Формула Касым-Жомарта Токаева: позитивные изменения ради человека

Дата:
Автор: Ерлан Саиров
Формула Касым-Жомарта Токаева: позитивные изменения ради человека

Ежегодное Послание президента РК народу Казахстана – одно из самых значимых политических событий страны. В сложившихся условиях социальной модернизации и общественной эволюции нынешнее Послание особенно своевременно и актуально.

Надо отметить, что это первое Послание действующего главы государства К.-Ж. Токаева – сам документ можно охарактеризовать как обозначение «новых рубежей» в общественных и социальных процессах страны. 

В Казахстане осень богата знаковыми политическими событиями. Новый тренд задает руководство страны. Мы стали свидетелями Послания президента страны К.-Ж. Токаева народу Казахстана.

К.-Ж. Токаев заявил, что «успешные реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни». «Мы будем сотрудничать и с другими конструктивными политическими партиями и движениями. Основные проблемы, волнующие общество должны решаться не на улицах, а в Парламенте».

Это историческое событие для страны и граждан.

В своём Послании президент акцентирует внимание казахстанцев на том, что Казахстан, как и другие страны мира вступает в эру глубоких и стремительных изменений в экономике и социальной политике. Следует четко рассматривать перспективу отхода от нефтяной зависимости к новому качественному развитию страны, что в потоке глобальных вызовов играет особую роль. Прежде всего, это внедрение современных умных технологий для развития агропромышленного комплекса, в строительстве и коммунальном секторе. 

Большой интерес вызывает обеспечение нового качества человеческого капитала. Глава государства выстраивает целостную политику, направленную на повышение человеческого капитала страны через развитие новых стандартов социального развития.

Но особо следует обратить внимание на инициативу президента по дальнейшей модернизации системы образования. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности человека к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний. Это предполагает абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры.

Вместе с обновлением учебного процесса надо бы подумать о новых подходах по внедрению навыков и компетенции для подрастающего поколения. Ведь мы сами постоянно твердим, что рабочих мест в стране достаточно - не хватает только квалифицированных специалистов. 

Поэтому современный этап развития страны предполагает выдвижение новой казахстанской парадигмы социализации граждан, формирования высокой идентичности личности.

Действующая норма обязательности только среднего образования в принципе уже выполнила свою историческую миссию как политики по борьбе с безграмотностью населения.

В мировой практике переход к норме обязательного профессионального образования является признаком развитости государства. Так, например, США, Япония, Южная Корея и ряд стран Европы уже гарантируют реализацию этой нормы. Наиболее системно этот подход выражен в Финляндии, где сформирована идеальная модель получения не только обязательного, но и бесплатного образования на любом уровне.

В рамках этого предложения возможно решение проблемы полного охвата молодёжи профессиональным образованием: сегодня, по разным оценкам от 15% до 25% молодёжи не получают даже начальных основ профессионального образования.

Через обязательное профессиональное образование решаются вопросы становления системы «образование как социальный лифт» для большинства категорий молодежи. 

Ведь ни для кого не секрет, что главной причиной критического отношения молодежи к проводимой политике государства является неспособность к созданию социальных лифтов для подрастающего поколения. Думается, способность создания подобных лифтов станет «лакмусовой бумажкой», насколько современная молодежь и государство будут находить совместное поле для консенсуса и согласия. 

За годы независимости мы достигли многого, но не все проблемы решены, существуют риски и угрозы социального, духовного и экономического плана. Об этом надо говорить открыто и честно. Мы должны научиться ставить себе неудобные вопросы и искать адекватные ответы.

Новые времена требуют от правительства и власти инноваций, изобретательности и находчивости в решении различных вопросов.

Надо сказать, что время от времени появляется искушение считать, что Правительство страны лучше знает запросы и ожидания граждан, и в большинстве случаев оно пытается навязывать свое субъективное видение обществу. Через подобные этапы проходили многие зарубежные страны.

Настали другие времена. Правительство и граждане должны взять на себя солидарную ответственность за будущее, за принимаемые решения. Пришло время «национальной консолидации», когда во имя созидательного движения вперед и вверх нация должна сплотиться и объединить свою энергию и волю.

Вместе с тем Послание – напоминание о взаимной ответственности государства, общества и каждого гражданина, неприемлемости социального иждивенчества.

Идея социальной справедливости не должна превратиться в социальную несправедливость для работающих.В этом вопросе важным является нахождение разумного баланса между социальной справедливостью и психологией иждевенчества. Мы не должны забывать о том, что главной миссией государства является забота о каждом гражданине, чтобы все материальные и иные блага производимые в стране по возможности распределялись справедливо и равномерно. Тем не менее, в соответствии с  Конституцией  страны  «Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности», в том числе обязанности  часть заботы о детях и родителях лежат на гражданине. Нам следует найти тонкую грань в этом вопросе и следовать ей.

Для решения вопросов равномерного развития социальной сферы, следует пересмотреть региональную политику.

В стране между регионами  существуют крупные диспропорции в социально-экономическом развитии, характерно  анклавное развитие, где Нур-Султан и Алматыпредставляют собой среднеевропейские города, в то время как многие населенные пункты, особенно сельские, остались на уровне развития середины XXвека. Эти анклавы,несомненно, облегчают задачи модернизации, но, вместе с тем, они усиливают социальную несправедливость, делают неустойчивым социальный баланс. 

Такое неравенство производит социальное недовольство и ситуацию неустойчивости.

Ускоренная модернизация предполагает системное включение в этот процесс всех поколений казахстанцев. Следует отказаться от устаревшего подхода «смена поколений». Растёт продолжительности жизни населения, увеличивается возраст выхода на пенсию, возможности самостоятельной экономической активности создает ситуацию не «смены поколения», а их длительного продуктивного сосуществования.

Сейчас действительно наступает напряженный и тяжелый период, когда риски идут рядом с возможностями. Все в мире очень быстро меняется. Действительно, наступает время испытаний и время упрочения казахстанской государственности.

В Казахстане формируется модель демократии, которая опирается на традиционные ценности. К их числу относятся высокое чувство коллективизма, верность общественному долгу, готовность прийти на помощь. Опорами демократического процесса могут служить также уважение к историческому опыту, стремление к компромиссу, толерантность.

С этой точки зрения идею отметить 750-летие Золотой Орды можно только приветствовать. Многие зарубежные историки отмечают прямое отношение Золотой Орды к казахскому народу и заявляют о том, что наш народ является одним из духовных наследников этого периода истории. 

Развитие гражданского общества — часть общественных перемен. Без понимания сущности и тренда этих перемен гражданское общество становится либо резерватом, либо противостоит переменам. 

Развитие гражданского общества коррелирует с общественно-политическим процессом, именно поэтому эффективная стратегия общественного развития должна базироваться на реалистичном анализе «коридоров возможностей».

Сегодняшнее состояние общественного сознания можно охарактеризовать как переходное. Общество находится в состоянии глубокого трансформации политических целей и задач, граждане самостоятельно ищут собственную идентичность. Как следствие политическому менеджменту страны следует формировать «новый консенсус» в общественно-политической системе страны.

Чтобы полноценно говорить с гражданами о «новых принципах бытия» необходимо создать систему «доверительного диалога»с обществом.

Доверие общества к власти зависит не только от крупных инициатив властей, которые имеют положительный резонансв обществе.

Этот положительный резонанс необходимо постоянно поддерживать «маленькими поступками»,отвечать на каждодневные запросы общества.

Управление «доверием» обществаявляется важной составляющей работы, в процессе реализации инициатив главы государства. В обществе каждодневно появляется своя «повестка дня»,на которую оно должно получать четкие и честные ответы.

На мой взгляд, самая главная мысль, которую глава государства хотел донести до народа Казахстана, заключается в том, что сегодня время действительно сложное, экономическая и политическая ситуация действительно усложняется, но у Казахстана есть резервы и возможности для того, чтобы все это преодолеть.


Поделиться: