Смог в Алматы: в чем виноваты сами алматинцы или игра на уровне «Кайрата»

Дата:
Автор: Елена Новикова
Смог в Алматы: в чем виноваты сами алматинцы или игра на уровне «Кайрата»

Когда-то старшее поколение жило в стране, где многое «принадлежало государству», а среди людей ходила шутка – «общее – значит ничье, а потому все в упадке». Сегодня частная собственность стала для нас обыденностью. Однако в отличие от пенсионных сбережений, которые мы теперь накапливаем сами, автомобилей, на которых мы ездим, экология по-прежнему остается вотчиной, которая «принадлежит государству». Оттого она становится немного общей и немного ничьей одновременно.

Почему именно в этом противоречии и кроется залог успеха недавней петиции о загрязнении воздуха среди населения Алматы? Почему вписывать себя в картину происходящего можно и нужно не только при помощи подписей под петициями?

Не столько начать с себя, сколько осознать свою роль в системе

Еще за пару дней до того, как в Алматы разгорелся жаркий скандал вокруг загрязнения воздуха, со мной приключился забавный случай: я давала экспертную оценку по экологическим вопросам одному местному журналисту, куда включила ряд цифр по поведенческой экономике и потребительским повадкам населения. Когда получила материал, цифр там не было, а сам журналист вдруг разоткровенничался, что на тренингах по письму о климате, ему настоятельно рекомендовали не использовать лозунг «начни с себя» и фокусироваться только «на загрязнителях».

Все оттого, что в наших широтах «начни с себя» ошибочно воспринимается, как некое перекладывание ответственности с государственных и корпоративных плеч на общественные. В реальности же лозунг следует воспринимать как призыв «голосовать своим тенге» и осознавать, что поведение потребителя – это рычаг в системе человек-производитель-государство (или инвестор). Так, например, 80% американских милленниалов хотят, чтобы их пенсионные сбережения инвестировались с учетом финансово-материальных экологических рисков.  

Забегая вперед, скажу, что после нашего последующего разговора журналист решил вернуть потребителя в общую картину происходящего. Однако всего через пару дней появилась петиция, которая, помимо своей основной цели, идеально подходит для своего рода “отпущения грехов” общественности.

«Конкуренция» экологических повесток?

Хотя авторы петиции утверждают, что «не снимают с автотранспорта ответственность за загрязнение воздуха», им приходится противопоставлять две эти проблемы, хотят они того или нет. «Сейчас для улучшения качества воздуха акимат в первую очередь планирует обновлять зеленый фонд города и снижать выбросы от автомобилей, стимулировать людей отказываться от личного транспорта. Только этим проблему с воздухом не решить. Начинать нужно с модернизации теплоэлектроцентралей», – пишут они.

В самой Стратегии Развития «Алматы-2050» описание мер по сокращению автомобильных выбросов («от усиления контроля и наказаний за грязные выхлопы до инициатив, стимулирующих отказ от автомобилей на бензине и дизеле в пользу других форм мобильности») идет в тексте следующим абзацем после описания мер по «экологизации ТЭЦ-2»[1]. Не вдаваясь в рассуждения о точности предоставленных акиматом цифр, можно сказать, что варианты с переводом ТЭЦ-2 на газ и установкой высокоэффективных фильтров (о которых впоследствии шума в социальных сетях говорил министр экологии Магзум Мирзагалиев) предлагались в стратегии изначально. 

«Моральное лицензирование» автолюбителей

Ни авторы петиции, ни акимат, не пытаются оспаривать, что обе эти проблемы требуют решения, хотя их подходы и цифры разнятся. Однако противопоставление одной проблемы другой – неправильно. Здесь приходит на ум феномен «морального лицензирования», который позволяет человеку ставить аспекты своего поведения на воображаемые им же весы.

Что это значит? Мозг дает сигналы нашему подсознанию, когда мы хорошо проявили себя в каком-то деле. А значит, дальше можно не стараться и делать себе уступки. Психологи называют это «моральным лицензированием».

Поэтому ничего не мешает нашим согражданам начать халатно относиться к экологическим последствиям своей жизнедеятельности, почувствовав, что они уже и так сделали достаточно для изменения экологической ситуации в городе, просто подписав петицию или поделившись постом о ней в социальных сетях. 

У нас почва для «морального лицензирования», подпитывается еще и тем, что текст самой петиции бессознательно наталкивает на формат индульгенции. Так, например, в документе прописано:

  • «…в стратегии утверждается, что 65% выбросов в Алматы приходится на транспорт, а 27% – на ТЭЦ. Это неправда. Исследование EXIMAR доказывает: ТЭЦ отравляют воздух намного сильнее, чем транспорт»; 
  • «Если сравнивать сопоставимые единицы, то транспорт генерирует только 20% выбросов, а энергокомплекс  –80%». 

Модернизация ТЭЦ без ущерба для повестки эко-мобильности

Все это отличным образом ложится на общие потребительские тенденции в стране. Ведь и без тогопо данным на 2018 год, потребность казахстанцев в такси выросла на 43% по сравнению с предыдущим годом, а объем пассажиро-перевозок в автобусах в то же время упал на 8%. 

В Алматы ежедневно совершается 1,2 млн. поездок на общественном транспорте. Это в 12 раз меньше, чем в Москве, притом, что население города всего в 6,8 раз меньше московского[2]. Как признается сама Директор Агентства “EXIMAR” Айман Турсынкан, в южной столице Казахстана находится 594 тыс. единиц автотранспорта, а ежедневный трафик иногороднего транспорта составляет еще 680 тыс. единиц. 

Поскольку главная цель петиции - все же привлечь внимание общественности к проблеме ТЭЦ-2, в отличие от других упомянутых ею данных, эти цифры, к сожалению, не перекочевали из интервью «AuaGroup» в петицию. Хотя в стратегии акимата эти цифры даже немного ниже.

А между тем, акимат озадачен решением проблемы транспорта не только по экологическим причинам. Около 30% всех ДТП страны происходят здесь, а почти четверть всех травмированных в ДТП Казахстанцев – это именно алматинцы[3] 

От «Ливерпуля» до «Кайрата» через «Оксфорд-Юнайтед»

Решаться проблемы экологии должны комплексно, каждый является винтиком единой системы. Пока в Алматы рассуждают, какие транспортные выбросы считать очищенными, а какие нет – Борис Джонсон заявил о планах Великобритании перенести полный запрет на покупку бензинового и дизельного транспорта на 5 лет вперед (с ранее намеченного 2040 года на 2035). 

Это при том, что отправленная в прошлую пятницу в отставку министр экологии Клэр О’Нил обвинила британского премьера в недостаточности действий и, сказала, что в экологию они «играют на уровне «Оксфорд Юнайтед» в тот момент, когда мир ждет игры на уровне «Ливерпуля».

Понятно, что от Алматы мало кто ждет игры на уровне британцев. Вопрос в том, дотягивает ли наша экологическая игра до уровня «Кайрата». В вопросах экологической осознанности - очевидно, что нет. Однако петиция позволила пользователям КазНета почувствовать себя одновременно сознательными гражданами, причастными к проблеме, и в то же время мало причастными к ее возникновению.  

Не «лайков» и хайпа ради

Однако давайте забудем на секунду о транспорте. Приближаются большие праздники - 14 февраля и 8 марта - и возможность осознать, насколько нас на самом деле заботит экология. В прошлом году, перед этими праздниками в Алматы грузовыми самолетами привезли 78,4 тонн цветов. Только из Нидерландов – 32 тонны (или 46% от общего числа), остальные 24% и 16% - из далекой Колумбии и Эквадора соответственно. В алматинском аэропорту эти десятки тонн цветов помещаются в холодильные установки с поддержанием температуры +2- +8 С. К слову сказать, алматинский аэропорт обслуживается тем самым ТЭЦ-2. Часть, коробок дожидаются своих заказчиков в холодильниках воздушной гавани, а часть разлетается дальше по всему Казахстану.

Для иллюстрации урона, наносимого самими авиаперевозками: в 2018 году Международный Совет по Чистым Перевозкам (ICCT) подсчитал, что 4 млн. цветов общим весом в 200 тонн, которые ввозились в США из Колумбии в предшествии Дня Святого Валентина, сожгли 114 млн. литров горючего и тем самым выбросили в атмосферу 360 тыс. тонн CO2. Это притом, что воздушное расстояние от Колумбии до США составляет всего 4.7 тыс. км, а не 25.6 тыс. км, как до Алматы. 

Если же смотреть только на выбросы непосредственно в воздушном пространстве Казахстана, то, например, от Алматы до Нурсултана самолет летит 972 км (или больше 1/5 того самого расстояния от Колумбии до США. 

Учитывая это, было бы очень здорово, если бы вместо постов из разряда «мы не виноваты, смог сам пришел», ленты социальных сетей наполнились постами о том, чем бы мы заменили подарки с высоким углеродным следом. Как порадовали бы близких, удивив съедобным, полезным или долговечным подарком или просто сюрпризом, воспоминания, о котором продлятся гораздо дольше завядшего на третий день «веника».

 

PS: А пока несколько цифр для размышления от Британских Ученых:

-       Букет из 5 Датских Роз, 5 Датских Лилий и 3 Кенийских Гипсофилы в Великобритании эквивалентен выбросу 32.252 кг CO2;

-       В то же время, один в Великобритании эквивалентен выбросу всего 80 г CO2;

-       То есть, один такой букет по своему углеродному следу равен в Великобритании 403 (!) бананам


[1] Стратегия Развития «Алматы-2050» (2019), стр. 33.

[2] Стратегия Развития «Алматы-2050» (2019), стр. 11

[3] Стратегия Развития «Алматы-2050» (2019), стр. 17


ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   

Теги: Казахстан

Поделиться: