А. Костин: Неизвестные отцы казахстанского чуда.
Автор: ИАЦ МГУ
Март 2010 года войдет в современную историю Казахстана как момент кардинальной перестройки системы управления экономическим блоком. Судя по экспертным комментариям в стране еще никто не понял и не ощутил размах и масштабность перемен. А ведь значение управленческой реформы сложно переоценить.
12 марта на совещании Правительства РК по вопросам реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 Президент страны Н.Назарбаев фактически закрыл, (да простится столь высокий слог) эпоху радужных надежд на экономическое чудо.
Центральное место в прежней модели занимала система гос.холдингов. Итоги совещания со всей ясностью показали, что внедренная схема неэффективна. Какие же изменения в государственной системе управления произошли по итогам совещания Правительства РК?
Нефтегазовая сфера
Ведущий госхолдинг страны - «Казмунайгаз», лишился прав государственного представителя в отрасли, что в принципе сделало его дальнейшее существование лишенным всяческого смысла. Стоит ли напоминать, что данный холдинг создавался именно с целью повышения эффективности использования гос.активов.
Сейчас же, решением президента РК было воссоздано Министерство нефтяной и газовой промышленности, которому были переданы изъятые у Казмунайгаза права гос.регулятора.
Парадокс ситуации невольно подчеркнул сам глава государства: « Помимо прочего, это министерство позволит освободить нацкомпанию "КазМунайГаз" от несвойственных ей функций, которые создают конфликт коммерческих и государственных интересов. Представительство интересов государства в нефтегазовых проектах через участие в полномочных органах должно перейти к министерству нефти и газа ».
Поддержка среднего и малого бизнеса.
Окончательно закрыта страница в недолгой истории казахстанских Социально-предпринимательских корпораций (СПК), внедрение которых забуксовало сразу же после их создания, еще в 2007 году. Тогда никто из высокопоставленных чиновников, ответственных за внедрение, не мог внятно объяснить каковы механизмы функционирования этого чуда. Ничего кроме признания, что СПК со временем должны стать « локомотивами регионального развития » добиться от правительственных чиновников было решительно невозможно. Как видно, локомотив встал на запасной путь.
СМИ
Был расформирован государственный холдинг «Арнамедиа», а соответствующее ведомство подверглось масштабным реформам. Так, Министерство культуры и информации было реорганизовано в министерство культуры и министерство связи и информации.
Дальнейший вектор развития пока неясен, но совершенно очевидно, что президент категорически не удовлетворен существовавшим положением дел в медийной сфере. По словам президента, реорганизованное министерство культуры и информации руководило « информацией из рук вон плохо ». « Сегодня будет подписан указ о реорганизации министерства культуры и информации в министерство культуры и министерство информатизации и АИС идет туда », - сообщил он. « Мы руководим информацией из рук вон плохо: как 20-50 лет назад лаптями работали, так и работают! Нет агрессивной политики, нет управления, нет современной работы! », - подчеркнул президент.
Гос.планирование и управление
В сфере стратегического развития и планирования президент РК также отметил неудовлетворительное положение дел. « У нас министерство экономики и бюджетного планирования с утра до вечера и января до января сидит на бюджете, ему некогда планировать, некогда заниматься размещением производственных сил, миграцией и вообще - кто-то должен стратегически смотреть в будущее, поэтому предлагается передать бюджетное планирование от этого министерства в министерство финансов », - сказал Н.Назарбаев.
Также было создано министерство индустрии и новых технологий, которое будет курировать ненефтяной сектор. “ Министерство индустрии и торговли преобразуется в министерство индустрии и новых технологий, в том числе с передачей ему функций и полномочий в области горнорудной и атомной промышленности от минэнерго ”, - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Таким образом, все полномочия государства в ключевых сферах производства и промышленности, (составляющих львиную долю национального бюджета) вернулись в формат министерств.
Не тронутым остался только госхолдинг «Самрук-Казына» - вотчина разработчиков экономических реформ. Вполне возможно, что в Ак Орде банально не знали, чем заменить холдинг, чьи активы и спектр задач с лихвой перекрывают масштабы деятельности любого министерства.
Попробуем проанализировать вектор изменений.
Первое, что бросается в глаза – ощущение неготовности элиты к сложившейся ситуации. Конечно, в Казахстане все решает только президент, но в данном случае складывается впечатление, что правящий класс в ситуации кризиса управления банально «умыл руки», и переложил всю ответственность на главу государства, дескать, ты главный вот и решай.
Так и читалось между строк в красноречивом молчании госаппарата - « Деньги кончились, что делать не знаем. Но, готовы исполнить любое президентское поручение ». На этом функции правящей бюрократии, по мнению государственных мужей заканчиваются.
Реплики Нурсултана Абишевича в ходе заседания невольно заставляют сравнить его с пожарным в горящем доме.
И тут встает главный вопрос – что делать? Возврат к министерской модели говорит об одном – либеральным бюрократам нечего предложить главе государства кроме повторения пройденнного, но на новом уровне.
В ходе обсуждения ликвидации СПК президент страны дал комментарий, чье содержание говорит само за себя.
« Я не знаю , зачем мы их передавали (акиматам). Надо было их (СПК) уничтожить, и все оставить акимам. Или как еще сделать ?”, -адресовал этот вопрос Н. Назарбаев министру индустрии и торговли Асету Исекешеву… “ Что там, слушай, делить !? – Возвратить под ответственность акимов все, чем они (СПК) занимались”, - отреагировал Н. Назарбаев ».
Столь длинная цитата отчетливо показывает тенденцию – Глава государства должен лично, разбираться во всех мелочах уже, как оказалось, неуспешной реформы.
Категорическое нежелание чиновничьего класса брать на себя хоть какую-то ответственность является наверно одним из отличительных черт сложившейся в последние годы ситуации.
Ведь были же ответственные в министерствах и ведомствах за внедрение СПК, «Казмунайгаза», «Арна» других гос.холдингов.
И, надо признать, только ленивый не пропираился в свое время на этой столь благодатной ниве «успехов» и достижений. Чего только не было – и кластерная инициатива, и создание технопарков, и прорывные проекты, и корпоративные лидеры – этот список можно продолжать вечно. Казалось, вот-вот и Казахстан вступит в эпоху вечного благоденствия. И вот, случился кризис, и чиновники скромно потупили очи. И молчание это вполне оправдано – за громкими названиями не так уж много реального содержания.
Главное, на что хочется обратить внимание – в связи с происшедшими переменами стало совершенно непонятно какими инструментами государственного регулирования будет реализовываться Программа 2020. Сейчас из под сукна достали «Дорожную карту бизнеса», которая по идее должна заменить провальные СПК. Но всех ответов, которые поставила перед страной текущая ситуация данный документ не дает.
Нужно понять следующее:
Была признана неэффективной вся система государственного управления в сфере регулирования бизнеса и производства. Возврат к министерскому управлению только вернул ситуацию в рамки более менее управляемой ситуации. Но, то, что это не панацея очевидно каждому. Еще 10 лет назад было публично признано, что старая система не отвечает требованиям инновационной экономики. Значит, вопрос о выборе инструментов реализации столь масштабных задач по модернизации страны остается открытым.
Что остается в остатке.
Пока в своих действиях Н.Назарбаев пользовался проверенными фигурами из старой колоды. Но, сама действительность показывает, что обновление ключевого списка, или, по крайней мере, пересмотр расклада кадровых ресурсов неизбежен.
Главная интрига этого процесса достаточно проста – кто сможет дать внятный и доступный сценарий стабильного развития Казахстана. Это главный козырь, который в ближайшем будущем будет определять все расклады политических сил Ак Орды.
В ближайшее время возможно и будет решаться судьба модернизации – пойти по пути «иллюзорной» стабильности, читай, консерватизма, что поставит крест на шансах Казахстана все-таки совершить модернизационный рывок; или все же продолжить реформирование власти, но не внешнее, а внутреннее, в первую очередь, через системное переформатирование нормативно-правовой базы и привлечение в управленческую среду новых людей, таких как Асет Исекешев.
Поделиться: