Куда движется Узбекистан?
Автор: Ia-centr.ru
Реформы Мирзиёева
В 2017 году начался первый этап широкомасштабных реформ в Узбекистане в рамках «Стратегии действий по пяти направлениям дальнейшего развития Узбекистана на 2017–2023 гг.». Эти направления включали в себя:
- государственное и общественное управление;
- правовую систему;
- либерализацию экономики;
- социальную сферу;
- внешнюю политику.
В первую очередь сильные изменения произошли в отношениях государства с обществом. Служба национальной безопасности ослабила контроль над всеми сферами общественной жизни. О проблемах уже можно было заявить более открыто.
За короткий период образовалась тенденция, когда новые лидеры мнений в медиасфере влияли на повестку и уже государственные деятели реагировали на это, включившись в общественные дискуссии.
Анонсированное в рамках конституционных реформ в 2023 году увеличение полномочий парламента оказалось незначительным. Также состав верхней палаты парламента стал меньше, сократившись со 100 мест до 65.
При этом полномочия президента были увеличены. После конституционной реформы президент может назначать глав регионов без согласования с премьер-министром, вопросы управления и реформирования Совета безопасности также становятся прерогативой президента.
В то же время поправки к Конституции стали основанием для «обнуления» президентских сроков Мирзиеёва. Сразу после реформы прошли досрочные президентские выборы, и теперь Ш. Мирзиёев может формально находиться у власти до 2037 года. Предполагается, что ему самому необходимо будет завершить реформы, начатые при нём же.
Наиболее напряженным событием в период президентства Ш. Мирзиёева оказались массовые беспорядки в Каракалпакстане, которые были вызваны попыткой пересмотреть статус и права автономии в рамках реформы Конституции. Властям пришлось отреагировать, и от пересмотра статуса региона в итоге отказались. Это был тревожный звонок о том, что у Ташкента могут быть проблемы с оценкой реальной ситуации в регионах.
Энергетическая сфера в Узбекистане остается одним из главных сдерживающих факторов роста экономики. Согласно прогнозам, к 2030 году потребление электроэнергии в республике вырастет до 118 млрд кВт•ч в год.
В Стратегии-2030 объявлено о планах наращивать производство электроэнергии за счет зеленой энергетики. Однако в документе нет важнейших деталей о предполагаемых источниках инвестиций и вариантах решения проблемы низкой эффективности возобновляемых источников энергии зимой. При этом также нет упоминаний о строительстве АЭС, которая могла бы существенно помочь исправить ситуацию.
Читайте также: Замена ГЭС на АЭС: мирный атом для Центральной Азии
Внешняя политика
Внешняя политика Узбекистана также претерпела значительные изменения. Республика отошла от временами конфронтационной модели отношений с соседями по региону. Отношения с соседями были быстро восстановлены. К тому же с Киргизией и Казахстаном практически урегулированы вопросы демаркации границ.
В условиях углубления конфронтации России и Китая с Западом Узбекистан продолжает вести многовекторную внешнюю политику, стремясь обеспечить стабильный приток внешних инвестиций и технологий со всех сторон. Предполагается, что такой подход должен помочь экспортно ориентированной узбекской экономике обеспечивать доступ к внешним рынкам сбыта.
Для повышения качества внешнеэкономических связей Узбекистан стремится вступить во Всемирную торговую организацию. Однако прогресса в этом направлении пока не наблюдается. Одновременно с этим Узбекистан в 2021 году получил статус наблюдателя в ЕАЭС. Но и здесь, несмотря на растущую торговлю с членами ЕАЭС, включая Россию, продвижения в сторону полноформатного членства больше не было.
Несмотря на смену обстановки в Афганистане, Узбекистан сохранил связи с этой страной. Однако теперь реализация крупного транспортно-логистического проекта, который должен был связать Центральную и Южную Азию, остается под большим вопросом. Реализация другого инфраструктурного проекта, железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан, также остается под вопросом. Пока неясно, на какие средства будет реализована часть железной дороги, проходящая через Киргизию.
Узбекистан вступает в решающий этап своего развития в рамках продолжающихся внутренних и внешних преобразований. С начала реформ существенно изменились социально-политическая и социально-экономическая картины страны, в основном в положительную сторону. При этом удалось обеспечить относительную устойчивость политической системы в этот период. Дальнейшая судьба реформ во многом будет зависеть от того, как Узбекистан преодолеет уже существующие ограничители, например, в сфере энергетики.
Полную версию главы «Поиск Узбекистаном места в системе международных отношений на фоне внутренней трансформации» читайте в монографии коллектива авторов ИМЭМО РАН «Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития».
Поделиться: