Идентичности и конфликты в Ферганской долине: отклики прошлого в настоящем

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Идентичности и конфликты в Ферганской долине: отклики прошлого в настоящем
10 декабря 2019г. на базе Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова прошел Узбекско-Российский форум молодых учёных "Конкурентоспособность в современном мире: от личной – к глобальной". Участниками форума стали не только ведущие эксперты в области международных отношений, истории и молодежной политики, но и студенты российских вузов. С докладом на тему исторической идентичности Ферганской долины выступил студент IV курса Исторического факультета МГУ А.Филатов.

Как раздел Ферганской долины в ходе национального размежевания 1924-1925 г. стал одним из ключевых факторов современных конфликтов в регионе

Регион Центральной Азии относится к древнейшим пространствам, где жили и взаимодействовали человеческие общества. География, климат и экономические связи во многом обеспечивали его целостность, даже если этническая и языковая картина значительно менялась. Вплоть до Новейшего времени еще не было уровня такой общественно-политической организации, которая могла бы его принципиально изменить. До XIX-XX вв. регион практически не претерпевал структурных изменений. Стабильными оставались и его субрегионы, в частности – Ферганская долина.

Вхождение Центральной Азии в состав Российской Империи означало начало модернизации и интеграции этого региона в капиталистическую мир-систему. Но даже при ликвидации Кокандского ханства в 1876 г. и создании Ферганской области в составе России Ферганская долина сохранила свою целостность. Сохранялось единство в экономическом и политическом плане, а исламская религия цементировала лингвистически и этнически разнородное общество. Для самого населения Ферганской долины идентичность основывалась на сословных, религиозных, хозяйственно-культурных, географических и родоплеменных параметрах, как и в большинстве не-западных обществ подобного уровня развития [1]. До вхождения в Российскую империю и начала модернизации региона предпосылок для появления новых идентичностей не было, как и для разделения региона по национально-этническому принципу. 

Первый шаг к подобному разделу принес с собой административный аппарат Российской империи. Чиновники стремились свести все разнообразие местной жизни к более простым и понятным для европейцев категориям. Самым простым выходом стал учет населения по этнической принадлежности, чтобы можно было вести его эффективный учет и контроль. Общество Ферганской долины оказалось впервые разделенным сверху на отдельные этнические категории. В рамках эти новых формально оформленных идентичностей теперь вынуждено было жить и взаимодействовать с государством население долины. Таким образом, на рубеже XIX-XX веков появилось первое поколение людей, для которых их этническая принадлежность начала играть важную роль. 

Однако появление этнической идентичности не означает появление национальной идентичности, предполагающей стремление к национальному государству. Более того, все революционное движения, которые возникли в то время российской Центральной Азии, не предполагали создания национальных государств на этнической основе, свойственных Европе. Мы можем говорить о джадидизме, о младобухарцах и младохивинцах. Но они не являлись национальными течениями в полном смысле слова. Младобухарцы и младохивинцы выступали за модернизацию общества в рамках существующих полиэтнических образований, а не за создание отдельных национальных государств. Джадидизм, имевший влияние в том числе в образованных слоях населения Ферганской долины, имел своей целью культурно-религиозную автономию всех мусульманских народов России. В их фокусе была совокупность мусульман Средней Азии, а не этносы или нации. 

Важно отметить, что в ходе модернизации XIX – нач. XX вв. появилась прослойка людей, готовых и способных воспринять национализм. Однако факторы религиозно-культурного единства и отсутствия опыта государственного строительства на основе этнических компонентов не давали предпосылок к его появлению, даже когда при распаде Российской Империи он возобладал на ее окраинах.  

Вторым и уже окончательным шагом по размежеванию единого региона стала политика национального строительства и территориального размежевания большевиков. Большевики рассматривали «право наций на самоопределение» связанным исключительно с территориальной автономией. Другими словами, если мы выделяем этнос (она же – национальность или нация), то ему должна принадлежать определенная территория. И если в Восточной Европе и на Кавказе идентичности на этнической основе можно было сравнительно легко выделить, то в Средней Азии все было с этим сложнее. Во-первых, как уже было сказано выше, религиозно-культурная идентичность была доминирующей. И что не менее важно, во-вторых, в Средней Азии отсутствовали национальные культурно-политические элиты, вокруг которых можно было строить государства.

В результате размежеваний в 1924-1925 гг. на месте Туркестанской АССР, Хорезмской НСР и Бухарской НСР были созданы Узбекская ССР, Таджикская АССР и Кара-Киргизская АОбл. в составе РСФСР[2]. Некогда единая Ферганская долина оказалось разделена между тремя отдельными государствами. Каждое государство, являясь образованием «титульной» нации (что в советском контексте равносильно этносу), стремилось привить своим гражданам национальную идентичность «сверху». Вместо целого комплекса идентичностей на смену пришли три господствующих и обособленных варианта, разделенных государственными границами. 

Создание государств по этноязыковому признаку было новшеством для региона Средней Азии и, в частности, Ферганы. До этого там преобладали государства «донационального» типа. Административное размежевание заложило основу для создания обособленных наций из некогда плотно взаимодействовавших между собой этносов. Создание административных единиц и государств на основе титульных наций открыло возможность мобилизации населения по этническому признаку. Последующая коренизация только углубило и довела процесс создания национальных государств до конца. Этим большевики добились двух целей: подорвали значение религиозной идентичности в пользу национально-светской и создали новые национальные элиты, лояльные центру. Все это заложило основу для создания наций и национальных идентичностей в этом регионе в современном смысле слова.

При наличии общего государства и административно-хозяйственной централизации, обеспечивающих единство и подавление противоречий, региональные конфликты были только потенциальными. Несмотря на формальный раздел Ферганы между тремя независимыми государствами, его части могли между собой взаимодействовать в рамках СССР. Однако когда единое государство распалась, местные противоречия начали воплощаться в рамках, установленных этим размежеванием. Конфликты, имеющие социально-экономические основания, начали восприниматься через национальную призму. Можно привести множество примеров: погромы узбеками турок-месхетинцев в мае-июне 1989 г., погромы в Оше в 1990 г. и 2010 г. 

Проведенные границы оформили конфликт и придали ему институциональную прочность. В отсутствии объединяющего политического или экономического центра раздел Ферганы между тремя государствами и создание в рамках единого региона трех отдельных идентичностей породили множество проблем, мешающих развитию региона. Большое количество границ закрывает Фергану не только от региональной, но и глобальной интеграции.  Так как большинство межэтнических конфликтов имеет экономическую основу, то усиление экономического сотрудничества и рациональное использование ресурсов долины могли бы снизить социальную напряженность, а культурно-разъяснительная работа могла бы способствовать возрождению у жителей долины чувства общности и ответственности за мирное сосуществование в рамках одного региона.  


[1] Абашин С. Н. Население Ферганской долины (К становлению этнографической номенклатуры в конце XIX — начале XX века) // Ферганская долина: Этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М., 2004. С. 39. 

[2] Впоследствии в 1929 г .Таджикистан станет отдельной советской республикой. Кара-Киргизская АО преобразуется в Киргизскую ССР лишь в 1936 г. 


Поделиться: