Ербол Едилов: семь слов о казахстанских ЦОНах
Дата:
Автор: Ербол Едилов
Автор: Ербол Едилов
Ербол Едилов, политолог и управляющий директор GR Consulting Group поделился в своем телеграм-канале YEDILOV ONLINE оценкой работы ЦОНов (центры обслуживания населения) в Казахстане и объяснил, почему карантин – хорошее время для того, чтобы сделать выводы о проблемах деятельности центров
«Пришла пора временно закрыть все ЦОНы по стране, обеспечив при этом возможность получать все услуги онлайн», – сказал Президент на днях в ходе заседания Госкомиссии по ЧС. При этом он подчеркнул, что должны «неукоснительно выполняться требования по санитарной обработке тех общественных объектов, где сохраняется доступ населения», и отметил, что «никаких «экономий» и «оптимизаций» здесь быть не должно». Согласен с Главой государства, однако, как это будет выполнятся – вопрос отдельный и в некоторой степени сомнительный.
Вообще, отечественные ЦОНы – это «тёмный лес». В соцсетях можно встретить много искренних отзывов о том, как быстро обслужили, и как получил ту или иную услугу, не выходя из дома. Все это, безусловно, присутствует, и нам есть, чем гордится. Однако думаю, что поводов задуматься и стыдиться еще больше. Никто не спорит, задумка «принципа одного окна» была великолепная и на момент внедрения очень современная. Однако часто исполнение и внедрение в жизнь, как принято у нас, портит многое.
Не подумайте, что выбрал не самое удобное время для критики так называемого «Правительства для граждан». Наоборот, именно сейчас считаю нужно обратить внимание на все то, о чем недоговаривалось в другое время. Впрочем, критика ЦОНов, при всех положительных отзывах, намного чаще встречается в Сети и даже просто в разговорах простых людей. Только перечисление всех «минусов» займет один большой пост. Но я постараюсь вырвать из них основное.
Во-первых, при всей современности предоставления услуг, наши ЦОНы уже устарели, и поэтому положительные отзывы выглядят как исключения, которые подтверждают правило.
Второе. Не нужно думать, что нагрузка на ЦОН в нынешних условиях уменьшится. Напротив – по некоторым параметрам она даже увеличится, так как гражданам нужно будет брать различные справки для получения материальной помощи от государства или отсрочку выплат по кредитам в банках. Если различные справки обременений и наличия (отсутствия) недвижимости и финансовых обязательств можно получить онлайн, то получение различных пособий возможно только при личном обращении. К этому относится и оформление пенсий всех категорий.
В третьем пункте нужно отметить те самые онлайн услуги. Вспоминая слова Касым-Жомарта Токаева, которыми я начал данный пост, создается впечатление, что Президента вводят в заблуждение. Проще говоря, его дезинформировали или даже попросту подставили. Ведь дело не только в том, что не все услуги можно получать, не выходя из офиса или квартиры. Даже официально – 20% услуг ЦОНов предоставляют только при личном участии, и это не только получение удостоверений, оформление пенсий и пособий – там еще большой список.
Как было отмечено выше, что для получения антикризисной помощи от государства нужны справки. Некоторые из них можно получить онлайн, но учитывая контингент населения – а это малообеспеченные граждане, люди преклонного возраста и наши соотечественники с ограниченными возможностями – многие из них физически и материально не смогут получить дистанционно даже самые элементарные справки, не говоря уже о всех других.
Четвертый пункт выходит из предыдущего. Тот, кто пытался получить ту или иную услугу онлайн меня поддержат. Это похоже на лотерею – неизвестно, удастся ли это сделать с первого или второго раза или вообще не повезет в этот день. Сама система сложна даже для тех, кто хорошо разбирается в алгоритмах интернет-услуг. Я, например, не считаю себя «чайником» в этом деле, но далеко не всегда получается воспользоваться онлайн-услугами на сайте правительства для граждан. И тут помощи от единого колл-центра тоже не дождёшься. Порой «футбол» от робота до оператора заканчивается ничем, и впустую потраченным часом времени.
Да даже в самом ЦОНе не каждый специалист может нормально объяснить, что и как делается.
Сотрудники ЦОНов – это отдельная «песня» (это в-четвертых).
Я понимаю, что они работают там за копейки или из желания подняться по карьерной лестнице. Но теряется сам принцип «Правительства для граждан». Может быть не «для», а «против»? Вообще, некомпетентные, малообразованные, а иногда просто грубые цоновские работники в красивых галстуках – это одна из основных тем для жалоб простых людей.
Пятое – это коррупция на разных уровнях работы ЦОНа. По этому поводу тоже люди жалуются, но многие отмалчиваются, так как предпочитают заплатить сверху, чтобы получить или ускорить какую-то услугу. Здесь вдруг появляются «помогайки», которые за определенную сумму могут сделать все в обход очередей и других отрицательных факторов. На это, кажется, даже рассчитано. Например, вам срочно нужно зарегистрировать недвижимое имущество, пришли в ЦОН после обеда, оплатили в кассе ускорение, но все равно, в лучшем случае, получите результат только послезавтра. Кстати, монопольные кассы в залах ЦОНов с бесстыдными комиссионными – это отдельная тема. А присутствие копировального аппарата и девушка при ней, которая, конечно же, никаких чеков не выдает, является открытым нарушением ряда законов.
Шестое. Возвращаясь к онлайн-услугам, хотелось бы отметить пресловутые ЭЦП (электронная цифровая подпись), получение и использование которых приравнены к высшей категории знания программных технологий. Хотя знакомые профессиональные программисты говорят, что наши «электронные подписи» и их сложнейшее использование – это самое худшее, что могли выдумать. Они недоумевают, как можно было сделать такую низкопробную систему? Я от себя добавлю – как можно было ее принять и внедрить на государственном уровне?
Этот же вопрос возникает и исходя из седьмого пункта. Как я уже говорил – получить онлайн-услугу с первого раза похоже на выигрыш в лотерею. Одна из главных проблем – частое «зависание» сайта. У многих даже войти на него большая проблема – срабатывает антивирусные установки на компьютере и не пускают на сайт «е-gov», а если и получится войти, то не факт, что все не зависнет по ходу работы. С этим, наверное, каждый сталкивался. А теперь подумайте, что введение ЧП и переводом всех услуг (даже если 80 процентов) в онлайн-режим, насколько возрастет нагрузка на и без того хилый сайт? Он просто может не выдержать и «зависнуть» теперь уже на более долгий срок, если не навсегда.
Дело в том, что по некоторой информации, это все происходит потому что закуплено дешевое серверное оборудование, хотя, я почти уверен, что это сделано по цене хорошей и мощной техники. По такому же принципу набирают «программистов», которые согласны работать задешево, поэтому выпускают некачественную продукцию. Эти программы, в свою очередь, не проходят должного тестирования. Были разговоры, что програмное обеспечение, вообще, отдали кому-то в аутсорсинг, а все заказы получают «агашкины фирмы». Впрочем, кому тестировать, если у них нет нормальных (я уже не говорю про хороших) специалистов? Опять-таки – кто за такие деньги пойдет туда работать?!
Можно было и о СпецЦОНах рассказать, но это уже отдельная большая тема. Их объединяет одно – несмотря на шквал критики со стороны граждан, практически никаких положительных изменений не происходит. Наоборот, такое ощущение, что становится только хуже, а испытание коронавирусом наши ЦОНы точно не пройдут.
Может быть, все дело в профильном министерстве и тех молодых чиновниках, которые курируют «Правительство для граждан»? Может быть, эти чиновники, вместо того, чтобы кутить по заведениям столицы (ну, сейчас поменьше, наверное), займутся прямыми обязательствами перед страной, гражданами и Президентом? И наверное дело и в руководителях региональных «правительств для граждан», которые тоже часто попадают в разные публичные скандалы.
Поэтому еще раз повторю: карантин – это очень хорошая проверка для ЦОНов, начиная с простых работников и заканчивая первыми руководителями и министерскими кураторами.
Надеюсь, после ЧП мы очистимся не только от вируса, но и от всех тех явлений, о которых написал выше.
«Пришла пора временно закрыть все ЦОНы по стране, обеспечив при этом возможность получать все услуги онлайн», – сказал Президент на днях в ходе заседания Госкомиссии по ЧС. При этом он подчеркнул, что должны «неукоснительно выполняться требования по санитарной обработке тех общественных объектов, где сохраняется доступ населения», и отметил, что «никаких «экономий» и «оптимизаций» здесь быть не должно». Согласен с Главой государства, однако, как это будет выполнятся – вопрос отдельный и в некоторой степени сомнительный.
Вообще, отечественные ЦОНы – это «тёмный лес». В соцсетях можно встретить много искренних отзывов о том, как быстро обслужили, и как получил ту или иную услугу, не выходя из дома. Все это, безусловно, присутствует, и нам есть, чем гордится. Однако думаю, что поводов задуматься и стыдиться еще больше. Никто не спорит, задумка «принципа одного окна» была великолепная и на момент внедрения очень современная. Однако часто исполнение и внедрение в жизнь, как принято у нас, портит многое.
Не подумайте, что выбрал не самое удобное время для критики так называемого «Правительства для граждан». Наоборот, именно сейчас считаю нужно обратить внимание на все то, о чем недоговаривалось в другое время. Впрочем, критика ЦОНов, при всех положительных отзывах, намного чаще встречается в Сети и даже просто в разговорах простых людей. Только перечисление всех «минусов» займет один большой пост. Но я постараюсь вырвать из них основное.
Во-первых, при всей современности предоставления услуг, наши ЦОНы уже устарели, и поэтому положительные отзывы выглядят как исключения, которые подтверждают правило.
Второе. Не нужно думать, что нагрузка на ЦОН в нынешних условиях уменьшится. Напротив – по некоторым параметрам она даже увеличится, так как гражданам нужно будет брать различные справки для получения материальной помощи от государства или отсрочку выплат по кредитам в банках. Если различные справки обременений и наличия (отсутствия) недвижимости и финансовых обязательств можно получить онлайн, то получение различных пособий возможно только при личном обращении. К этому относится и оформление пенсий всех категорий.
В третьем пункте нужно отметить те самые онлайн услуги. Вспоминая слова Касым-Жомарта Токаева, которыми я начал данный пост, создается впечатление, что Президента вводят в заблуждение. Проще говоря, его дезинформировали или даже попросту подставили. Ведь дело не только в том, что не все услуги можно получать, не выходя из офиса или квартиры. Даже официально – 20% услуг ЦОНов предоставляют только при личном участии, и это не только получение удостоверений, оформление пенсий и пособий – там еще большой список.
Как было отмечено выше, что для получения антикризисной помощи от государства нужны справки. Некоторые из них можно получить онлайн, но учитывая контингент населения – а это малообеспеченные граждане, люди преклонного возраста и наши соотечественники с ограниченными возможностями – многие из них физически и материально не смогут получить дистанционно даже самые элементарные справки, не говоря уже о всех других.
Четвертый пункт выходит из предыдущего. Тот, кто пытался получить ту или иную услугу онлайн меня поддержат. Это похоже на лотерею – неизвестно, удастся ли это сделать с первого или второго раза или вообще не повезет в этот день. Сама система сложна даже для тех, кто хорошо разбирается в алгоритмах интернет-услуг. Я, например, не считаю себя «чайником» в этом деле, но далеко не всегда получается воспользоваться онлайн-услугами на сайте правительства для граждан. И тут помощи от единого колл-центра тоже не дождёшься. Порой «футбол» от робота до оператора заканчивается ничем, и впустую потраченным часом времени.
Да даже в самом ЦОНе не каждый специалист может нормально объяснить, что и как делается.
Сотрудники ЦОНов – это отдельная «песня» (это в-четвертых).
Я понимаю, что они работают там за копейки или из желания подняться по карьерной лестнице. Но теряется сам принцип «Правительства для граждан». Может быть не «для», а «против»? Вообще, некомпетентные, малообразованные, а иногда просто грубые цоновские работники в красивых галстуках – это одна из основных тем для жалоб простых людей.
Пятое – это коррупция на разных уровнях работы ЦОНа. По этому поводу тоже люди жалуются, но многие отмалчиваются, так как предпочитают заплатить сверху, чтобы получить или ускорить какую-то услугу. Здесь вдруг появляются «помогайки», которые за определенную сумму могут сделать все в обход очередей и других отрицательных факторов. На это, кажется, даже рассчитано. Например, вам срочно нужно зарегистрировать недвижимое имущество, пришли в ЦОН после обеда, оплатили в кассе ускорение, но все равно, в лучшем случае, получите результат только послезавтра. Кстати, монопольные кассы в залах ЦОНов с бесстыдными комиссионными – это отдельная тема. А присутствие копировального аппарата и девушка при ней, которая, конечно же, никаких чеков не выдает, является открытым нарушением ряда законов.
Шестое. Возвращаясь к онлайн-услугам, хотелось бы отметить пресловутые ЭЦП (электронная цифровая подпись), получение и использование которых приравнены к высшей категории знания программных технологий. Хотя знакомые профессиональные программисты говорят, что наши «электронные подписи» и их сложнейшее использование – это самое худшее, что могли выдумать. Они недоумевают, как можно было сделать такую низкопробную систему? Я от себя добавлю – как можно было ее принять и внедрить на государственном уровне?
Этот же вопрос возникает и исходя из седьмого пункта. Как я уже говорил – получить онлайн-услугу с первого раза похоже на выигрыш в лотерею. Одна из главных проблем – частое «зависание» сайта. У многих даже войти на него большая проблема – срабатывает антивирусные установки на компьютере и не пускают на сайт «е-gov», а если и получится войти, то не факт, что все не зависнет по ходу работы. С этим, наверное, каждый сталкивался. А теперь подумайте, что введение ЧП и переводом всех услуг (даже если 80 процентов) в онлайн-режим, насколько возрастет нагрузка на и без того хилый сайт? Он просто может не выдержать и «зависнуть» теперь уже на более долгий срок, если не навсегда.
Дело в том, что по некоторой информации, это все происходит потому что закуплено дешевое серверное оборудование, хотя, я почти уверен, что это сделано по цене хорошей и мощной техники. По такому же принципу набирают «программистов», которые согласны работать задешево, поэтому выпускают некачественную продукцию. Эти программы, в свою очередь, не проходят должного тестирования. Были разговоры, что програмное обеспечение, вообще, отдали кому-то в аутсорсинг, а все заказы получают «агашкины фирмы». Впрочем, кому тестировать, если у них нет нормальных (я уже не говорю про хороших) специалистов? Опять-таки – кто за такие деньги пойдет туда работать?!
Можно было и о СпецЦОНах рассказать, но это уже отдельная большая тема. Их объединяет одно – несмотря на шквал критики со стороны граждан, практически никаких положительных изменений не происходит. Наоборот, такое ощущение, что становится только хуже, а испытание коронавирусом наши ЦОНы точно не пройдут.
Может быть, все дело в профильном министерстве и тех молодых чиновниках, которые курируют «Правительство для граждан»? Может быть, эти чиновники, вместо того, чтобы кутить по заведениям столицы (ну, сейчас поменьше, наверное), займутся прямыми обязательствами перед страной, гражданами и Президентом? И наверное дело и в руководителях региональных «правительств для граждан», которые тоже часто попадают в разные публичные скандалы.
Поэтому еще раз повторю: карантин – это очень хорошая проверка для ЦОНов, начиная с простых работников и заканчивая первыми руководителями и министерскими кураторами.
Надеюсь, после ЧП мы очистимся не только от вируса, но и от всех тех явлений, о которых написал выше.
Поделиться: