Бизнес и ЕАЭС: современные факторы влияния

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Для успешного развития интеграционного объединения необходима не только межправительственная координация, в условиях рыночной экономики важнейшая роль отведена бизнесу. Именно сокращение внешних барьеров для бизнеса — одна из ключевых целей экономической интеграции, что в свою очередь должно помочь странам-участницам обеспечить развитие целых отраслей. О роли бизнеса в развитии ЕАЭС и основных факторах влияния на деловую среду читайте в статье Елены Мартыновой. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Бизнес и ЕАЭС: современные факторы влияния

Институциональный фактор

Деловой совет ЕАЭС был создан в 2015 году. Это постоянно действующий координационно-совещательный орган деловых кругов стран объединения. Совет выполняет следующие функции:

— налаживание прямых связей и диалога между деловыми кругами стран-участниц;

— содействие развитию торгово-экономических отношений, промышленного и финансового сотрудничества;

— повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц;

— выявление барьеров, изъятий и ограничений взаимного доступа на рынки интеграционного объединения.

Нормативно-правовая среда, широкое использование национальных валют, распространенность русского языка и работа по устранению торговых барьеров в целом обеспечивают комфортные условия для ведения бизнеса на пространстве ЕАЭС. Среди сложностей можно обозначить невысокий уровень взаимного инвестирования и протекционистский настрой стран-участниц по некоторым чувствительным направлениям рынка.

Проведенный опрос Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2023 году демонстрирует ожидания бизнеса в отношении перспектив рынка ЕАЭС.

Бизнес ожидает, что в перспективе реализуется идея единой евразийской платежной системы. Кроме того, деловое сообщество поддерживает внедрение системы по использованию навигационных пломб для отслеживания товарных потоков на пространстве ЕАЭС.

Читайте также: Обновленный макроэкономический обзор ЕАБР по итогам первого полугодия

Фактор коридора «Север — Юг»

Изменение внешнеполитических условий в начале 2020-х сильно ударило по международной логистике в западном направлении пространства ЕАЭС. Причем проблемы начались еще до начала СВО. В 2021 году Литва и Латвия перекрыли транзит грузов из Белоруссии. Для Белоруссии возросло значение портов в Ленинградской области России.

Также ситуация с логистикой в западном направлении возвысила значение транспортного коридора «Север — Юг» для ЕАЭС. Всего за пять месяцев 2023 года железнодорожные перевозки по МТК «Север – Юг» выросли более чем на 40 % — до 4 млн т. В 2025 году планируется ввод в эксплуатацию железной дороги на участке Решт — Астара, что снизит время доставки груза и повысит грузооборот.

Эффективное функционирование коридора также зависит от устранения ряда барьеров, гармонизации таможенного оформления, упрощения процедур пересечения границ вдоль маршрута, согласованной тарифной политики. Реализация мер требует конструктивного взаимодействия бизнеса и властей стран — участниц ЕАЭС и транспортного коридора.

Читайте также: Механизмы защиты интеллектуальной собственности на евразийском пространстве

Ждать расширения?

В последние годы всё больше активизируются обсуждения о возможности расширения ЕАЭС. Таджикистан и особенно Узбекистан наиболее близки ко вступлению в ЕАЭС. Руководство обеих республик тщательно взвешивает все преимущества и недостатки вступления в объединение.

Для Таджикистана главным доводом за вступление является доступ к единому рынку труда. Кроме того, адаптация законодательной базы в результате присоединения к ЕАЭС может способствовать улучшению инвестиционного климата в стране. Среди основных рисков значатся вероятность увеличения цен на импортируемые из других стран товары, а также сокращение объема внутренней торговли из-за низкой конкурентоспособности местных производителей.

В отличие от Таджикистана Узбекистан уже обладает статусом наблюдателя в ЕАЭС. Отсутствие статуса полноценного члена объединения не мешает республике принимать активное участие в деятельности ЕАЭС во многих направлениях. Узбекистан и ЕАЭС уже взаимодействуют в вопросе выявления и устранения барьеров в сфере торговли. В частности, в 2023 году Деловой совет ЕАЭС и Торгово-промышленная палата Узбекистана подписали меморандум о сотрудничестве.

Кроме того, наблюдается активизация деловых связей между Россией и Узбекистаном. В Узбекистане функционируют более 2000 компаний с российским участием. В 2023 году в Узбекистане был открыт технопарк для локализации производств российских компаний «Джизак». Также регулярно проводится Форум межрегионального сотрудничества между странами, который выступает в качестве двусторонней площадки для укрепления деловых связей.

Активное вовлечение бизнеса является одним из ключевых условий для реализации масштабных планов в рамках интеграции. Бизнес может сыграть цементирующую роль в дальнейшем развитии евразийской интеграции. Во многом этому может способствовать эффективное взаимодействие между бизнесом и государственными институтами. Изменившаяся политическая конъюнктура не сильно меняет положение дел в этом направлении. Более того, появляются новые возможности в виде быстроразвивающихся торговых маршрутов. Также деловые круги могут способствовать укреплению связей со внешними рынками, что можно наблюдать в развитии тесного сотрудничества между ЕАЭС и Узбекистаном.


Полную версию статьи «Бизнес как драйвер евразийской интеграции и фактор устойчивости ЕАЭС» читайте в журнале «Россия и современный мир» (стр. 107119).

Поделиться: