не выполнила возложенных на нее задач, и может считаться примером одного из самых неудачных вариантов решения государством задач переселения "соотечественников".
Для Казахстана проблема переселения представителей титульной нации являлась одной из приоритетных задач государственного строительства с первых лет обретени независимости. Как известно, к началу 90-х годов, при значительной территории, Казахстан имел достаточно небольшое население и отрицательное миграционное сальдо. Наиболее значительные потери потери республика понесла в высококвалифицированных кадрах. Исходя из сложившейся ситуации, с первых лет независимости, "направленая интенсификация" миграционных процессов стала одним из важнейших направлений государственной политики.
И надо сказать, что усилия правительства дали свои плоды. Начиная с 1991 года, Республика Казахстан приняла более 706 тыс. этнических казахов. Пик реализации программы пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыло 164 тысячи репатриантов. Тогда и появился термин "оралманы" - так стали называть этнических казахов, приезжающих в РК из других стран. Поток мигрантов оказался настолько большим, что Правительству РК пришлось принимать меры, чтобы уменьшить количество въезжающих, ограничивая квоты на въезд.
Сейчас, можно признать, что ключевой проблемой являлась не организация переезда, а социализация мигрантов. Причин здесь множество - отсутствие до 1997 года четкой правовой базы, регулирующей миграционные отношения, социальная неоднородность въезжающих оралманов, общая сложная социально-экономическая ситуация в РК, в условиях которой государство имело ограниченный ресурс для жесткого управления этим сложным процессом.
Важнейшей проблемой стало отсутствие ясного механизма фильтрации репатриантов, при совершенно непрозрачной схеме получения статуса оралмана. Ни для кого не является секретом, что при массовых миграциях необходимо учитывать процент маргинальных групп, которые стараются "опираться" только на государственные дотации, либо используют такого рода программы в своих целях. Очевидно, что механизмы контроля оказались недостаточно эффективны.
Главной проблемой оставался вопрос социализации значительных масс населения недосаточно подготовленных к жизни в Казахстане. Оралманы, прибывшие из дальнего зарубежья, сразу же столкнулись с языковым барьером, проблемами обустройства и поиска работы. Значительные массы репатриантов, не в силах социализироваться самостоятельно, формировали "общности", который до сих пор заметны в южных областях страны. Увеличилась неконтролируемая внутренняя миграция, поскольку многие репатрианты фактически вели полу-кочевой образ жизни.
При этом нельзя утверждать, что Правительство РК игнорировало проблему социализации репатриантов. Например, в 2008 году была принята Программа "Нұрлы көш" на 2009-2011 годы, направленная на улучшение качества жизни оралманов .Продолжение следует
ПОСТСОВЕТ
Поделиться: