«Глобальная Британия» возвращается в ЦА?
Автор: Ia-centr.ru
Глобальный контекст
Весь смысл оценки глобального контекста в докладе сводится к одной простой и откровенной мысли.
В условиях обострения глобальной конкуренции великих держав страны ЦА ведут многовекторную политику и усиливают взаимодействие между собой, чтобы быть независимыми от своих «доминирующих соседей». Великобритания, так же как их союзники США и ЕС, различными форматами, в том числе «C5+1», обеспечивает им эту многовекторность и «частично в качестве противовеса китайскому и российскому влиянию» поддерживает регионализацию.
В целом основной проблемой западных стран, включая саму Великобританию, признается «непостоянность» их политики в регионе. Особенно наглядным в этом плане стал вывод войск из Афганистана. Анонсировано начало встреч в формате «C5+1» с Великобританией в 2024 г. Ожидается, что такой формат должен стать началом долгосрочного взаимодействия со странами региона.
Читайте также: Центральная Азия между Россией и «европейским садом» Борреля
Проблема «грязных денег» элит ЦА в Великобритании
Великобритания в ЦА широко известна тем, что она охотно принимает на хранение коррупционные активы местных элит, даже на самом высоком уровне. Этой проблеме посвящен целый раздел доклада. В СМИ широко известен казахстанский кейс, и он также взят в качестве примера в докладе.
В качестве решения проблемы незаконных финансовых потоков предлагается усиление законодательной базы Великобритании и ресурсной базы Агентства по борьбе с преступностью. Кроме того, в качестве отмывания денег элитами используются заморские территории Великобритании в качестве офшоров. Предлагается обеспечить прозрачность финансовых потоков этих территорий.
Однако, признавая «затратность» вышеуказанных мер, авторы не теряют надежду на усиление институтов в ЦА для противодействия коррупции. В частности, Великобритания уже сотрудничает с ведомствами из Узбекистана и Казахстана для борьбы с коррупцией, так как «разрешение этой проблемы отвечает обоюдным интересам».
Незаконными финансами также признаны нарушения режима антироссийских санкций. Корни этой проблемы Великобритания видит в «зависимости» экономики стран региона от России, и в качестве решения предлагается «содействовать снижению зависимости экономик стран ЦА от России в средне- и долгосрочной перспективе».
Новый взгляд на «мягкую силу»
Весьма интересным является оценка культурно-гуманитарных тенденций в ЦА. Например, «среди молодежи 1985 г. р. и младше большая тенденция к изучению английского как второго» языка. Английский в целом признается как главный инструмент «мягкой силы». Предлагается расширить образовательные возможности для молодежи ЦА в Великобритании.
Новым способом влияния воспринимается трудовая миграция в Великобританию. Сейчас Великобритания осуществляет сезонные наборы трудовых мигрантов из ЦА для работы в сельском хозяйстве. В 2023 году ожидается приезд 10 тысяч рабочих из ЦА. Данный подход признан эффективным и выгодным для обеих сторон, в дальнейшем ожидается расширение практики.
Читайте также: Острые зубы «мягкой силы». «США не жалеют денег, чтобы оторвать Центральную Азию от России и Китая»
Взгляд на ситуацию с правами человека, безопасность и экологию
Кроме традиционных осуждающих заявлений об «авторитаризме» режимов в ЦА и нарушениях прав человека, авторы доклада обращают внимание на некоторые конкретные кейсы. В частности, авторы призывают поддержать специального докладчика ООН по делам меньшинств в расследовании ситуации вокруг ГБАО в Таджикистане.
По части безопасности в качестве основных источников угроз традиционно выделены терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков. В качестве новой угрозы названо возвращение людей с боевым опытом из Сирии и с Украины. Примечательно то, что одним из ключевых источников угроз авторы считают нарушения прав человека и впоследствии слабое развитие гражданского общества, что может обострить другие угрозы.
Экологическая повестка тоже постепенно становится важной на фоне кризиса, а проблема нехватки воды становится главной проблемой региона в ближайшие десятилетия. Авторы рекомендуют инвестировать в использование возобновляемых источников энергии и трансграничный проект CASA-1000. Отдельное внимание уделяется обеспокоенности стран региона строительством канала Кош-Тепа. Содействие в нивелировании негативных последствий его строительства ставится в приоритет в сотрудничестве со странами региона.
Рекомендации авторов доклада в целом сводятся к необходимости обеспечить постоянство в политике Великобритании в регионе с учетом новых условий. Причем постоянство должно присутствовать как при взаимодействии непосредственно с правительствами, так и с населением.
Подробную версию доклада «Страны на перепутье: вовлеченность Великобритании в Центральной Азии» читайте на сайте парламента Великобритании.
Поделиться: