Внутренняя и внешняя политика Таджикистана в новых условиях

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Таджикистан, являясь одной из наиболее быстрорастущих стран в ЦА, больше всех в регионе подвержен вызовам в области безопасности. Именно для этой республики последствия распада СССР оказались наиболее тяжелыми. Об особенностях внутренней и внешней политики Таджикистана в новых условиях читайте в работе доктора политических наук Дины Малышевой. Подробнее — в материале ia-centr.ru
Внутренняя и внешняя политика Таджикистана в новых условиях

Отголоски гражданской войны

Таджикистан пережил последствия распада СССР тяжелее всех в регионе, так как в молодой республике прошла жестокая и продолжительная гражданская война. Ее результаты предопределили дальнейшее развитие внутриполитической структуры Таджикистана.

Не последнюю роль в этой структуре играет кланово-региональный характер политической системы. Именно клановый фактор был одним из основных в разжигании гражданского конфликта.

Конец гражданской войны не поставил точку в политической борьбе между воевавшими сторонами. По началу, согласно договоренностям, оппозиционные политические структуры, включая религиозную Партию исламского возрождения (ПИВТ) (Организация, деятельность которой запрещена в России), были легализованы. Оппозиция пыталась в течение многих лет воспользоваться этим положением, чтобы ослабить позиции правящей элиты.

Точка в борьбе была поставлена в 2015 году, когда ПИВТ* была объявлена террористической. Руководитель партии Мухиддин Кабири отправился за границу. В 2018 году оппозиционные объединения за границей, включая ПИВТ*, подписали декларацию об образовании Национального альянса Таджикистана. Однако у нового альянса таджикских оппозиционных сил нет возможности влиять на внутреннюю ситуацию в республике.

Читайте также: Как добывались примирения в Таджикистане?

Внутриполитические вызовы

Формально, как и во многих других современных государствах, в Таджикистане функционируют все три ветви власти — исполнительная, законодательная и судебная. Однако о полноценной системе сдержек и противовесов между этими институтами говорить не приходится. Явное преимущество благодаря широким полномочиям и многочисленным прерогативам имеет исполнительная власть, которую возглавляет непосредственно президент. Со временем его полномочия увеличивались.

Власть нынешней элиты является устойчивой, но при этом сталкивается с социально-политическими и социально-экономическими проблемами. Главными источниками социально-политических проблем всё еще остаются непростые отношения центральной и региональных властей. Особенно в этом плане выделяется ГБАО, где в 2021 году вспыхнули беспорядки.

Другой проблемой остается религиозный радикализм, особенно в свете ситуации в Афганистане. К тому же в этом аспекте негативно может сказаться миграционный фактор, так как среди таджикской молодежи, включая мигрантов, популярность набирает политический ислам.

Читайте также: Может ли конфликт в Горном Бадахшане дестабилизировать Центральную Азию?

Внешняя политика в новых условиях

За последние несколько лет Таджикистан уже столкнулся сразу с несколькими внешнеполитическими вызовами, которые также могли влиять на внутреннюю ситуацию. Это пограничный конфликт с Киргизией и обострение военно-политической ситуации в Афганистане. 

Ситуация в Афганистане для Таджикистана осложнена тем, что там находится большое количество таджикских радикальных оппозиционеров, представляющих непосредственную угрозу безопасности республики.

В вопросе безопасности, как и раньше, Таджикистан опирается на Россию. Российская 201-я база остается важным элементом поддержания безопасности не только в республике, но и в регионе. В этом направлении сотрудничество между странами углубляется.

Но при этом Таджикистан стремился диверсифицировать внешние связи на фоне событий в Афганистане, в частности с западными странами. Углубление контактов с США и их союзниками особенно было заметно в 2022 году. В целом после начала СВО Запад проявляет к региону, в том числе к Таджикистану, всё большее внимание.

В торгово-экономическом плане Таджикистан продолжает укреплять связи с Китаем, одним из главных экономических партнеров республики наряду с Россией. При этом углубление экономического сотрудничества с Китаем сопровождается увеличением госдолга республики перед Эксимбанком Китая (60 % госдолга РТ приходится на данный институт).

Кроме того, после восстановления отношений расширяется сотрудничество с Ираном, с которым Таджикистан уже сотрудничает по некоторым проектам энергетической и транспортной инфраструктуры. Темпы увеличения сотрудничества не спадают и с монархиями Персидского залива, с которыми Таджикистан успел сблизиться во время дипломатического конфликта с Ираном в середине 2010-х. В частности, Саудовская Аравия продолжает проявлять инвестиционную активность в республике.

Таким образом, в международных отношениях Таджикистан продолжает проводить многовекторную политику. Новые сложившиеся условия позволяют Таджикистану продолжать диверсифицировать внешние связи. Во внутренней политике правящая элита контролирует процессы, и ситуация в целом сохраняется на относительно стабильном уровне.


Полную версию главы «Таджикистан перед лицом внутриполитических и международных проблем» читайте в монографии коллектива авторов ИМЭМО РАН «Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития».


* — Организация, деятельность которой запрещена в России

Поделиться: