Проект турецкой мягкой силы: видение из Узбекистана

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Проект турецкой мягкой силы: видение из Узбекистана

После распада СССР Узбекистан практически сразу начал поиск стран-партнеров в области образования. Для этого нужно было наладить сотрудничество с государством с развитой и современной системой образования. В качестве такой страны была выбрана Турция.

Измир – один из крупнейших городов Турции. В городе функционируют университеты Докуз Ейлюл ( Университет Девятого сентября) и Эгей.

В соответствии с межправительственным соглашением, подписанным между Узбекистаном и Турцией, в 1992-1999 годах в этих университетах обучалось около 400 студентов Узбекистана. Студенты из Узбекистана проживали в студенческом общежитии Инджиралты. Здесь жили студенты  из тюркоязычных республик, арабских стран, Афганистана и Африки. Нет сомнений, что «золотые годы» студенчества, основанные на дружбе и взаимопонимании, запомнились им на всю жизнь. Рядом с общежитием в 1995 году, в канун 660-летия со дня рождения Амира Темура, администрация города Измира решила создать парк вдоль побережья Эгейского моря, назвать парк именем Великого полководца и установить бюст Сахибкирану.  Однако некоторые проблемы, которые омрачали отношения между двумя странами в то время, не позволяли этого сделать.

Следует отметить, что образование наших студентов в Турции несколько отличалось от организованного для своих студентов другими республиками. Это различие было закреплено тогдашним государственным советником Президента Узбекистана по поручению первого президента РУз Ислама Каримова.

Представитель Президента встретился в 1993 году с Премьер-министром Турции Тансу Чиллером. Узбекистанская сторона просила собрать узбекских студентов из 28 крупных городов Турции в Анкаре, Стамбуле, Измире и Бурсе, на каждые 50 студентов оформить куратора, обеспечить их работой и зарплатой, а также сократить общее количество студентов от 1700 до 400 человек. Делегация, которая выполняла миссию, была резко отвергнута Тансу Чиллером, который заявил, что студенты из Узбекистаны должны находится на равном положении с другими иностранными студентами. Однако после заявления советника о том, что «Узбекистан сможет и самостоятельно обучить 2 тысячи студентов», – премьер согласилась с запрошенными условиями, чтобы не усложнять отношения между двумя странами.

В чем была суть происходящих событий?

Во-первых, в соответствии с соглашением 1992 года о сотрудничестве в области образования, подписанным тогдашними лидерами стран Т. Озалом и И.Каримовым, около 1700 узбекских студентов учились и проживали в 28 городах Турции с 1992 по 1994 гг. Результаты по двухлетнему периоду обучения были проанализированы соответствующими организациями правительства Узбекистана, и для упорядочивания процессов из 28 городов для обучения студентов из РУз оставили Анкару, Стамбул, Измир и Бурсу. Количество студентов сократилось исходя из требований шести приоритетных направлений нашей экономики.  

Во-вторых. По решению правительства студентам дали кураторов, отвечающих за вопросы, связанные с их учебой и проживанием. Такая система представительства позволила контролировать учебу студентов.

Я был оформлен на Историческом отделении Эгейского университета, где кафедру возглавлял профессор Исмаил Ака, известный ученый-тимуровед, который провел пятнадцать лет своей научной жизни в Афганистане, изучая историю Тимуридов. Его основные книги, такие как «Тимур и его государство», «Шахрух и его время», переведены на узбекский язык.

В-третьих. Хорошо известно, что в те годы процветали религиозный фанатизм и терроризм, которые угрожали миру и стабильности государств мира. Узбекистан не исключение. В частности, Мухаммад Салих и Абдурахим Пулатов, которые проиграли президентские выборы в декабре 1991 года в Узбекистане и искали политическое убежище под видом «оппозиции», находились в Турции. Для них студенты могли быть «полезным инструментом». Поэтому была введена система представительства, чтобы наши студенты не вступали в аналогичные и другие неформальные организации, не отвлекались от учебы и успешно получали образование.

В-четвертых. Не секрет, что в 1999 году учеба студентов из Узбекистана была переведена из турецких университетов в узбекские университеты. Этот случай был по-разному интерпретирован в СМИ. Хотя некоторые говорят, что этот путь был выбран из-за разногласий между двумя странами, некоторые политики связывают его с личностью покойного главы Узбекистана. На самом деле реальность была иной. Другими словами, Турция в отличие от других стран, была очень открытой с точки зрения демократии, где была создана система «комфортного проживания для всех», и это создавало проблемы для страны.

Стратегия политических сил внутри страны характеризовалась разнообразием и даже полной противоположностью друг другу. Внешняя политика, проводимая под руководством премьер-министров Тансу Чиллера, Масуда Йылмаза и Наджмиддина Эрбакана, является тому примером. Тот факт, что один выбрал путь развития по модели Америки,  другой – европейский, а третий – модели исламских государств, сигнализировал об отсутствии политической гармонии на уровне общества.

Между тем, в 1990-х годах Турция почти воевала с некоторыми своими соседями. Страна была поглощена глобальными проблемами, такими как курдский вопрос, проблемы с Ираком и Сирией, тридцатилетний террор, столетний турецко-армянский конфликт, сближение с независимыми государствами и конфронтация с супердержавами... Такие обстоятельства привели к тому, что в то время Турция была неприемлема для образования с точки зрения безопасности наших студентов.

В этом контексте другой важный аспект проблемы заслуживает особого внимания.

Кроме того, многие деятели образовательной системы в Турции были сторонниками «нурсизма».

«Нурсизм» оказал сильное влияние на общественно-политическую жизнь Турции. Основателем этой секты был Бадиуззаман Саййид-и Нурси. Его книги и наследие основаны на «Гюленизме» Фетуллы Гюлена, известного представителя и лидера Движения.

К концу 1990-х данная образовательная система достигла почти каждого уголка земного шара. Согласно данным, сообщество открыло 251 совместных лицеев и 5 университетов в 52 странах мира. В частности, в Узбекистане насчитывалось 17 совместных лицеев, первый из которых был закрыт в 1999 году.

Отмечается, что Гюлен на протяжении многих лет руководил системой образовательным вектором в определенных целях.

«В прошлом эти задачи выполняли медресе и мечети», – говорил Гюлен. Они были закрыты различными силами государства. Сегодняшние "дома света" подпольны, а не открыты. Эти дома неизвестны никому. Потому что их преследуют». Эти «недоступные» дома были выявлены и в Узбекистане, они были вовремя разоблачены.

Данные проблемы не проистекают из природы турецкого политического, а являются следствием расположения страны в очень сложном и нестабильном регионе. С одной стороны – Европа, которой страна интересна как область влияния, с другой – «проблемные» арабские государства. Государство находящееся над «мостом», который хочет пересечь каждый.

Проявление этого контекста можно заметить и в отношениях Турции с США, Европой, Россией и другими крупными странами. У Турции сегодня нет стопроцентных партнеров. Годы усилий по вступлению в Европейский Союз подошли к концу. Внутренние беспорядки обострились и даже привели к попытке государственного переворота в июле 2016 года группой ополченцев, принадлежащих к «нурсистам».

Время доказало, что опасения руководства Узбекистана двадцатилетней давности были полностью оправданы. Межгосударственные отношения, экономические, торговые и культурные связи важны для наших стран, но, поскольку мы доверяем нашу перспективу молодому поколению, то обязаны сделать область образования независимой от влияния каких-либо факторов.

С тех пор произошло обновление во внутренней и внешней жизни обеих стран, и в наших отношениях замечается потепление.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил государственный визит в Турцию в октябре 2017 года. Этот визит ознаменовал начало новой эры в двусторонней дружбе. В ходе визита главы стран подробно обсудили текущее состояние и перспективы узбекско-турецкого сотрудничества. Подписанное Совместное заявление стало важнейшим документом по выводу сотрудничества на уровень стратегического партнерства.

По приглашению Президента Шавката Мирзиёева 29 апреля 2018 года Президент Турции Эрдоган посетил РУз с государственным визитом. Мы уверены, что усилия глав государств дадут положительные результаты. Сотрудничество в сфере образования открывает новые страницы. 

Автор: 

Мирзаев Муродулла – 

кандидат исторических наук, 

доцент Ташкентского государственного

педагогического университета им. Низами.


   

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   

Поделиться: