Кто зарабатывает политический имидж на гуманитарной помощи?

Дата:
Автор: Евгений Погребняк
Кто зарабатывает политический имидж на гуманитарной помощи?

В 2020 году в Кыргызстане должны были пройти выборы в Парламент и в местные органы власти. Местные выборы уже перенесли, парламентские пока под вопросом. Тем не менее политики, несмотря на карантин, не дают о себе забывать путём раздачи продовольствия и другой помощи. Очевидно, что помогать ­– благое дело, но где грань между помощью и агитацией?

С введением карантинных мер в республике малоимущее население столкнулось с острой нехваткой продуктов питания. Остановилось большинство мелких предприятий, сферы услуг и торговых точек, где работали сотни тысяч человек, не имеющих больших сбережений и иных источников заработка. Первые случаи COVID-19 в Кыргызстане были обнаружены 18 марта, постепенно в большинстве регионов ввели режим Чрезвычайной ситуации, а затем и Чрезвычайного положения. Свою деятельность не прекратили только стратегические предприятия и некоторые госструктуры.

Доходы в бюджет Кыргызстане резко упали, от краха спасают международные кредиты, которые уже исчисляется сотнями миллионов долларов. Поскольку в условия Чрезвычайного положения помогать надо почти всем, то скудных государственных ресурсов просто не хватает.

О выдаче населению денежных средств по примеру развитых стран и речи быть не может (на это элементарно нет денег), так, на первый план вышла адресная раздача гуманитарной помощи. Тут и закрутились скандалы, интриги и расследования, без которых в Кыргызстане не обходится ни одно значимое событие, на котором можно пропиариться.

Первоначально основная нагрузка по оказанию помощи легла на плечи волонтёрских организаций, которые вынуждены были помогать не только малоимущим, но и больницам. Красный Полумесяц и другие благотворительные организации каждый день раздают продукты питания и защитные средства, даже представителям силовых органов выделили средства индивидуальной защиты.

Волонтёры и общественные благотворительные организации уже внесли колоссальный вклад для поддержки населения. Далее, сообразив, что карантин быстро не закончится, раздавать гумпомощь принялись и политики.

Первыми из известных личностей подключились братья Матраимовы. Благотворительный фонд «Исмаила Матраимова» оперативно объявил о передачи в карантинные сельские районы 500 тонн муки, 50 тонн растительного масла, 200 тысяч медицинских масок. Затем подтянулись и остальные, почти все, у кого есть деньги, крупный бизнес, приняли участие в закупке и раздаче гумпомощи, которой потребовалось очень и очень много.

Такое меценатство в период эпидемии и изоляции вызвало в обществе неоднозначную реакцию. С одной стороны, ещё в самом начале карантина люди задавались вопросом – «Где все эти обеспеченные депутаты и другие политики? Когда настали трудные времена, помощи от них не дождёшься!». С другой, когда СМИ стали публиковать информацию о раздаче депутатами помощи, тоже остались недовольны – «Почему они пиарятся во время чумы? Добрые дела нужно делать, не говоря об этом!».

Конечно, вообще не говорить о раздаче помощи политикам было бы не профессионально. Но и громко трезвонить об этом, как минимум, неэтично. Особенно если помощь состоит из нескольких килограмм муки, пачки гречки, сахара, макарон и бутылки масла – стандартный гуманитарный набор, стоимостью меньше десяти долларов.

Биримдик.png

Резонансным получился случай, когда представители новосозданной под выборы партии стали класть в пакеты с продуктовыми наборами агитационные партийные листовки. Такой пиар вызвал только обратный эффект.

Всё для выборов?

Кроме работы на местах, информацию о «благородных» поступках стали широко разносить в социальных сетях, причём с фейковых аккаунтов и с самыми хвалебными комментариями. Подключились и антиботы, критикующие любой шаг конкурентов по политическому цеху. Появились даже расследования, о якобы некачественной гумпомощи. Налицо борьба пиара и антипиара от конкурентов в преддверии важнейших осенних выборов.

Впрочем, для текущего момента, населению такая форма агитации выгодна в практическом смысле. Потому что от государства материальная помощь малоимущим оказывается в недостаточных объёмах. Выделяют по спискам малоимущим, инвалидам и одиноким старикам.

Однако в Кыргызстане есть большая категория людей, которых до карантина нельзя было отнести к социально-уязвимым слоям населения. Такие люди могли официально нигде не работать или числились как самозанятые. Они жили и содержали себя и свои семьи за счёт каждодневных небольших заработков. Такие лица не числились малоимущими, но лишились абсолютно всех заработков и оказались без средств к существованию, а теперь не могут рассчитывать даже на пенсию или пособие.

Этот слой общества, в одночасье превратившегося в беднейший, государственная помощь обходит. А вот партийные агитаторы, не отягощённые официальными инструкциями, ищут таких нуждающихся и помогают. И, такая помощь, оказывается более эффективной и адресной, чем государственная. Конечно, в будущем агитаторы рассчитывают получить голоса избирателей, но это будет потом. 

Раньше некоторая часть общества продавала голоса за твёрдую валюту в день голосования. Купленные избиратели, считая всех политиков одинаковыми, оправдывались, что от них лично и так ничего не зависит. Теперь же, столкнувшись с неэффективным государственным управлением, из-за которого многие потеряли двухмесячный заработок, электорат задумается. Избиратели станут задаваться вопросом, кто из кандидатов сможет более профессионально, порядочно и честно работать в период кризиса?

И, поскольку в массовом сознании честный ­– означает не богатый, то и факт раздачи помощи под партийными брендами будет навевать определённые подозрения о происхождении средств, на которые была закуплена гуманитарная помощь. Конкуренты по политическому цеху не упустят возможность намекнуть на это в самый подходящий момент.

Чтобы избраться депутатом в Кыргызстане кандидат должен быть известным человеком с хорошей репутацией. В итоге, раздача гуманитарной помощи напрямую повлияет на выполнение этого негласного требования и составит определенную характеристику кандидату.

Отметим, что помощь может как повысить известность кандидата, так и вызвать социальное недовольство. Ведь задумки и инструкции руководства, чаще идущие с благими намерениями, не всегда совпадают с тем, как исполнители реализуют все на местах. Кроме того, до выборов ещё много времени, неизвестно: пройдут ли они в этом году (уже есть предложения перенести голосование на 2021 год), поэтому нельзя в полной мере такую помощь рассматривать как исключительно предвыборный ход.


 ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   

Поделиться:

Яндекс.Метрика