Новатор казахстанской моды – Айка Алеми

Дата:
Автор: Осипова Елизавета Павловна
Новатор казахстанской моды – Айка Алеми

айка1.pngДизайнер бренда Aika Alemi и руководитель Kazakhstan Brand Incubator рассказала о становлении казахстанской моды и о том, как придать народной теме глобальную форму.

Instagram: aikaalemi





Вам всегда была интересна мода? С чего все началось? 

Я с детства любила красиво одеваться, а также подбирать одежду себе, родственникам и друзьям. С 12 лет ходила в ателье, где воплощала разные идеи. Когда начала учиться в киношколе, то почувствовала, что внутри меня есть некое сообщение, которым я хочу поделиться с людьми. Я решила создать свой бренд одежды. По ценовой политике вещи достаточно дорогие, так как для их изготовления используется ручная работа, зато их можно передавать по наследству, ведь они всегда будут актуальными. 

Какие истории стоят за вашими коллекциями?

Все мои коллекции интерпретируют казахское наследие. Моя первая коллекция называлась White plenty (рус. белая роскошь), так как белый цвет для казахов очень важен. Например, мы говорим «Ақ жол», когда желаем счастливого пути. По этой причине в этой коллекции мы использовали все оттенки белого. Я заметила, что казахскую культуру, а не только моду очень плохо знают в мире, поэтому решила занять эту нишу. Хочется народной теме придать глобальную форму.

айка2.png

Источник: Buro247.kz

Правильно ли я понимаю, что вы несете культурный код Казахстана, но делаете это без стереотипизации?

Совершенно верно. Например, изделия в лоскутной технике мы создали монохромными, а не цветными, как обычно, тем самым получив оригинальную архитектурную конструкцию, а войлок сделали из нежного кашемира и тончайшей шерсти и нанесли его на прозрачный шелк шифон. В Казахстане многие дизайнеры напрямую интерпретируют народную тему, а нужно находить художественные и аллегоричные формы, чтобы не отдавало нарочитой этникой. Я вдохновляюсь казахской культурой, музыкой, природой и пытаюсь это выразить по-современному. Мне хочется, чтобы женщины в нарядах моего бренда могли пойти в модные рестораны, на гламурные вечеринки и красные ковровые дорожки.

Снимок экрана 2020-05-02 в 11.56.40.png

Как бы вы охарактеризовали современную моду Казахстана?

Мода Казахстана развивается, но медленными темпами.

Эта проблема существует во всех постсоветских странах, не только у нас. В Казахстане мода рассматривается как светская тусовка, где на Неделе моды в первых рядах сидят не главные редакторы глянцевых изданий, байеры, стилисты или инфлюенсеры, а родственники или друзья организаторов и дизайнеров. Также на подиум пускают всех подряд. Показ - это наивысшая точка развития бренда. Сначала нужно научиться делать профессиональные коллекции, наладить продажи и стать узнаваемым брендом. Показ - это результат сложной совместной работы дизайнера со стилистом, визажистом, стилистом по волосам, моделями, сценографом, это симбиоз моды, театра, музыки и для этого надо созреть. Я пришла в модную индустрию в 2013 году и мы стали первыми, кто стал ее рассматривать как бизнес, а не развлечение. Можно сказать, что совершили некую революцию.айка5.png

Правильно ли я понимаю, что некоторые дизайнеры неправильно относятся к моде, думая, что это развлечение, а не тяжелый труд?

Да, все так. Рынок моды гиперконкуренкурентен, поэтому многие отсеиваются. Всегда присутствует риск, что твои вещи попросту не купят. Люди должны понимать свою мотивацию, ведь это настоящая марафонская дистанция. Нельзя выступить в одном сезоне, а потом пропасть. Нужно действительно очень любить свое дело и хотеть что-то сказать миру через свои коллекции, а если вы пришли в моду ради популярности, то это не самый дешевый способ ее получить. Проще стать блогером, где не нужно вкладывать средства в создание бренда, закупку материалов, найм команд по производству, маркетингу, продажам, участие в выставках, шоурумах.

С какими проблемами сталкиваются дизайнеры в Казахстане?

В наших учебных заведениях, которые занимаются дизайном и легкой промышленностью, не обучают созданию оригинальных идей, стилистическому подходу и бизнес аспектам. Они обращают больше внимания на пошив и организацию производства. Получается, что дизайнеры не знают свой ценовой сегмент и не могут занять нишу, не умеют себя позиционировать и продвигать продукт. Также нельзя просто сшить пиджак, нужно его создать таким, чтобы он пользовался спросом, был трендовым и сочетался с разными элементами гардероба, то есть он должен создавать некую вселенную. Коллекционный подход к созданию продукта и все аспекты бизнеса от финансов, продаж, брендинга, маркетинга до логистики и правовых вопросов - это то, чему я учу.

Раз уж мы заговорили об обучении… Я знаю, что у вас есть единственный в Казахстане fashion-инкубатор, а как попасть туда? Куда можно подавать заявку? В какой форме?

Люди присылают мне заявки в любой форме, а я отправляю подробную информацию, но до инкубатора они обязательно должны прослушать мой курс, который называется «Бренд и коллекции». Это теоретически-практический интенсив по четкому алгоритму запуска бренда и создания коллекции из 20 часов, где я учу, как создавать мудборды, план коллекции, налаживать экспериментальное и поточное производство, проводить съемку лукбука, считать себестоимость, оптовую и розничную цены, составлять прайс лист, налаживать продажи и разрабатывать маркетинг план, контент-план для социальных сетей, а также решать логистические и юридические вопросы. Просто я не могу в инкубаторе одновременно обучать базе и создавать коллекцию на Милан и Париж. В инкубаторе я работаю с дизайнерами 6-9 месяцев, и после чего они получают приглашения участвовать в международных выставках и шоурумах в Милане, Париже и Лондоне, где ты не можешь просто за себя заплатить, тебя должны выбрать. Даже сейчас, в условиях карантина, я веду обучение по видеосвязи. Мы учимся выбирать свой сегмент на рынке, делать коллекции, просчитывать себестоимость, рассказывать рынку о своем продукте и продавать.

айка7.png

Источник: Aika Alemi

Понятно, что пандемия на моду окажет влияние. Какие ваши прогнозы на этот счет?

Есть разные прогнозы. Например, если все закончится во втором квартале, то годовой объем реализации за этот год уменьшится на 25-40%. Тем не менее, при снизившемся объеме все законы индустрии  моды будут работать в том же формате, но в новых условиях снижения покупательского спроса и стагнирующих продаж, а также в нашей стране - это еще и только что прошедшая девальвация тенге и рекордно низкие цены на нефть, которые усугубляют и без того сложную экономическую ситуацию.

За творчеством каких дизайнеров вы следите?

Я очень люблю японцев - Comme des Garçons, Issey Miyake, Yohji Yamamoto, Junya Watanabe и Undercover. За ними слежу с молодости и давно сама покупаю. Также нравятся бельгийские деконструктивисты – Ann Demeulemeester, Dries Van Noten, Martin Margiela, которые относятся к Антверпенской шестерке. Люблю и  романтичных – Nina Ricci, Carven и архивы Yves Saint Laurent.

айка9.png

Источник: informburo.kz

А чем вдохновляетесь?

История моды – банк для вдохновения. Например, мы с сестрой снимаем fashion-фильмы. Также я вдохновляюсь и литературой, и современным искусством, и дизайном, и архитектурой, и музыкой, и кино, и театром. Недавно продюсировала фестиваль современного искусства в Шымкенте и фестиваль казахской музыки и культуры в новых форматах под названием «Елге Оралу» (рус. - Возвращение на родину) в Алматы, где мы соединили казахские народные песни и казахскую оперу с французским рэпом, джазом и диджейскими треками. Традиционные произведения зазвучали по-новому и привлекли внимание молодежи.

Снимок экрана 2020-05-02 в 12.02.26.png




Теги: Казахстан

Поделиться: