Каковы перспективы сотрудничества в образовательной сфере в ЕАЭС?
Автор: Ia-centr.ru
Текущее состояние
Динамика академической мобильности внутри ЕАЭС в последние годы является отрицательной. Количество обучающихся из стран ЕАЭС в других странах Союза сократилось с 96,9 тыс. в 2017–2018 учебном году до 91,1 тыс. в 2021–2022 учебном году.
Также социологи отмечали понижение интереса среди жителей Армении, Беларуси и России на получение образования в странах ЕАЭС в 2012–2017 гг. Предпочтительнее для них становилось обучение в странах дальнего зарубежья. Кроме того, в Казахстане наблюдалось понижение интереса к российскому образованию.
При этом положительная динамика академической мобильности наблюдается на пространстве СНГ в целом. Особенно росло число обучающихся из стран СНГ (помимо ЕАЭС) в вузах стран ЕАЭС. Количество таких обучающихся выросло со 119,4 тыс. в 2017–2018 учебном году до 202,4 тыс. в 2021–2022 учебном году, то есть почти в два раза.
Источник: Доклад ЕАБР.
Читайте также: Что ждет экономики стран — участниц ЕАБР в ближайшем будущем?
Перспективы повышения академической мобильности
Страны ЕАЭС, очевидно, заинтересованы в повышении академической мобильности среди стран-участниц. В частности, об этом неоднократно заявляли главы России и Казахстана.
Также на евразийском пространстве уже функционируют несколько сетевых университетов: Сетевой университет СНГ, Университет ШОС и Евразийский сетевой университет. Практика сетевых университетов является перспективной, но на повышение академической мобильности пока она не особо влияет.
По мнению аналитиков ЕАБР, повысить академическую мобильность в регионе могла бы Евразийская межгосударственная программа академической мобильности. Программа должна быть нацелена не только на аудиторию стран ЕАЭС, но и на другие страны СНГ, учитывая их интегрированность в академическое пространство ЕАЭС.
В программу, согласно докладу, необходимо вовлечь ведущие вузы стран-участниц, а также государственный и частный сектора экономики. Госсектор и бизнес, таким образом, могли бы инвестировать в рост будущих сотрудников с необходимыми для них профессиональными навыками. К тому же это поможет облегчить процесс прохождения практики.
Финансирование программы, по мнению авторов, должно быть распределено между государством, вузом, бизнесом и непосредственно семьей (транспортные расходы). Также правовое регулирование подобного проекта лучше вести вне рамок ЕАЭС.
Нынешние неплохие показатели академической мобильности — это скорее результат многолетней работы самих стран в отдельности, в первую очередь принимающих на обучение. Совместная работа в этом направлении может серьезно улучшить результаты, одновременно делая евразийскую интеграцию качественнее и обеспечивая страны-участницы высококвалифицированными кадрами. Как и для многих других крупных межгосударственных проектов, главными препятствиями на пути к реализации такого партнерства могут стать вопросы финансирования и регулирования, что в данном случае преодолеть вполне возможно.
Полную версию доклада «Программа развития академической мобильности» читайте на сайте Евразийского банка развития.
Поделиться: