Влияние ЕАЭС на промышленное развитие государств — участников объединения

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Страны формируют интеграционные объединения с целью максимизации выгоды от взаимодействия. Конечной целью таких объединений является повышение благосостояния граждан. Для этого участники объединения стремятся создавать благоприятные условия для торговли и сотрудничества. Также гармонизируют законодательство и стратегии экономического развития, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда одни участники выигрывают больше остальных. Одним из таких важных направлений в любых экономических интеграционных объединениях является промышленность. ЕАЭС также в течение почти десяти лет своего существования стремился обеспечивать благоприятные условия для развития промышленности государств-участников. О влиянии ЕАЭС на промышленный профиль государств-участников читайте в статье Сергея Рекеды. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Влияние ЕАЭС на промышленное развитие государств — участников объединения

Подходы к развитию промышленности у истоков создания ЕАЭС

Вопрос гармонизации стратегий промышленного развития государств — участников ЕАЭС был одним из ключевых при создании объединения. Это крайне важно, чтобы государства-участники дополняли друг друга, а не «толкались локтями» на рынке сбыта промышленной продукции. Например, некоторые участники объединения в течение 5–10 лет планировали процесс импортозамещения автомобильной продукции, что создавало риски столкновения на рынке.

Примечательно, что первые решения по формированию подходов к развитию промышленности были приняты еще до создания ЕАЭС. В 2012 году главы правительств «евразийской тройки» — России, Белоруссии и Казахстана — поставили перед Евразийской экономической комиссией задачу сформулировать и предложить меры по гармонизации стратегий промышленного развития стран. В 2014 году ЕЭК предложила следующие меры:

-      формировать единые подходы по выходу чувствительной продукции на рынки третьих стран;

-      стимулировать создание совместных предприятий для развития высокотехнологичного производства;

-      обеспечить тесную связь между наукой и производством для быстрого и эффективного внедрения разработок ученых;

-      обеспечить условия для углубления научного сотрудничества;

-      снизить стоимость энергоемкости и материалоемкости процесса производства. 

Эти положения были отражены непосредственно в Договоре о создании ЕАЭС. Однако в самом начале механизмы управления промышленностью имели только консультативный характер. Кроме того, изначально не были определены наднациональные финансовые механизмы поддержки промышленности. Это было прерогативой самих государств-участников.

Приложение № 28 к Договору о ЕАЭС содержит общие правила субсидирования промышленности. При возникновении споров о неправомерном использовании субсидий государства ЕАЭС могут начать разбирательство в рамках ЕЭК. Если решение ЕЭК не исполняется, дальнейшие разбирательства пройдут в Суде ЕАЭС.

Таким образом, ЕАЭС получил наднациональное полномочие по регулированию бесконфликтного функционирования субсидирования промышленности.

Читайте также: Перспективы развития нефтегазохимической промышленности на евразийском пространстве

Механизмы развития сотрудничества в сфере промышленности 

В рамках ЕАЭС функционируют следующие механизмы развития промкооперации и промышленности государств-участников: 

1. Выявление и устранение барьеров для обеспечения свободного перемещения товаров на рынке объединения. В рамках ЕАЭС уже функционирует специальный информационный портал, где собирается информация о наличии различных барьеров на рынке объединения. Только за 2022–2023 гг. было устранено 14 различных барьеров.

2. Углубление кооперационного сотрудничества. Создаются информационные сервисы и базы данных инвестиционных проектов, в том числе в сфере производства. Это облегчает поиск потенциальных партнеров или проектов для вложения средств.

3. Снижение незаконного оборота промышленных товаров. Функционируют как наднациональные, так и национальные элементы контроля за оборотом контрафакта.

4. Цифровизация промышленности. Взаимодействие в этом направлении носит скорее консультативный характер. Важную роль в экспертном сопровождении процесса цифровизации в странах-участницах может занять Фонд цифровых инициатив ЕАБР.

5. Продвижение продукции совместного производства на внешние рынки. Проводится постоянная экспертиза внешних перспективных рынков сбыта товаров промышленного производства.

6. Информационно-аналитическое сопровождение предприятий и госведомств государств — участников ЕАЭС. 

Большинство мер носит консультативный характер. Положение поправил кризис международных отношений в 2022 году. С тех пор ЕАЭС применяет и финансовые механизмы поддержки промышленности государств-участников.

Читайте также: Десять столпов инфраструктурного развития на постсоветском пространстве 

Как механизмы ЕАЭС повлияли на развитие промышленности участников объединения? 

За почти десять лет функционирования ЕАЭС наблюдаются следующие тенденции развития промышленности: 

1. Армения, Белоруссия и Казахстан смогли добиться роста доли промышленности в структуре валовой добавленной стоимости. В интенсивном росте показателей Белоруссии также важную роль сыграло сотрудничество в рамках Союзного государства.

2. В Армении и Казахстане ощутимо выросла доля продукции обрабатывающей промышленности в общем объёме промышленного производства.

3. В тех же странах, Армении и Казахстане, значительно выросла производительность труда в отраслях обрабатывающей промышленности.

4. В Армении, Казахстане и Киргизии существенно выросла доля экспорта в страны ЕАЭС продукции обрабатывающей промышленности. Важную роль в этом мог сыграть параллельный импорт, активизированный Россией в 2022 году.

Как теперь выглядит индустриальный профиль?

Для определения трансформации индустриального профиля стран ЕАЭС автор исследования учитывает сразу девять индексов, относящихся к обрабатывающей промышленности:

1. Доля промышленности в структуре валовой добавленной стоимости (уровень промышленного производства).

2. Доля обрабатывающей отрасли в общем объёме производства.

3. Доля занятых в обрабатывающей промышленности.

4. Соотношение стоимостных показателей производства в сегменте обрабатывающей промышленности и количества трудящихся в этом секторе экономики.

5. Экспортоориентированность промышленного сектора.

6. Соотношение объёмов экспорта обрабатывающей промышленности в страны ЕАЭС и экспорта в третьи страны.

7. Значимость страны на рынке объединения.

8. Уровень участия страны в промышленной кооперации ЕАЭС.

9. Инвестиционная привлекательность обрабатывающей промышленности.

 

За почти 10 лет существования в рамках ЕАЭС удалось сформировать наднациональные механизмы содействия развитию промышленности в государствах — участниках объединения и промкооперации. Демонстрируемые автором исследования изменения индустриального профиля стран ЕАЭС свидетельствуют о том, что больше всех выгоды от функционирования ЕАЭС получили Армения и Казахстан. Важными факторами также стали низкая база и параллельный импорт России. Киргизия ещё не в полной мере смогла воспользоваться выгодами от участия в объединении.


Полную версию статьи «Индустриальный профиль стран ЕАЭС: эффекты первого десятилетия» читайте в журнале «Россия и новые государства Евразии».


Поделиться: