Меняющийся Казахстан в меняющихся условиях

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Январские беспорядки в 2022 году запустили масштабные внутриполитические процессы. В первую очередь они были связаны с устранением двоевластия, сложившегося после отставки Н. Назарбаева. О внутренней и внешней политике Казахстана после январских событий читайте в работе Елены Ионовой. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Меняющийся Казахстан в меняющихся условиях

Внутриполитические процессы после январских событий

После того как К. Токаев стал президентом в 2019 году, Н. Назарбаев и его окружение сохраняли огромное влияние на экономику и политическую систему Казахстана. Это создало ситуацию двоевластия.

Январские события и их последствия резко поменяли положение. Уже в ходе кризиса К. Токаев заменил Н. Назарбаева на посту председателя Совета безопасности. В конце января президент сменил Н. Назарбаева на посту председателя партии «Нур Отан» (позже будет переименована в «Аманат»). От власти были устранены многие приближенные и родственники Н. Назарбаева.

В своих посланиях в 2022 году К. Токаев анонсировал широкомасштабные реформы, особенно делая акцент на демократизации политических процессов. В частности, реформы были направлены на усиление институтов. Например, расширение полномочий парламента и уменьшение полномочий президента.

Референдум по внесению поправок в Конституцию в рамках реформ был своеобразной проверкой на легитимность власти К. Токаева. Инициативы президента были поддержаны 77,2 % голосов.

В сентябре президент объявил о проведении досрочных президентских выборов. При этом он предложил продлить президентский срок до семи лет, ограничив пребывание у власти одним сроком. Эти изменения также были внесены в Конституцию.

В рамках преобразования политической системы были также проведены досрочные парламентские выборы. В результате партии «Ауыл» и Respublica впервые вошли в состав парламента и стали второй и третьей политическими силами соответственно.

В экономике страна взяла курс на уменьшение роли государства, то есть либерализацию. Предполагалось, что доля государства в экономике снизится до 15 %. Например, в рамках демонополизации были ограничены полномочия фонда «Самрук- Қазына», ряд активов которого планировалось приватизировать.

Еще одним приоритетом признавалось увеличение роли обрабатывающей промышленности в рамках индустриализации и снижение доли добывающей промышленности (добыча сырья) в экономике. Но при этом добывающая промышленность сохраняет ключевую роль, и ее продолжат развивать. В частности, всё большее внимание уделяется добыче редкоземельных металлов.

Необходимо также отметить, что реформы сопровождались и популистскими лозунгами, например, превознесение реформ как конца эпохи олигархического капитализма. Среди других особенностей также выделяется усиление мононациональности парламента. Из 435 участвовавших кандидатов 93 % составляли казахи, хотя русские составляют 18,5 % населения республики.


Читайте также: «Январский кризис» в Казахстане в 2022 г.: пекинские флешбэки Токаева?

Внешняя политика

Казахстан ведет довольно активную внешнюю политику, в том числе в составе международных организаций. В 2022–2024 гг. Казахстан является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. В 2024 году Казахстан становится председателем ШОС и ОДКБ. Также Казахстан активен в составе Организации тюркских государств. В частности, Астана была названа финансовой столицей объединения. Также Казахстан активно продвигает на площадках ОТГ Транскаспийский коридор.

Казахстан продолжает ведение декларированной многовекторной политики, но при этом Россия остается основным партнером республики. Причем одним из трендов двухсторонних отношений является развитие межрегионального сотрудничества. Страны остаются ключевыми партнерами друг для друга в рамках обеспечения региональной безопасности, в том числе через участие в ОДКБ. Также растет торговля между странами. Однако угроза вторичных санкций со стороны западных стран ограничивает темпы роста экономического взаимодействия.

В казахстанско-китайских отношениях приоритетными направлениями остаются транспортно-логистическая и энергетическая сферы. У Казахстана ключевая роль в сухопутной части проекта «Пояс и путь». В то же время Китай помогает Казахстану получать доступ к рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С Турцией Казахстан продолжает развивать экономическое, военно-техническое и культурно-гуманитарное сотрудничество как на двухсторонней основе, так и в рамках ОТГ. Казахстан охотно вовлекается в проект тюркской интеграции и воспринимает ее как важную часть в формировании национальной идентичности.

Благодаря геополитическому расположению (соседство с Россией и Китаем) и огромным запасам энергоресурсов привлекательность Казахстана для США и ЕС растет в последние годы. ЕС традиционно интересуется энергетическим и транспортно-логистическим потенциалом Казахстана. В частности, Германия выражала заинтересованность в развитии совместных транспортных инфраструктурных проектов.

Внутриполитическая система Казахстана в целом стабилизировалась после тяжелого кризиса в самом начале 2022 года. Ситуация двоевластия практически преодолена. К. Токаеву удалось укрепить свою власть и подтвердить легитимность своего правления в ходе референдума по поправкам к Конституции, президентских и парламентских выборов. Во внешней политике Казахстан продолжает активно пользоваться выгодными географическими данными (расположение и ресурсы). В меняющихся условиях Казахстан активнее прибегает к балансированию во внешней политике.


Полную версию главы «Внутриполитические реформы и внешнеполитическая многовекторность Казахстана постназарбаевского периода» читайте в монографии коллектива авторов ИМЭМО РАН «Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития».
Теги: Казахстан

Поделиться: