Как эвакуированные в Андижан заводы ковали общую Победу
Автор: Ia-centr.ru
Представляем вниманию читателей серию работ из Сборника материалов международной научной конференции, посвящённой 75-летию Великой Победы «Эшелоны идут на Восток. Эвакуация в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».
Доктор исторических наук,
проректор Андижанского государственного университета
(г. Андижан, Республика Узбекистан)
Расулов Б. М.
Доклад: Андижан: эвакуированные предприятия и их роль в обеспечении фронта необходимой продукцией
Согласно директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, экономика Советского Союза была переведена на военные рельсы. Для руководства размещением, монтажом и сдачи в эксплуатацию эвакуированных промышленных предприятий в Узбекистане была создана Госэкономкомиссия. В Андижане, как и во всем Узбекистане, перестройка промышленности проводилась под руководством комиссии.
Вся промышленность Андижана переключилась на производство оборонной продукции. Был проведен строгий учет оборудования, организовано экономное расходование ресурсов и материалов, изменена номенклатура производившейся продукции. Так, швейная промышленность города, в частности горпромкомбинат, артели «Большевик», «Тикувчи» и «Иншвейтруд» перешли на изготовление теплой одежды и белья для фронта. Заводы «Коммунар», «Автотрактородеталь» наладили производство военной продукции [1].
Особое внимание андижанцы уделяли размещению и быстрейшему вводу в действие эвакуированных из западной части страны предприятий. Это было связано с большими трудностями, так как не хватало подходящих помещений и квалифицированных специалистов. К тому же отправленные эшелоны приходили на конечный пункт в Андижане в разукомплектованном виде. В тяжелых условиях шел монтаж эвакуированного оборудования. Одновременно с разгрузкой и доставкой, приходилось решать вопросы дооснащения выделенных помещений до норм, пригодных для выпуска продукции.
Благодаря самоотверженному труду рабочих, инженеров и техников в короткий срок были введены в строй такие предприятия, как Воронежский механический завод им. К. Е. Ворошилова, Симферопольский консервный завод, Днепропетровская фабрика им. Володарского и целый ряд предприятий Народного комиссариата путей сообщения [2].
Увеличение числа промышленных предприятий требовало усиления энергетической базы. Была пущена в ход электростанция на территории завода им. Сталина, которая обеспечивала электричеством близлежащие предприятия, увеличена мощность существующих электростанций. Такие предприятия, как хлопкозавод № 1, маслобойный завод, пивоваренный завод, госмельница, завод «Коммунар» и ряд других были полностью электрифицированы. После строительства в Андижане, по решению Государственного Комитета Обороны, первого в Средней Азии газопровода семь промышленных предприятий были газифицированы. В результате, промышленный потенциал Андижана в годы войны, увеличился не только за счет эвакуированных промышленных предприятий, но и сточного строительства новых [3].
В результате пополнения промышленности города эвакуированными предприятиями, а также создания в нем новых предприятий местной промышленности, Андижан превратился в один из крупных промышленных городов Узбекистана. Значительная часть его промышленной продукции шла на фронт.
Перестройка промышленности на военный лад, мобилизации в ряды Красной Армии тысяч квалифицированных рабочих, требовали решения проблемы кадров, умелого использования людских резервов. Так, на заводе им. Сталина в течение 1942 г. и первого полугодия 1943 г. массовым профессиям было обучено 1958 человек, из них 765 женщин; на консервном заводе – 300 чел., в том числе 241 женщина [4].
Важнейшим источником подготовки квалифицированных кадров для промышленных предприятий явились школы фабрично- заводского обучения и ремесленные училища. В 1942 г. школа ФЗО № 1 и ремесленное училище № 10 г. Андижана выпустили 1100 квалифицированных рабочих по специальностям токарей, слесарей и фрезеровщиков, из них 200 человек были направлены для работы на крупных промышленных предприятиях Андижана, остальные в другие города республики. Многие рабочие пополнили ряды передовиков производства и стали выполнять и перевыполнять производственные задания. К концу 1941 г. на городских предприятиях было 607 стахановцев и 322 ударника. Всего за четыре месяца 1942 г. число стахановцев-многостаночников в промышленности города увеличилось на 12,9% и достигло 2780 человек.[5]
Образцы стахановского труда показывали, например, заменившая своего мужа работница завода им. Сталина Вильдянова, которая на протяжении двух с половиной лет работы постоянно выполняла месячное задание на 300%, и мастерица артели «Тикувчи» X. Касымова, выполнявшая норму на 405%. Таких стахановок на предприятиях Андижана было много. Своим самоотверженным трудом они помогали советским воинам ковать победу над врагом.
В условиях войны приобрели исключительно важное значение для улучшения и ускорения темпов производства, рационализаторство и изобретательство, как эффективные формы творческой активности рабочих и служащих. Например, мастер цеха Андижанского депо коммунист А. Филатов изобрел прибор для двойной обточки золотниковых колец, а инструктор паровозного депо Н. Куфлин предложил прибор для отбивки сетки конусов. Оба этих изобретения, давшие каждое по тысяче рублей годовой экономии, широко внедрялись на всей Среднеазиатской железной дороге. [6]
Быстрыми темпами росла и валовая продукция городской промысловой кооперации предприятий местной промышленности. Расширялся ассортимент продукции, изготовляемой городскими артелями, в первую очередь за счет товаров широкого потребления. Были освоены такие изделия, как специальная обувь, суррогатные кофе и чай, жестяные и трикотажные изделия и т. д. В 1942 г. артели выпускали продукцию 45 наименований. В 1945г. артель «Тикувчи» выпустила продукции на 6397 тыс. руб., «Узбекистан» – 1806 тыс. руб., «Пиллакаш» – 1408 тыс. руб. В 1944 г. рабочими города было изготовлено для МТС свыше 18 тыс. шт. запчастей к тракторам и 825 культиваторов, а в первое полугодие 1945 г. – уже 59 055 шт. запчастей к тракторам и сельхозмашинам.
За военный период эвакуированный в Андижан Воронежский механический завод изготовил более 30 тысяч авиационных моторов для легкой авиации, [7] швейная фабрика им. Володарского из Днепропетровска каждый три месяца на фронт отправляла 240 тысяч военного обмундирования и белья для нужд фронта.[8]
Эвакуированные промышленные предприятия за короткое время начинали работать на полную мощность, выпуская военную продукцию. Трудящиеся Андижана, вместе с эвакуированными рабочими и специалистами из России, Украины, Беларуссии, с честью выполнили свой долг перед Родиной по перестройке промышленности на военный лад, обеспечению фронта и тыла всем необходимым и внесли достойный вклад в разгром врага.
Примечания:- История Андижана. – Ташкент: «Фан», 1980. – С.136.
- Андижанский филиал Архива Администрации Президента РУз (далее АФ ААП РУз). Ф.1. Оп.1. Д. 240. Л. 1.
- АФ ААП РУз. Ф.526. Оп.1. Д. 24. Л. 33.
- АФ ААП РУз. Ф.1. Оп.1. Д. 658. Л. 38.
- АФ ААП РУз. Ф.1. Оп.1. Д. 621. Л. 92.
- История Андижана. – Ташкент: «Фан», 1980. – С.140.
- Воронежский механический завод. История. Эл.адрес: www.vmzvrn.ru/o-predpriyatii/istoriya
- Пўлатов И. Буюк ғалабада Ўзбекистон ҳиссаси. – Т.: Ўзбекистон, 1974. 74-б.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Поделиться: