Зачем Токаев приезжал в Бишкек?

Дата:
Автор: Евгений Погребняк
Зачем Токаев приезжал в Бишкек?

28 октября в столице Кыргызстана прошёл саммит ОДКБ, куда съехались главы стран-участниц союза. За день до этого президент Казахстана совершил официальный визит в Бишкек, что, по мнению экспертов, свидетельствует о желании наладить личные связи и сохранить высокий уровень двусторонних отношений между лидерами стран.

По итогам визита было подписано девять соглашений, а также Высший межгосударственного совета Кыргызстана и Казахстана принял ряд дополнительных решений о пунктах пропуска на границе, взаимодействии в сфере логистики и о культурно-гуманитарном сотрудничестве между двумя странами.

Как отметил Касым-Жомарт Токаев, Казахстан стал третьем торговым партнёром для Бишкека, впереди только Россия и Китай. Президент призвал наращивать этот показатель.

«Наша ближайшая задача — довести товарооборот между Казахстаном и Киргизией до $1 млрд. Мы планируем расширять торговую двустороннюю платформу и искать новые рыночные ниши, немаловажную роль в этом играет создание благоприятных условий для предпринимателей. С этой целью мы договорились о снижении торговых барьеров и решении вопросов для расширения бизнес-коопераций. Сегодня в Казахстане действует свыше 1 100 предприятий с участием киргизского капитала, в Киргизии число компаний с участием казахского капитала достигает 2 тысяч. Радует, что число этих компаний растет», - заявил Токаев. 

Граница и ожидания общественности

По мнению политолога из Кыргызстана Игоря ШЕСТАКОВА, население стран внимательно следит за двусторонними отношениями, и главы государств стараются поддерживать высокий уровень диалога.

- Игорь Альбертович, почему Токаев решил за день до саммита ОДКБ совершить госвизит в Кыргызстан?

- Обычно государственные визиты, часто такое бывает, совмещают с другими мероприятиями. Поэтому здесь не видно ничего необычного, что в накануне саммита ОДКБ и состоялся визит казахстанского лидера. Такая практика широко используется. Что касается ключевых вопросов, то я думаю, что здесь прежде всего следует выделить договорённости, связанные с пунктами пропуска на кыргызско-казахской границе.

Потому что эта тема (проблема пропуска) активно обсуждается в нашем обществе, когда возникают какие-либо заторы при пересечении кыргызстанцами границы Казахстана. Это ключевой аспект в развитии и наращивании торгово-экономического взаимодействия. Для Кыргызстана сообщение со своим соседом является дорожной картой нашей национальной экономики и экспортного потенциала в первую очередь.

Потому что основные кыргызские грузы и, те, которые идут через нас транзитом, как правило проходят через кыргызско-казахскую границу

Здесь стоит обратить внимание, что достигнута договорённость о реконструкции старого моста через границу и строительстве нового. Опять же, эти соглашения касаются транспортных сообщений. 

Понятно, что ожидания общества от выполнения и реализации этих соглашений достаточно высокие, это не чисто официальные переговоры.

- Что из договорённостей на ваш взгляд можно выделить?

- Из важного следует выделить тему взаимодействия соответствующих ведомств о сотрудничестве в борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями, совместный финансовый мониторинг. В Кыргызстане сейчас тема борьбы с контрабандой стало очень популярной, и в этой связи данное соглашение стоит больше рассматривать как решение её высшем государственном уровне. Как мы знаем, у нас уже даже антикоррупционные митинги проходят, где общественность требовала принять меры против коррупционеров в таможенной сфере.

Также стоит обратить внимание на то, что в Казахстане недавно произошёл транзит власти и визит Касым-Жомарта Токаева является подтверждением преемственности внешнеполитического курса Нурсултана Назарбаева, связанного с укреплением сотрудничества в рамках центральноазиатского региона и соседними государствами.

Также стоит отметить, что сам визит и переговоры являются важным посылом для бизнеса двух стран. Прежде всего для бизнеса из Казахстана, где есть крупные предприятия, которые могли бы выступить инвесторами в стратегических проектах: таких как сельское хозяйство, энергетический сектор, горнорудная добыча.

В принципе эксперты отмечают, что есть определённый спад объемов товарооборота в последний год. Заявленный один миллиард долларов, можно сказать, это минимум из того на что способны экономики двух стран, можно торговать на гораздо большую сумму, - резюмирует Шестаков. 

Теория и практика реализации договорённостей

По мнению главы Аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрия ОРЛОВА, ещё не понятно, за счёт чего будут достигнуты подписанные соглашения.

- Такие вещи, как визит президента, как правило обговариваются за несколько месяцев, можно сказать это обычная практика. Либо за день до какого-нибудь саммита, либо после саммита главы государств находят дополнительная время для обсуждения насущных вопросов.

- Президенты заявили, что планируют увеличить товарооборот до $1 млрд, это достижимая цифра на ближайшее время?

- Всё зависит от того, как они собираются увеличить этот товарооборот. Оптимальный вариант состоит в наращивании новых производственных мощностей. Потому что если производство не будет расти, и при этом с кем-то будет наращиваться товарооборот, то тогда с другим объектом торговля наоборот уменьшиться. Весь вопрос именно в этом.

- Казахстан давно говорит о проблеме серого импорта китайских товаров из Кыргызстана, и накануне визита у нас вышло громкое журналистское расследование по этой теме. Это как-то повлияло на повестку визита?

- Возможно, в приватной беседе эта тема могла быть затронута. Тем более что тема контрабанды давно гуляет по площадкам СМИ.

Дело в том, что контрабанда идёт не только из Кыргызстана в Казахстан, но и в обратном направлении тоже. Недавно, например, нашли подпольный нефтепровод которой шёл с территории Казахстана. Это всегда дорога с двусторонним движением, решать надо обе проблемы.

- Можно ли тогда считать сам визит президента РК успешным?

- Успешным или нет, всё зависит от того, какие последствия он принесёт. Потому что декларацию можно принять какую угодно, необходимо применить это на практике. И принять меры для успешной работы этих механизмов в будущем.

Тут надо иметь в виду что у нас так совпало, что отношения между Кыргызстаном и ещё кем-либо работают лучше, если переговоры проводить именно в двустороннем формате.В этом плане, любые двусторонние отношения можно считать более действенными, чем переговоры на площадках объединений, будь то ОДКБ, ЕАЭС и так далее.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Поделиться: