А. Хасенов: Быстрее всех развивается Азербайджан

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, к началу прошлого 2007 года средний показатель ВВП (валового внутреннего продукта) по странам Содружества должен был превзойти уровень 1991 года. Правда - совсем ненамного. Всего на 1 процент. Сейчас уже разница, конечно же, увеличилась куда больше. Объем российской экономики, крупнейшей в СНГ, вплотную приблизился к уровню в 1 триллион долларов. А показатель ВВП Казахстана превысил $100 млрд. А если говорить конкретно, он составил $102,5 млрд. В пересчете на душу населения это - $6,1 тысячи. Это - весьма высокий результат. По этой части в СНГ Казахстан отстает только от России. Другими словами, темпы развития экономики нашей страны куда выше темпов развития экономики в целом по Содружеству.
А. Хасенов: Быстрее всех развивается Азербайджан

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, к началу прошлого 2007 года средний показатель ВВП (валового внутреннего продукта) по странам Содружества должен был превзойти уровень 1991 года. Правда - совсем ненамного. Всего на 1 процент.

Сейчас уже разница, конечно же, увеличилась куда больше. Объем российской экономики, крупнейшей в СНГ, вплотную приблизился к уровню в 1 триллион долларов.

А показатель ВВП Казахстана превысил $100 млрд. А если говорить конкретно, он составил $102,5 млрд. В пересчете на душу населения это - $6,1 тысячи. Это - весьма высокий результат. По этой части в СНГ Казахстан отстает только от России. Другими словами, темпы развития экономики нашей страны куда выше темпов развития экономики в целом по Содружеству.

Поэтому должно быть и не удивительно то, что она в экономическом развитии уровень 1991 года превысила гораздо раньше многих других бывших союзных республик Советского Союза. Казахстан добился такого результата еще в 2003 году. Вместе с ним тогда того же самого достигли еще две страны СНГ - Беларусь и Армения.

Впрочем, Узбекистан, где экономическое развитие движется, казалось бы, не столь уж ускоренно, добился такого успеха еще раньше - в 2001 году. Правда потом у него дела пошли похуже. Сейчас он по объему ВВП занимает шестое место среди стран СНГ, пропустив вперед не только четырех "грандов" советского периода и постсоветского пространства - Россию, Украину, Казахстан и Беларусь. Теперь его опережает еще и Азербайджан.

Еще в 2006 году эта страна стала в СНГ абсолютным лидером по темпам экономического роста, зафиксировав показатель роста своего ВВП на уровне 34,3%. Соответственно, она совершила скачок вперед в экономической "табели о рангах" Содружества. Кстати, и нынче экономика Азербайджана развивается завидными темпами. Ожидается, что она превысит свой экономический показатель от 1991 года уже в разы. Объясняются такие темпы, в первую очередь, тем, что в стране настала пора "большой нефти". Стремительно растут объемы нефтедобычи, а вместе с ними - показатель ВВП.

Только за первое полугодие, то есть за январь-июнь 2006 года в стране было добыто свыше 20 млн. тонн нефти. Это на целых 5 млн. тонн больше среднегодового уровня нефтяного производства в Азербайджане в 2002-2004 г.г. В 2007 году там было добыто порядка 40 млн. тонн нефти. Это - почти в 3 раза больше среднегодового азербайджанского показателя в первой половине нынешнего десятилетия.

То есть сейчас там темпы добычи нефти растут быстро. Но все равно очень скоро трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), построенный специально для транспортировки "большой каспийской нефти" , может столкнуться с нехваткой объемов сырья в Азербайджане.

А значит, потребуется дополнительная подпитка с этой стороны Каспийского моря - из Казахстана. Так что можно смело предположить, что вопрос поставок нефти из нашей страны для берущих начало в Баку транспортных маршрутов станет актуализироваться все больше и больше в переговорах между Казахстаном и Азербайджаном.

Впрочем, на проходившем недавно в Западном Казахстане совещании руководства страны с крупнейшими иностранными инвесторами было объявлено о начале строительства нефтепровода от Тенгиза до порта Курык в Мангыстауской области, который должен будет доставлять туда нефть с крупнейших казахстанских месторождений с тем, чтобы она дальше поставлялась в Баку для БТД. Речь идет о годовом объеме порядка 24 млн. тонн. В дальнейшем же, как сообщается, он может быть увеличен почти до 60 млн. тонн.

Реализация этого и других связанных с казахстанским экспортом транспортных проектов в закавказском направлении, несомненно, могут дать новый импульс развитию экономики Азербайджана. Баку с Казахстаном связывает большие надежды. И никакого секрета из этого не делает.

Но, с другой стороны, чрезмерное вовлечение экспортных нефтяных потоков из Казахстана в закавказские маршруты может заметно подорвать роль России в качестве основного транзитного посредника на пути энергоносителей, следующих из нашей страны на международные рынки.

Помнится, немногим более года назад, на пресс-конференции, состоявшейся 10 мая 2007 года после казахстано-российских переговоров в Астане, президент РК Н.Назарбаев обнародовал такие данные: "В прошлом году экспорт казахстанской нефти составил 52,2 млн. тонн, из которых 42 млн. тонн были поставлены через Россию" .

Теперь Азербайджан прилагает усилия к тому, чтобы достичь аналогичного посреднического положения на пути вывоза углеводородов из Казахстана на международные рынки. Причем не без успеха.

Следовательно, темпы развития экономики Азербайджана могут остаться в ближайшие годы столь высокими, что он может по показателю ВВП обойти не только Белоруссию, но и Казахстан. Наша страна сама может оказать самую действенную помощь в достижении азербайджанцами такого впечатляющего успеха. И, судя по всему, уже оказывает.

Автомобилей больше в Беларуси и Казахстане

Казахстан, который до последнего времени практически никак не участвовал в разделении труда в рамках мировой автосборочной индустрии, является, тем не менее, значительной автомобильной страной. И не только в СНГ. А в Содружестве он вместе с Беларусью лидирует по их количеству на каждые сто домохозяйств.

Сейчас автомобиль в стране, хотя у нас ни его, ни запчасти к нему не производят, - не роскошь. И приобрести такую технику - не проблема. Разумеется, по уровню автомобилизации населения нам еще далеко до развитых стран Запада.

В Соединенных Штатах, к примеру, на тысячу жителей приходится более 700 автомобилей, в Германии - свыше 500. У нас показатели куда скромнее. Но они стремительно растут. По официальным данным, за последнюю пятилетку уровень автомобилизации на каждую тысячу жителей Казахстана увеличился с 99 до 142 машин. Имеются в виду 2002-2007 г.г. Но то ли еще будет.

Ибо, согласно прогнозу, озвученному в прошлом году в Астане на международном семинаре по обеспечению безопасности дорожного движения в Казахстане главой комитета дорожной полиции МВД РК Омурзаком Тусумовым, количество автомобилей в течение ближайших пяти лет может удвоиться. То есть - увеличиться до показателя почти в 300 автомобилей на каждую тысячу человек.

Впрочем, уже сейчас, по данным Статистического комитета СНГ, Казахстан опережает по уровню автомобилизации Россию. Там на каждые сто домохозяйств в прошлом году приходилось 33 автомобиля, а у нас - 34. Разница была совсем небольшая. Но она была в пользу Казахстана. А ведь Россия уже почти сто лет находится в ряду стран-производителей автомобилей. А мы к нему до сих пор не относимся. От нас также отстает Турция, которая собирается вступать в Европейский Союз, и где уже давно существуют автосборочные производства. Всего автомобилей у нас свыше двух миллионов.

Более четверти этого количества находится в южной столице. Значит, здесь на тысячу жителей уже приходится 300 автомобилей. Это сопоставимо с показателями развитых индустриальных обществ. Если этот уровень в течение ближайших пяти лет окажется перекрытым вдвое, на каждую тысячу алматинцев будет приходиться уже 600 автомашин. То есть "южная столица" по этому показателю обойдет великую автомобилестроительную державу Германию и вплотную приблизится к США, к родине конвейерной сборки автомашин.

Такие данные, казалось бы, должны настраивать алматинцев на оптимистический лад. Но, к сожалению, есть целый ряд обстоятельств, которые не очень-то способствуют оптимизму. Самое серьезное из них - это та неприглядная роль, которую играют автомобили в усугублении плачевного экологического состояния воздушного бассейна Алматы.

Но едва ли в наше время представляется возможным убедить людей отказаться от приобретения собственного авто и повседневного пользования им.

А как же Россия?!

Она по объему ВВП на уровень 1991 года вышла относительно недавно. И темпы развития российской экономики за последнее время оставались куда более скромными, чем у того же Азербайджана. Сейчас еще целый ряд стран СНГ опережают Россию по этому показателю.

Отставала она до недавнего прошлого от тех же Беларуси и Казахстана и по темпам жилищного строительства. Белорусы ежегодно в 2007 году сдавали 387 метров на каждую тысячу своих граждан, казахстанцы - 328, россияне же - 304. Сейчас ситуация в этой сфере, конечно же, изменилась. Но такие тенденции были.

Есть еще целый ряд сфер, где Россия в рамках Содружества занимает отнюдь не первое место.

Однако в главном она все-таки впереди. Имеются в виду самый большой в СНГ общий объем экономики и самый высокий в Содружестве показатель ВВП на душу населения. Подушные доходы там также остаются самыми высокими в СНГ.

http://www.zonakz.net/articles/22326

Поделиться: