Случайное попадание или информационная война: роль ракет в падении украинского самолета

Дата:
Автор: Фархад Ибрагимов
Случайное попадание или информационная война: роль ракет в падении украинского самолета

Утром 8 января Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины», выполнявший рейс Тегеран-Киев, разбился через две минуты после вылета из аэропорта. Согласно отчету Организации гражданской авиации Ирана, самолет загорелся еще до столкновения с землей. Несмотря на то, что по заявлению того же Пентагона, Иран выпустил ракеты по американской базе в Ираке около 01:30 мск 8 января, падение украинского самолета около 6 утра мск 8 января называют результатом неудачного ракетного попадания.
Заявления западных лидеров о том, что украинский Boeing иранская сторона случайно сбила ракетой «земля-воздух», официальный Тегеран расценивает как объявление информационной войны. 
Что же на самом деле произошло с украинским Boeing над иранским небом?

Через несколько часов после нанесения ударов по американским авиабазам, стало известно о крушении возле международного аэропорта Имама Хомейни, гражданского самолета Международных авиалиний Украины (МАУ), который следовал из Тегерана в Киев. На его борту находились 177 человек, включая 9 членов экипажа, все они погибли. Такое совпадение событий породило несколько версий, касательно темы конфронтации между Ираном и США.

Пользователи соцсетей разделились на две группы: одни считают, что вина лежит на Иране, который запустил ракету и она полетела чуть ли не в назначенную сторону, другие, что это четко спланированная операция противников Исламской республики по дискредитации страны в глазах мирового сообщества.  Теперь же перед Ираном стоит непростая задача. С одной стороны, самолет был выпущен американской компанией Boeing, и концерн уже запросил у иранской стороны необходимые материалы для проведения собственного расследования, на что успел получить от властей отказ. В Тегеране опасаются, что в ходе расследования компания совершит подлог и обвинит именно Иран в крушении самолета. С другой стороны, Тегеран своим отказом дает основания думать американцам, а также канадцам о ведении информационной войны против Исламской республики, заранее обозначив, кто прав, а кто виноват.


Исходя из этой логики, Ирану есть чего опасаться, если он не намерен подключать к расследованию американский концерн.  Говоря же о самолетах МАУ, то его парк действительно желает оставлять лучшего. Пассажиры в соцсетях часто обвиняют компанию в некачественных самолетах, отсутствии комфорта и должного ухода. Представители авиакомпании заявили, что самолету было 3 года, но эксперты утверждают, что при отсутствии необходимого ухода, самолет может потерпеть крушение и через год после выпуска. Согласно рейтингу британской консалтинговой компании Skytrax, Международные авиалинии Украины входят в ТОП-10 худших авиакомпаний мира, наряду с Sudan Airways (Судан), Air Koryo (КНДР), Syrian Air (Сирия) и Turkmenistan Airlines (Туркменистан). Вполне возможно, что техническая неисправность или недосмотр могли стать причиной крушения самолета.

Однако премьер Канады Джастин Трюдо (в крушении погибли 63 граждан этого государства) уже успел обвинить иранскую сторону, заявив, что страна располагает соответствующими данными разведки, и, в частности, скрывает факт того, что именно иранская ракета могла стать причиной крушения. При этом, канадский премьер не представил ни одного доказательства, подтверждающего его слова. До Трюдо похожее заявление сделал и премьер Великобритании Борис Джонсон. Глава Белого дома Дональд Трамп также поставил под сомнение версию о технической неисправности.

Официальный Тегеран успел отреагировать на заявление канадского премьера, попросив его поделиться имеющейся информацией. К тому же, Иран пригласил экспертов из Украины, представителей компании Boeing к участию в расследовании, но с учетом, что проводиться оно будет на месте.  Некоторые иранские политики выступая на местных телеканалах, прямо заявляют о спланированной акции западных спецслужб, которые сумели добиться поставленной цели в ведении информационной войны против Исламской республики, а также подставили Украину, втянув ее во всю эту авантюру. Причем в свою очередь, украинские националисты не отличились сообразительностью, в очередной раз обвинив Россию в событиях, что, впрочем, неудивительно. Складывается впечатление, что с Исламской республикой проводят такой же эксперимент, как и со случаем крушения малазийского Боинга в небе над Донбассом в 2014 году. 

Примечательно, что за день до официального выступления премьера Трюдо с обвинениями в адрес Ирана, британский журналист, основатель известного нам интернет-издания Bellingcat Элиот Хиггинс распространил снимок, сделанный якобы на месте авиакатастрофы. На нем изображен фрагмент ракеты, запущенной, предположительно, из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Тор» (созданный в СССР). В Организации гражданской авиации Ирана категорически отрицают, что украинский самолет был сбит иранской ракетой. Согласно заявлению главы организации Али Абедзаде, «если бы ракета или ракетный снаряд поразили самолет, то он бы свободно падал». В то же время, Пентагон считает, что ракета была выпущена случайно, подразумевая, что иранцы не должны бояться признать свою вину, и за это иранской стороне ничего не будет. В Иране же открыто называют заявление американской и канадской сторон «психологической войной».

Версию о технических неполадках, выдвинутую иранской стороной, поддерживают и специалисты разведки некоторых западных стран. Киев, в свою очередь, ведет собственное расследование, параллельно заявляя, что в числе основных версий крушения – поражение зенитной ракетой, теракт, взрыв двигателя и столкновение с каким-то летающим объектом. Версию о технической неисправности там стараются чуть ли не категорически опровергать, что заставляет иранцев всерьез задуматься о том, не принимала ли Украина участие во всей этой игре. Ясно одно – предстоит долгое разбирательство, чтобы понять истинные причины случившегося. Иран дело спускать на тормоза явно ненамеренно, сегодня именно он заинтересован в прозрачном расследовании, с целью доказать свою непричастность к трагедии с украинским самолетом. Перед Ираном стоят непростые задачи. Ему необходимо выбраться из клубка событий, в который его же и загнали. Как бы то ни было, иранцам не привыкать к сложным ситуациям.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    




Теги: Иран , США

Поделиться: