Ташкентский саммит ШОС сблизил ЕАЭС и Китай

Дата:
Автор: Евгений Погребняк
Ташкентский саммит ШОС сблизил ЕАЭС и Китай

1-2 ноября в столице Узбекистана прошло 18-е заседания Совета глав правительств стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. На саммит приехали премьер-министры Узбекистана, Таджикистана, России, Кыргызстана, Казахстана, а также представители от Индии, Пакистана и стран-наблюдателей. Главной темой для обсуждения стали экономические проекты по обустройству транспортной инфраструктуры региона.
Предыдущее заседание ШОС в Кыргызстане проходило на фоне набирающей обороты торговой войны США и Китая и эскалации напряжения вокруг Ирана. Тогда главной темой переговоров было преодоления издержек агрессивной внешней политики США. Теперь же стороны сосредоточились на более конструктивной повестке, главным образом на наращивании экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем.

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, в частности, обратил внимание на комплексные изменения в мировой экономике, рост неопределенности, нестабильности и замедление глобального экономического роста. Призвал страны ШОС укреплять единство и взаимное доверие, сообща реагировать на вызовы, чтобы суметт претворить в жизнь договоренности, достигнутые на прошлом саммите организации в Бишкеке.

Всего по итогам встречи было подписано 15 документов, из следует выделить три пункта:
- Утверждение концепции взаимодействия железнодорожных администраций стран ШОС в сфере железнодорожного транспорта;
- Рамочное соглашение между правительствами стран ШОС о формировании системы интегрированного управления транспортными перевозками;
- Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН.

Идёт процесс налаживания логистической/транспортной связности между странами континента, которые до этого слабо взаимодействовали между собой. Причём входящие в ЕАЭС государства в переговорах выступают единым блоком, это говорит и о признании Китаем цельности этого Союза.

Увеличивается роль в организации Индии и Пакистана, несмотря на критические высказывания некоторых политологов о целесообразности их участия. Как сообщила принимающая сторона саммита в лице премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова, следующий саммит ШОС пройдёт в Нью-Дели. По количеству населения страны ШОС вместе давно превысили половину численности Земли. При этом общий объём ВВП достиг внушительных $18 трлн и продолжает расти.

Особое внимание участники уделили железнодорожным проектам, главным образом в контексте реализации сухопутной части глобального китайского проекта «Один пояс и один путь». Что в следствие разворачивающей морской эскалации вокруг нефтяных танкеров в разных точках мирового океана (не только Персидского залива), приобретает стратегическую значимость.

Как намекнул в своём выступлении генеральный секретарь ШОС Владимир Норов, всё-таки будет реализован давний проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан и далее по направлению к Европе.

«Предлагаем разработать план сотрудничества железнодорожных администраций, нацеленных на создание новых и повышения потенциала действующих железнодорожных магистралей. Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан в перспективе также станет важным звеном транспортной сети в процессе формирования региональных транспортных магистралей», - заявил Норов.
В свою очередь Ли Кэцян, говоря о сотрудничестве в области инфраструктурной взаимосвязанности, призвал ускорить переговоры по политике, правилам и стандартам в этой области, а также содействовать подписанию планов по развитию скоростных автомагистралей и железных дорог. 

Сфера безопасности

Традиционно на заседаниях ШОС повышенное внимание уделяется ситуации в Афганистане. Хоть это и не вошло в итоговое коммюнике, участники не могли обойти стороной сообщение о ликвидации (на этот раз точной) американским спецназом лидера ИГИЛ (*запрещённой в РФ террористической организации) Абу Бакра аль-Багдади.
Тревожным это сообщение выглядит по следующим причинам. Разгром группировки в Сирии и Ираке произошёл в прошлом году, террористы, среди которых значительную часть составляют иностранцы (в частности, тысячи уроженцев Центральной Азии), ушли в подполье.

По пессимистическим прогнозам экспертов в области безопасности, тогда следовало ожидать возрождения ИГИЛ в случае, если государственные структуры Дамаска и Багдада будут показывать свою слабость и неспособность бороться с текущими угрозами. Отдельную опасность представляло возможное столкновение Турции с курдскими отрядами СДС, что могло ослабить контроль над тюрьмами, в которых держат боевиков.

Такие прогнозы, к счастью, не оправдались. Несмотря на все проблемы, правительства Ирака и Сирии худо-бедно контролируют ситуацию в стране. Турция ограничилась проведением локальной спецоперации против курдов на севере Сирии. А ликвидация Аль-Багдади вбила ещё один гвоздь в крышку гроба ИГИЛ.

Так куда теперь ехать джихадистам со всего мира и, в частности, с территории Центральной Азии? Ответ очевиден– по старой дорожке в Афганистан. Где всегда найдутся радикальные группировки, готовые принять новобранцев в свои ряды.

Эта же страна, по оценкам экспертов, является очевидным пунктом сбора, куда могут отправиться остатки разгромленных в Сирии и Ираке банд. В связи с этим, фокус безопасности евразийского континента постепенно возвращается с Ближнего Востока обратно в Афганистан.

Китай, как и страны ОДКБ, заинтересован в купировании этой угрозы и борьбе с экстремизмом в зародыше, пока он не развился в полной мере на его территории. Ташкент как нельзя лучше подошёл в качестве площадки для обсуждения данной проблемы.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.


Поделиться: