Надпарламентские органы власти: новый парламентаризм или новый облик старых институтов?
Автор: Ia-centr.ru
Новый старый Халк Маслахаты в Туркменистане
Образованный в 1992 году Халк Маслахаты состоял из президента, депутатов Меджлиса, народных представителей, председателей высших судов, членов кабмина, генпрокурора, глав администраций областей и районных центров. Орган мог принимать решения по внесению изменений в Конституцию, проведению референдума, ратификации договоров.
В 2003 году полномочия Халк Маслахаты были расширены. Расширился и состав за счет включения членов некоторых общественных организаций. Орган получил право роспуска Меджлиса. Лишь в 2008 году при новом президенте республики Халк Маслахаты был упразднен.
В 2017 году Халк Маслахаты был восстановлен и получил практически те же полномочия, которыми он обладал раньше. Однако был снова упразднен уже в 2021 году. Название Халк Маслахаты получила одна из палат парламента республики.
Очередное изменение произошло в 2023 году. Халк Маслахаты был вновь учрежден как высший орган власти. Новый Халк Маслахаты может вносить изменения в Конституцию, рассматривать и принимать решения по вопросам внутренней и внешней политики, а также имеет законодательные функции.
При этом расширенными полномочиями обладает председатель Халк Маслахаты, сейчас данный пост занимает Гурбангулы Бердымухамедов — бывший президент страны и отец нынешнего президента Сердара Бердымухамедова.
Причем председатель по поручению президента может осуществлять некоторые полномочия главы государства: руководить осуществлением внешней политики, вести переговоры и подписывать международные договоры, назначать и отзывать послов и других дипломатических представителей, принимать верительные и отзывные грамоты, награждать государственными наградами, присваивать воинские и иные звания, осуществлять помилование и амнистию, а также издавать по этим вопросам нормативные правовые акты.
Новый Халк Маслахаты в политическом процессе играет символическую роль. Однако значительными полномочиями наделен его председатель. Таким образом, следует разделять полномочия Халк Маслахаты как органа и статус и полномочия его председателя.
Читайте также: Эволюция парламентаризма в Казахстане
Народный курултай в Киргизии
Практика проведения народных курултаев берет начало в 1994 году. До 2011 года было проведено семь курултаев с участием делегатов от регионов, общественных объединений, национально-культурных центров. Впервые статус курултая был определен в Конституции лишь в 2006 году. Решения курултая имели лишь рекомендательный характер.
Курултай созывался либо в преддверии президентских выборов (1994, 2000, 2004, 2010 гг.), либо сразу после переворотов (2006, 2011 гг.), что подчеркивает его роль «соборного» органа как института легитимации президентской власти.
После очередного переворота новый президент С. Жапаров активно выступал за то, чтобы курултай стал конституционным органом с определенным правовым статусом. В новой редакции Конституции 2021 года Народный курултай сохранил рекомендательную функцию, при этом его дальнейший статус, согласно Конституции, определялся конституционным законом.
Конституционный закон «О Народном курултае» был принят только в 2023 году. Согласно ему, курултай приобретает ряд полномочий парламента: получает право законодательной инициативы, заслушивает послания президента, вносит предложения президенту об освобождении от должности членов правительства и руководителей иных органов исполнительной власти.
Пока сложно делать выводы о реальной роли Народного курултая в политической системе. После принятия конституционного закона делегаты курултая ограничивались заслушиванием выступлений президента и руководителей органов власти, а также выдвижением предложений в разных сферах социально-экономического развития. При этом полученные полномочия позволяют предположить, что в дальнейшем Народный курултай может сыграть более значимую и активную роль в политической жизни страны.
Нынешние надпарламентские представительные органы власти в ЦА прошли долгий путь от неформальных институтов до полноценных государственных институтов. Ранее они созывались после значимых политических изменений. Постепенно приобретая статус, они начинают функционировать на регулярной основе. При этом пример Туркменистана и Киргизии демонстрирует, что укрепление надпарламентских органов использовалось в качестве легитимации власти. В Туркменистане создание Халк Маслахаты не укрепило позицию представительных органов власти. В отличие от его председателя сам орган и его представители не оказывают значимого влияния на политический процесс. При этом Народный курултай Киргизии обладает необходимыми возможностями и полномочиями для оказания большего влияния на работу других институтов. Впрочем, его потенциал пока не реализован.
Полную версию статьи «Надпарламентские представительные органы власти в постсоветской Евразии: новые полномочия «старых» институтов» читайте в журнале «Политическая наука».
Поделиться: