А. Аминова. Узбекский проект. Свободная индустриально-экономическая зона Навои.Ч.2.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Крупнейшим проектом инвестиций западного капитала в горнодобывающую промышленность Узбекистана становится создание в мае 1995 года совместного узбекско-американского предприятия «Зарафшан-Ньюмонт», учредителями которого стали НГМК, Госкомгеология Узбекистана и американская фирма «Ньюмонт Майнинг корпорейшен». Это первое в Узбекистане крупное совместное предприятие, использующее новейшую технологию по переработке золотосодержащих руд методом кучного выщелачивания из ранее заскладированных бедных руд месторождения Мурунтау. В результате сочетания большого потенциала Узбекистана и передовой технологии «Ньюмонт Майнинг» в рекордные сроки было создано уникальное предприятие, просуществовавшее до 2006 года. За время существования совместное предприятие выпустило более 150 тонн золота. Тем не менее из-за крупных задолжностей государству «Зарафшан –Ньюмонт» перестает существовать как совместное предприятие и входит в состав ГМЗ-2 как цех кучного выщелачивания
А. Аминова. Узбекский проект. Свободная индустриально-экономическая зона Навои.Ч.2.

Крупнейшим проектом инвестиций западного капитала в горнодобывающую промышленность Узбекистана становится создание в мае 1995 года совместного узбекско-американского предприятия «Зарафшан-Ньюмонт», учредителями которого стали НГМК, Госкомгеология Узбекистана и американская фирма «Ньюмонт Майнинг корпорейшен». Это первое в Узбекистане крупное совместное предприятие, использующее новейшую технологию по переработке золотосодержащих руд методом кучного выщелачивания из ранее заскладированных бедных руд месторождения Мурунтау. В результате сочетания большого потенциала Узбекистана и передовой технологии «Ньюмонт Майнинг» в рекордные сроки было создано уникальное предприятие, просуществовавшее до 2006 года. За время существования совместное предприятие выпустило более 150 тонн золота. Тем не менее из-за крупных задолжностей государству «Зарафшан –Ньюмонт» перестает существовать как совместное предприятие и входит в состав ГМЗ-2 как цех кучного выщелачивания.

Руководство Узбекистана не ограничивается только развитием и модернизацией горной промышленности в регионе. Большой приоритет отдается реализации отраслей, обладающих значительным неиспользованным производственным потенциалам, ориентированным на переработку местного сырья, а также ускоренному развитию химической и энергетической промышленности, созданию новых конкурентоспособных производств на базе новых прогрессивных технологий. Создаются крупные промышленные предприятия, налаживается фармацевтическое, деревоперерабатывающее производство, а также производства шелкопряда, шерсти, хлопка и т.д.

Cоздание Новоийской СИЭЗ в современных условиях – это показатель того, что происходит переориентация политики от малоэффективных «веерных» методов поддержки развития малого и частного бизнеса к целевым, селективным мерам, при этом определены четкие критерии экономической и социальной эффективности проектов: инновационность, материало- и энергосбережение и т.д. Можно сделать вывод, что СИЭЗ будет выполнять на только развивающую роль, но и стимулирующую. Но во многом это все же пилотный проект. Навоийская СИЭЗ будет выполнять все классические функции специальных зон: привлечение новых технологий, инвестиций и т.п. Специфика СИЭЗ – формирование локомотивной «точки роста», которая будет оказывать серьезное влияние на процессы экономической модернизации в общенациональном масштабе.

Она привлекательна своим крупным транспортно-логистическим потенциалом и отличается выгодным географическим положением. Тот факт, что на базе аэропорта «Навои» развертывается транспортно-логистический центр, свидетельствует о том, что Навоийская СИЭЗ создается не просто как индустриальная экономическая зона, но также и как крупный транспортно-логистический центр, который может стать «хабом» регионального значения.

СИЭЗ «Навои» предлагает иностранным инвесторам широкие возможности для ведения бизнеса и изначально дает бизнесу большие конкурентные преимущества. Для иностранных инвестиций в Республике Узбекистан установлен национальный режим, предусматривающий предоставление иностранным инвестициям условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами республики. Предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции и расположенные в сельских населенных пунктах Навоийской области, а также осуществляющие деятельность в следующих отраслях экономики: производство изделий радиоэлектронной промышленности и комплектующих к компьютерной и вычислительной технике, легкая промышленность шелковая ромышленность, промышленность строительных материалов, промышленное производство мяса птицы и яиц, пищевая промышленность, мясо-молочная промышленность, химико-фармацевтическая промышленность, освобождаются от уплаты по основной деятельности налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий, единого налога для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций: - от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США - сроком на 3 года;- свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США - сроком на 5 лет; -свыше 10 млн. долларов США - сроком на 7 лет. При этом указанные налоговые льготы применяются при следующих условиях: - осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан; - доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 50 процентов;- внесение частных прямых иностранных инвестиций после государственной регистрации указанных предприятий;- вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования; - направление дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.

На территории СИЭЗ «Навои» действует особый правовой режим, включая налоговый, валютный и таможенный режимы, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, получения разрешения на осуществление трудовой деятельности а также гражданами-нерезидентами Республики Узбекистан, предоставлены обширные льготы по налогам, таможенным и иным обязательным платежам. Срок действия СИЭЗ «Навои» 30 лет с возможным продлением действия после завершения данного срока . Земельные участки на территории СИЭЗ «Навои» предоставляются предприятиям в аренду на период инвестиционной деятельности на безвозмездной основе или за минимальную арендную плату, что исключает необходимость покупки инвесторами земли для осуществления производственной деятельности и соответственно вложения дополнительных средство организацию производства.

В целях создания самых благоприятных условий для инвесторов, предприятия в СИЭЗ «Навои» соответствующей инфраструктурой транспорта, инженерных коммуникаций, системами безопасности труда и комфортной жизнедеятельности трудового персонала.

В настоящее время на территории свободной экономической зоны совместно с иностранными инвесторами, реализуются 19 проектов общей стоимостью более $187 млн. Начало полноценного производства по 16 проектам запланировано на второе полугодие 2010 года.

При этом, узбекские эксперты отмечают и определенные риски, сопряженные с реализацией данного проекта.

Во первых, это касается формирования и эффективного развития транспортно - логистического центра в Навои. Пока наблюдаются неурегулированные вопросы при транспортировке грузов. Например, многочисленные проверки, на границах областей. Что делает необходимым налаживание серьезного межведомственного взаимодействия между МВД, ГТК, региональными органами власти и другими ведомствами, вплоть до МИД и МВЭСИТ. В этот диалог должны быть включены представители транспортных и логистических компаний, работающих в стране. Кроме того, эффективность деятельности транспортно-логистического центра во многом будет зависеть от наличия современного парка грузовых автомобилей для безопасной и своевременной перевозки грузов.

Во вторых, существует опасения чтобы СИЭЗ не превратилась в оффшор. Горький опыт создания и функционирования большинства свободных экономических зон в странах СНГ, когда они, по большей части, стали оффшорами и «черными дырами» для увода денег за рубеж, несомненно, потребует серьезных усилий по недопущению такого варианта развития. Для этого необходима разработка системы мер и выстраивания определенных барьеров, в том числе административного характера.

Тем не менее это первый опыт и он развивается. В перспективе его можно распространить на Ташкент, превратив группирующиеся вокруг него города в технопарки или на Ферганскую долину. В частности, это города Фергана и Андижан, у которых неплохие возможности, прежде всего промышленные, кадровые, транспортно-логистические (с учетом возможной реализации проектов транспортного коридора из Китая в Европу и Средний Восток), на превращение их в новые «точки роста».

На наш взгляд, создание СИЭЗ в Навои – это новый этап промышленной политики Узбекистана, направленной на формирование индустриально-инновационной экономики. Это еще попытка преодолеть моноотраслевое развитие Навоийской области, через формирование новых отраслей рядом с уже существующими.

Поделиться: