Лицо внешней политики Казахстана

Дата:
Автор: Газиз Абишев
Лицо внешней политики Казахстана

Президент Казахстана в интервью Deutsche Welle на вопрос о том, почему на встрече в Ташкенте Казахстан представлял Елбасы, объяснил присутствие первого президента его особой ролью в неформальных переговорах глав региона. Существует ли на самом деле распределение между обязанностями президента и первого президента разбирается Газиз АБИШЕВ.

28 ноября действующий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в саммите Организации Договора о коллективной безопасности в Бишкеке. На следующий день, 29 ноября, уже в Ташкенте прошла Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. На ней Казахстан был представлен Нурсултаном Назарбаевым. В информационном пространстве страны вновь поднялись разговоры о двоевластии: мол, кто у нас всё-таки глава государства – Токаев или Назарбаев?

Не вдаваясь с дискуссию о раскладе сил в казахстанском политическом пространстве, отметим: действующие казахстанские законы не исключают возможности участия Нурсултана Назарбаева в переговорах на высшем уровне в качестве представителя Казахстана. Статья 40 Конституции РК действительно утверждает, что «Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях». То есть, именно Токаев определяет внешнюю политику и представляет Казахстан на международной арене.

Однако, во-первых, Статья 1 Конституционного закона РК «О Первом Президенте – Лидере Нации» утверждает, что «Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан». Другими словами, определяемая президентом внешняя политика в основных своих направлениях согласовывается с Нурсултаном Назарбаевым. Более того, во-вторых, Статья 7 Конституционного закона РК «О Президенте Республики Казахстан» отмечает, что президент «выдает полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных договоров Республики». Таким образом, президент Токаев может в любой момент выдать любому лицу с соответствующим статусом полномочия представлять Казахстан на международной арене.

Можно ли представить, что президент Токаев, отработав саммит военного блока ОДКБ с участием Путина, постановил, что возглавлять казахстанскую делегацию на Консультативной встрече в Ташкенте будет председатель Назарбаев, учитывая, что Назарбаева на неё лично пригласил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, а внешнеполитические ведомства заранее согласовали присвоение Назарбаеву статуса Почётного председателя Консультативной встречи? Думается, поверить в это не так уж и сложно. Тем более, что участие сразу двух первых лиц Казахстана в саммите, в самом названии обозначенным качестве «консультативного», было бы до известной степени перегрузом. 

Вообще, для понимания внешнеполитической роли Нурсултана Назарбаева в новой политической архитектуре Казахстана необходимо отметить несколько моментов. Почему Назарбаев вообще ездит на международные мероприятия? Как известно, чем сильнее страна, тем большее ее лидер вовлечен в мировые дела. За время нахождения Назарбаева у власти Казахстан испытал многократный рост экономики и увеличил свое значение в центральноазиатском регионе, и в представлении казахстанского истеблишмента превратился в региональную державу. Первый казахстанский президент всегда испытывал тягу к международной политике и идее продвижения Казахстана на международной арене. В пользу этого говорят его евразийские инициативы и в целом активная роль на постсоветском пространстве, стремление сотрудничать с Западом и Востоком, Саммит ОБСЕ в Астане, Экспо-2017, председательство Казахстана в ООН. 

Потому, после перехода с позиции действующего президента в нынешний сверхполномочный конституционный статус Назарбаев, думается, сохранит заинтересованность в международных делах. Другими словами, Назарбаевым движет желание влиять на только Казахстан, но и на международную повестку настолько широко, насколько возможно. При этом Назарбаева позиционируют не только в привязке к официальным титулам, как председателя СБ РК или главы правящей в Казахстане партии, но и как просто Нурсултана Назарбаева, «аксакала евразийского пространства», «автора нашумевших на всем постсоветском пространстве прогрессивных реформ», «основателя современной казахстанской государственности». Сам Назарбаев усиленно работает на учебник истории и желает запомниться будущим поколениям в качестве мыслителя, дипломата и миротворца. 

В таком случае, можно ли говорить о каком-либо порядке распределения визитов между Токаевым и Назарбаевым? Принцип простой: на все поездки, в рамках которых предполагается подписание обязывающих международных документов, может летать только Токаев как действующий глава казахстанского государства. Назарбаев, с которым, как уже отмечалось, согласовывается государственная стратегия, может выезжать на переговоры с мировыми лидерами, выступать в качестве представителя Казахстана на диалоговых площадках высокого уровня, а также посещать церемониальные события. Другими словами, обдумывая те или иные направления внешней политики, Токаев и Назарбаев могут принимать совместное решение о том, кто из них будет представлять Казахстан в зависимости от содержания визита, интересов и личных связей, а также того, как это будет выглядеть.

Важно заметить, что при всем, при этом, официальные зарубежные визиты Назарбаева не добавляют веса идее двоевластия в Казахстане. В конце концов, все визиты прорабатываются одним и тем же Министерством иностранных дел РК. К примеру, в США экс-президенты с санкции или по просьбе Белого Дома нередко представляют интересы США за рубежом.

 К примеру, в 2010 году Джордж Буш-мл. и Билл Клинтон по просьбе Барака Обамы занимались организацией помощи острову Таити, пострадавшему от землетрясения. Джимми Картер был президентом 4 года и 4 десятилетия в качестве экс-президента ездил по миру с миротворческой, правозащитной и благотворительной повесткой, представляя интересы как себя-политического деятеля, так и американского государства. 

К тому же, в вопросе гипотетического двоевластия более важным являлся бы вопрос о том, кто контролирует ситуацию внутри Казахстане (в первую очередь – силовой блок), нежели чем то, кто чаще летает в зарубежные командировки. 

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   


Теги: Казахстан

Поделиться: