Вклад России в урегулирование гражданской войны в Таджикистане был решающим
Автор: Ia-centr.ru
Реформы и кризис
На исходе перестройки в Таджикской ССР отмечался подъем национального самосознания. За 1990 год были приняты законы «О государственном суверенитете Таджикской ССР», «О свободе совести и религиозных организациях» и «Об общественных объединениях в Таджикской ССР», создававших правовую основу для деятельности некоммунистических партий и движений. Однако в местных условиях реформы привели не только к росту политизации общественной жизни, но и к усилению противоречий между светским государством и исламизированным обществом.
Политический кризис в республике усиливался. 12–14 февраля 1990 года в Душанбе прошли массовые беспорядки. Они начались с митингов против прибытия в Таджикистан армянских беженцев, покидавших Азербайджан. Вскоре они переросли в грабежи и вооруженные столкновения.
После провала путча ГКЧП в Таджикистане окончательно оформились антикоммунистические силы, готовые бороться за власть, – движение «Растохез», Демократическая партия Таджикистана и Исламская партия возрождения. Новые движения несли на себе отпечаток регионализма и сословности. Ряд политиков были связаны с теневой экономикой, стремясь легализовать свою деятельность через доступ к кабинетам власти.
9 сентября 1991 года Верховный Совет провозгласил государственную независимость Республики Таджикистан. Однако власти страны не смогли в короткий срок адаптироваться к новым условиям: экономический кризис, вызванный распадом СССР, дополнялся политическим противостоянием президента Рахмона Набиева и оппозиционных сил. С июня 1992 года между сторонами конфликта начались вооруженные столкновения, переросшие в гражданскую войну.
Российские миротворцы в Таджикистане
С 1992 года российская армия вела миротворческие операции на территории Таджикистана. Значительную роль в разрешении конфликта сыграла 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ, дислоцированная в республике с советских времен. В условиях военной напряженности личный состав базы взял под контроль территорию вокруг нее, а впоследствии – все военные дороги Таджикистана. Благодаря этому правительство республики имело возможность транспортировать гуманитарные и военные отряды по территории страны. Россия также провела в Таджикистане ряд крупных гуманитарных операций.
Отдельной задачей российских военных стала охрана таджикско-афганской границы как границы СНГ, где наблюдался высокий уровень активности террористов (в 1992–1996 годах на территории Афганистана шла ожесточенная гражданская война, завершившаяся победой движения «Талибан»*. В ней также принимали активное участие боевики, перебравшиеся в Афганистан из Центральной Азии – прим. Ia-centr.ru). Кроме того, российские военнослужащие провели массовое разминирование территорий на границе с Афганистаном.
Помощь России осуществлялась на основе двусторонних соглашений с правительством Таджикистана. Так, 25 мая 1993 года страны подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который также предполагал масштабное сотрудничество в сфере безопасности. В 1995 году состоялась встреча глав государств СНГ в Алма-Ате, где было принято решение о расширении миротворческой операции в Таджикистане. Коллективные миротворческие силы СНГ, основу которых составили ВС России, получили статус миротворцев ООН.
Коллективные миротворческие силы СНГ, костяк которых составили российские военнослужащие, стабилизировали обстановку на южной границе, не допустив распространения афганской войны на территорию Таджикистана.
Кроме того, силы СНГ и наблюдательной миссии ООН обеспечивали безопасность внутри страны и оказывали гуманитарную помощь местному населению.
Россия – медиатор и гарант мира
Правительство России взяло на себя роль медиатора между сторонами конфликта. Еще в 1994 году при посредничестве Москвы состоялось несколько раундов переговоров, которые, однако, не привели к прекращению войны. Однако в 1997 году, благодаря усилиям российского дипломатического корпуса, в Москве при участии Бориса Ельцина было подписано соглашение о мире и национальном согласии между президентом Эмомали Рахмоном и главой Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Саидом Нури. Россия выступила страной – гарантом данного соглашения.
Россия внесла решающий вклад в урегулирование гражданской войны в Таджикистане на всех её этапах, а также в ближайшее время после неё. Так, при Минобороны Таджикистана был организован аппарат главного военного советника Минобороны России, деятельность которого завершилась в апреле 2003 года. Российские пограничники защищали таджикско-афганскую границу вплоть до 2005 года, после чего эти функции приняла таджикская сторона.
При этом в 2007 году была создана Оперативная пограничная группа ФСБ России в Республике Таджикистан, призванная помочь местным пограничникам в охране границы и подготовке кадров. В 2012 году она была реорганизована в Группу пограничного сотрудничества ФСБ России в Таджикистане.
* – организация, деятельность которой запрещена в России
Читайте полную версию статьи на сайте научного журнала «Постсоветские исследования».
Поделиться: