Интернационализация образования в Казахстане
Автор: Ia-centr.ru
Деятельность филиалов иностранных вузов в Казахстане
Одним из главных направлений процесса интернационализации образования в республике является практика открытия филиалов иностранных вузов. В 2021–2023 гг. в Казахстане было открыто 12 филиалов иностранных вузов из России, Великобритании, Китая, США, Республики Кореи и т. д.
Основные задачи создания филиалов иностранных вузов в Казахстане вписаны в Концепцию развития высшего образования и науки на 2023–2029 гг. Среди них:
— развитие Центрально-Азиатского пространства высшего образования;
— создание Сетевого университета Совета тюркских государств;
— привлечение в Казахстан зарубежных преподавателей и иностранных студентов;
— развитие совместных образовательных программ;
— создание условий для академической мобильности и полиязычного обучения.
Помимо этого, новая образовательная стратегия должна способствовать адаптации системы подготовки под нужды рынка труда, а также цифровизации образовательного процесса. В связи с этим республика стремится выбирать партнеров на основе их позиции в мировых рейтингах. Кроме того, предпочтение всё больше отдается вузам, готовящим специалистов по техническим специальностям.
Читайте также: Какие перспективы у Центрально-Азиатского пространства высшего образования?
Пример интернационализации в ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва
Кроме открытия филиалов и иностранных вузов, признаком интернационализации высшего образования является активизация международного межвузовского сотрудничества. Евразийский национальный университет в Астане представляет собой один из наиболее ярких примеров интернационализации высшего образования на уровне конкретного вуза. Образовательный процесс в ЕНУ идет на трех языках (русском, казахском, английском). Кроме того, вуз активно сотрудничает с иностранными партнерами и имеет 62 образовательные программы с двойным дипломом.
Первые шаги в данном направлении ЕНУ делал в Европе. С 2015 года вуз участвует в программе Erasmus+. Кроме того, единственное представительство ЕНУ за рубежом расположено в Брюсселе на базе Института современного образования и науки (Modern Education & Research Institute, MERI).
При этом вуз имеет ряд недостатков. Например, практически полное отсутствие онлайн-обучения, что ограничивает возможность привлечения иностранных студентов. Есть сложности и с обучением на английском, так как не весь профессорско-преподавательский состав владеет данным языком на необходимом уровне.
Читайте также: Нормативно-правовая база российско-казахстанского культурно-гуманитарного сотрудничества
Фактор российского образования
Несмотря на активизацию сотрудничества со странами дальнего зарубежья, Россия сохраняет позицию главного партнера Казахстана в образовательной сфере. С российскими вузами заключено больше всех межвузовских соглашений — 1710.
При этом в 2021–2023 гг. наблюдались некоторые негативные тенденции.
Число филиалов российских вузов выросло меньше, чем ожидалось: в феврале 2022 года было объявлено о планах по созданию в Казахстане филиалов девяти российских вузов, но к середине 2024 года открылись только три – филиалы МИФИ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина и РХТУ им. Д. И. Менделеева в Таразе. Кроме того, в 2021–2023 гг. контингент казахстанских студентов в российских вузах сократился на 11,6 % — с 61 тыс. до 53,9 тыс. человек.
Казахстанские студенты в России преимущественно обучаются гуманитарным специальностям (40 %), инженерно-техническим (35 %) и естественно-научным (25 %). Среди студентов из Казахстана также растет популярность таких направлений, как ИТ-сфера, биотехнологии и робототехника.
На фоне активизации образовательного сотрудничества со странами дальнего зарубежья интернационализация высшего образования в Казахстане скорее выглядит как попытка частично заменить взаимодействие с Россией. Согласно планам руководства, данный процесс также должен способствовать повышению конкурентоспособности казахстанских вузов. При это пока лишь единичные вузы страны способны бороться за лучших абитуриентов со всего мира, в то время как многие другие продолжают полагаться на поддержку госбюджета. Тем временем российским вузам в условиях усиливающейся конкуренции на казахстанском рынке образовательных услуг необходимо приложить усилия в таких направлениях, как расширение практики открытия филиалов, улучшение инфраструктуры (в том числе жилищной), маркетинг, и сконцентрироваться на развитии подготовки технических специальностей.
Полную версию материала «Текущий этап интернационализации в Казахстане — окно возможностей для российских вузов?» читайте на сайте Центра евразийских исследований Томского государственного университета.
Поделиться: