А.Арешев: Американская "Большая Центральная Азия" и Россия

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В статье "Попадет ли Россия в новый афганский капкан", опубликованной на сайте Фонда стратегической культуры более полугода назад, мы писали о неясном еще на то время стремлении участников военной авантюры НАТО в Афганистане (прежде всего – США) вовлечь Россию в "демократизацию" этой страны посредством бомбардировок и методов оккупационного режима. И вот это стремление вроде начинает воплощаться в жизнь.

НАТО предлагает России расширить участие в операции в Афганистане, в частности помочь альянсу на первом этапе средствами авиатехники и пилотами, сообщил журналистам генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен 16 декабря, добавив, что он представил "перечень конкретных специфических предложений о том, как Россия смогла бы более активно участвовать в Афганистане". По мнению господина генсека, Россия "могла бы обеспечить большее количество вертолетов, обеспечить подготовку летчиков вертолетов, запчасти и топливо для таких аппаратов". Не обошлось здесь также без заклинаний о совместной борьбе с наркотрафиком и более мелких вопросов, наподобие совместной подготовки "полицейских сил в Афганистане", регулярно демонстрирующих свою боевую слабость в ходе столкновений с "талибами".
А.Арешев: Американская "Большая Центральная Азия" и Россия
В статье "Попадет ли Россия в новый афганский капкан", опубликованной на сайте Фонда стратегической культуры более полугода назад, мы писали о неясном еще на то время стремлении участников военной авантюры НАТО в Афганистане (прежде всего – США) вовлечь Россию в "демократизацию" этой страны посредством бомбардировок и методов оккупационного режима.

И вот это стремление вроде начинает воплощаться в жизнь. НАТО предлагает России расширить участие в операции в Афганистане, в частности помочь альянсу на первом этапе средствами авиатехники и пилотами, сообщил журналистам генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен 16 декабря, добавив, что он представил "перечень конкретных специфических предложений о том, как Россия смогла бы более активно участвовать в Афганистане".

По мнению господина генсека, Россия "могла бы обеспечить большее количество вертолетов, обеспечить подготовку летчиков вертолетов, запчасти и топливо для таких аппаратов". Не обошлось здесь также без заклинаний о совместной борьбе с наркотрафиком и более мелких вопросов, наподобие совместной подготовки "полицейских сил в Афганистане", регулярно демонстрирующих свою боевую слабость в ходе столкновений с "талибами". (1) Не сомневаемся, что авиация и вертолеты – это лишь этап на пути более широкого подключения российских ресурсов к ведению чуждой интересам России войны. Тактике Запада вполне соответствует формулировка "осторожный напор", который, впрочем, становится все менее осторожным. Похоже, Расмусен уезжал из Москвы в полной уверенности, что он сделал "русским" предложение, от которого они не в силах отказаться. При этом, заметим, натовский генсек считает внешнеполитическую инициативу президента Д.Медведева о новом договоре по проблемам европейской безопасности бессмысленной, будучи вполне удовлетворенным избирательным сотрудничеством с Москвой исключительно там, где это выгодно альянсу. Неделей раньше, 9 декабря, прозвучало тревожное заявление, сделанное в конгрессе главой командования вооруженными силами США в центральном регионе Д. Петреусом. По его оценке, количество жертв в Афганистане может возрасти, прежде чем ситуация начнет улучшаться. "Уровень жестокости, скорей всего, поначалу возрастет, особенно весной, когда улучшится погода... Вместе с тем, важно попридержать суждения об успехе или неудаче новой стратегии в Афганистане до декабря следующего года", - подчеркнул Петреус.

Можно продолжить эту нехитрую мысль: ради спасения жизней западных "цивилизаторов" можно воспользоваться русским "пушечным мясом", прикрываясь пустыми лозунгами о "стратегическом партнерстве" и прочей лирикой… Кстати, в эти дни Совет Федерации одобрил инициативу Президента, согласно которой главе государства разрешено в экстренной ситуации направлять войска в те или иные регионы для отражения разного рода угроз.

Можно предположить, что подразумевались не только Абхазия и Южная Осетия, военное присутствие на территории которых уже урегулировано соответствующими соглашениями. Каков будет результирующий вектор политики Москвы на афганском направлении в контексте расширяющегося военного присутствия США и НАТО в Афганистане и интенсификации наркотрафика, представляющего прямую угрозу национальной безопасности России? Высказывания об общих целях России и альянса в сфере борьбы с международным терроризмом – это фигура дипломатической вежливости или свидетельство конкретной готовности поддержать "друзей" из евроатлантического сообщества? От ответа на этот вопрос зависит многое. Пока здесь сохраняется неопределенность.

По словам министра иностранных дел РФ С. Лаврова, Президент РФ уже поручил правительству рассмотреть предложение Расмуссена о расширении сотрудничества с альянсом и более активном участии России в операциях в Афганистане. Еще в начале декабря постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин жаловался на то, что альянс по каким-то причинам не хочет допускать "Россию во внутренние форматы обсуждения ситуации в Афганистане": "От нас хотят получить все, не предоставляя ясности в отношении политических и военных аспектов операции НАТО в Афганистане".

 Разумеется, хотят и будут продолжать хотеть с неослабевающей энергией, пока не увидят скоординированную с Китаем, Индией, Ираном, Пакистаном активную и внятную позицию российской дипломатии по этому важнейшему вопросу. Очевидно, что давление Запада во главе с США, которые стремятся в своей афганской стратегии нейтрализовать возможности внешнеполитического маневра не только России, но и других ближних и дальних соседей Афганистана, последовательно наращивается. Некоторое время назад тема дальнейшего сотрудничества России и НАТО в борьбе с "международным терроризмом" обкатывалась в ходе заседания Совета министров иностранных дел России и НАТО, и вот теперь она внесена в повестку дня переговоров Президента России и Генерального секретаря альянса. Некоторые федеральные каналы уже достали из пыльных сундуков страшилки о талибах (являющихся, как известно, преимущественно пуштунами и имеющих влияние почти исключительно в своей этнической среде), готовых захватить Центральную Азию и дойти до Центральной России. При этом всерьез обсуждались перспективы ввода "ограниченного контингента российских войск" в Афганистан по просьбе "мирового сообщества". Возможно, когда летом 2009 года подписывалось соглашение о транзитных поставках невоенных грузов через российскую территорию в Афганистан, в Москве рассчитывали на некоторые встречные уступки по чувствительным для России вопросам, касающимся, в первую очередь, ближнего зарубежья. Не исключено, эти иллюзии имеются и сейчас, хотя темпы ремилитаризации Грузии (мы уже не говорим о совершенствующейся инфраструктуре ПРО) должны были, казалось бы, их давно и бесповоротно развеять. Шаги администрации Б.Обамы по реализации проекта "Большой Центральной Азии" направлены на то, чтобы закрепить свое военно-политическое присутствие в афганском "сердце Азии" надолго, если не навсегда. Аэродромы Баграм и Шиднанд уже сейчас превращены в крупные военные базы широкого профиля с взлетно-посадочными полосами, способными принимать все типы самолетов и включающие системы воздушного и космического слежения. Если эти процессы будут ускорены за счет участия в них России, то уже в скором времени возможно появление серьезных элементов недоверия в российско-индийских и российско-китайских отношениях.

Крупный ущерб может быть нанесен и имиджу России (значительный процент населения которой составляют мусульмане) в исламском мире, в первую очередь – в Центральной Азии. Угрозы безопасности России при этом никуда не денутся, они будут только нарастать. Речь не только о наркотрафике, объемы которого многократно возросли с 2001 года – с момента начала операции "Несокрушимая свобода". Директор регионального филиала Института стран СНГ Александр Князев обращает внимание на то, что основные центры распространения афганских наркотиков в Европе совпадают с местами дислокации американских военных баз. В Косове это база Бондстил, в Германии – Битбург, Зембах, Рамштайн, Хан, Цвайбрюккен и Шпангдалем. Подобного рода факты делают пафосные декларации о совместной (с Соединенными Штатами) борьбе с афганским наркотрафиком несколько менее убедительными... Что же касается пресловутого международного терроризма, то активизация западных контингентов в северных районах Афганистана уже вызвала переориентацию сопротивления оккупантам на север.

В случае принятия решения о более тесном сотрудничестве российской армии с вооруженными силами США и НАТО идеологи "джихада" получат прекрасный козырь для развертывания своих операций на российской территории. Ведь российским военным придется поступить под командование генералов НАТО, а ссылки на резолюции Совета Безопасности ООН станут годны лишь для самоуспокоения отдельных чиновников и дипломатов. Долговременное присутствие США в Афганистане будет иметь для всех стран постсоветского пространства существенные негативные последствия, еще не проанализированные до конца. А что до преимуществ, то их, честно говоря, не видно. PS. По итогам визита в Москву генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен не смог добиться от российской стороны заверений в оказании помощи силам союзников в Афганистане. В интервью Би-би-си Расмуссен сообщил, что не получил от Кремля положительного ответа на свой запрос.

Источник - Фонд стратегической культуры

Поделиться: