Казахстан: от предновогоднего суперпотребления к умеренности

Дата:
Автор: Елена Новикова
Казахстан: от предновогоднего суперпотребления к умеренности

20 января 2020 года – тот самый «голубой понедельник». Согласно теории британского психолога Клифа Арналла, в первый день последней полной недели января, люди чаще страдают от плохого настроения, а кроме того, приходит время выполнять финансовые обязательства – выплачивать кредиты и займы, взятые в период предновогодней подготовки. Значит, приходит время сводить и подсчитывать новогодние траты.

В преддверии 2020 года казахстанцы оставили почти полтора триллиона тенге (почти 4 млрд $) в точках розничной торговли, а на новогодний стол и подарки среднестатистическая казахстанская семья планировала потратить около 102 тыс. тенге (271 $).  

Елена Новикова в материале для ИАЦ МГУ разбирает специфику казахстанского предновогоднего потребления, а также рассуждает о том, как умеренность в покупках поможет сохранить психику населения.

Декабрь традиционно является месяцем высокого потребления. По данным АО «KECOG», 31 декабря только потребление электроэнергии в Казахстане возрастает в 3 раза. В канун нового 2020 года казахстанцы выложили 1,39 трлн. тенге (примерно 3,6 млрд $) на базарах и в магазинах страны, что на 44,8% больше в сравнении с с ноябрьскими показателями В сравнении с аналогичным периодом 2018 года, реальный объем розничной торговли вырос на 7,3%, когда он был равен 1,22 трлн. тенге.

Казахстанский сезон потребления в контексте мировых тенденций

Тренд на рост потребления в преддверии сезонных праздников наблюдается во многих странах. Для представителей торговли этот сезон настолько коммерчески выгоден, что западные потребители стали все чаще жаловаться на так называемое «крадущееся Рождество» (Christmas Creep) – маркетинговая тактика, посредством которой рождественские или новогодние товары предлагаются к покупке намного раньше их реальной необходимости. Статистика доказала – даже самые экономные потребители готовы увеличить расходы на праздники. Поэтому, чем хуже становится экономическая ситуация, тем сильнее бизнес рассчитывает на новогодние траты.

Существует разница между тем, как тратятся в декабре казахстанцы и их соседи по постсоветскому пространству с одной стороны и западные потребители с другой. Так, согласно данным издания «Спутник-Азербайджан», среднестатистический гражданин Казахстана рассчитывал потратить на новогодний стол и подарки 271 $ (102 тыс. тенге) в этом году, тогда как, например, среднестатистический британец планировал потратить на праздники около 500 $ (188 тыс. тенге). Следует учесть, что в пересчете на доллары средняя зарплата жителей Великобритании составила 2 353 $ в месяц (885 тыс. тенге), тогда как для казахстанцев этот показатель по щедрым оценкам составляет лишь 407 $ (153 тыс. тенге). Таким образом получается, что сезонные траты для Британцев в этом году соответствуют 19,7% месячного заработка, а для Казахстанцев – 66,5%. 

Снимок экрана 2020-01-20 в 15.33.05.png

Есть и другие цифры: согласно данным по модальной зарплате (та, которая чаще всего встречается в стране - ред.) от 2018 года наиболее часто выплачиваемая зарплата в Казахстане составляла 80 тыс. тенге (212 $). Если взять за основу именно эту цифру, получается, что большинство казахстанцев намеревалось потратить на новогодние праздники уже не 66,5% своего месячного дохода, а почти на треть больше своего месячного дохода.

Почему мы столько тратим?

По данным «Спутник-Азербайджан», только 94 доллара из общей суммы предпраздничных покупок в 271 доллар – казахстанцы намеревались потратить на продукты.

Отчасти это явление можно объяснить и культурными особенностями. Пышность новогоднего стола, запуск фейерверков, покупка дорогостоящих подарков для членов семьи и ближайших родственников – являются воплощением фразы «Как Новый Год встретишь, так его и проведешь». В Центральной Азии гости и родственники могут прийти без предупреждения, что подталкивает казахстанцев запасаться впрок, превышая реальный уровень своего потребления. 

Накладывает отпечаток и особенности поведенческой экономики именно в декабре выплачиваются «13-ые зарплаты» и бонусы. Такие «неучтенные» семейным бюджетом деньги психологически легче потратить, ведь они кажутся почти лишними. 

Веселье в долг или стоит ли игра свеч?

10% потребительских кредитов Казахстане оформляются для проведения пышных торжеств. Чаще всего, целями займов становятся проведение свадебных тоев, однако, судя по тому сколько предновогодних акций и розыгрышей провели в этом году микрофинансовые организации, в Казахстане все же были желающие залезть в кредитную петлю ради новогоднего настроения.

Наблюдается и позитивный тренд
 – люди начинают рациональнее относиться к сезонным тратам. По данным МФО Solva, количество казахстанцев, которые не считают необходимым тратиться на новогодние подарки составило в этом году 7.69%, что соответствует незначительному росту по сравнению с 2018 годом. Устойчивый спад показал и рынок сувенирной продукции. Более того, население продолжает терять интерес к сувенирной продукции, так как не видит в ней утилитарной ценности. 

Вместе с тем нельзя сказать, что жители страны стали совсем скептически относиться к праздничным тратам. Так, например, в 2018 году граждане были готовы потратить по 20 тыс. тенге на новогодние наряды.  

В целом, казахстанские эксперты по МФО традиционно отмечают два пиковых периода заинтересованности в микро-займах. Сначала среди тех, кому в декабре не хватает денег на подарок, а затем в январе-феврале среди тех, у кого заканчиваются собственные средства (ведь в связи с большим количеством выходных, январские зарплаты у части населения ниже).  

Завуалированные возможности январского спада

Новогодние траты, которые превышают уровень зарплат, необходимость погашать набранные потребительские кредиты или более низкий уровень зарплат в связи с меньшим количеством рабочих дней, приводят к тому, что большинство жителей Казахстана вынуждены столкнуться с кардинально иным режимом потребления в январе.

Для людей, живущих в обществе потребления, такой резкий спад покупательской активности может стать настоящим стрессом. Особенно в условиях, когда рождественско-новогодний маркетинг каждый год настигает нас все раньше.

Когда в январе появляется безудержное желание посетить очередную распродажу, стоит вспомнить, что все большее количество европейцев и американцев вполне сознательно меняют свой режим потребления в этом месяце.

В отличие от жителей Казахстана, которые впервые столкнулись с обществом потребления только в 1990-ых годах, западный мир успел от «консьюмеризма» (потребительства) не только порядком подустать, но и пострадать. Так, например, пока феномен «крадущегося Нового Года» у нас лишь набирает обороты, на западного потребителя маркетологи начали охоту еще в Викторианскую эпоху или в далеком 
1885 году.  К 1980-ым годам агрессивный маркетинг достиг такой бурной экспансии, что сегодня люди все чаще сообщают о психическом дискомфорте, который они испытывают, ощущая себя мишенью.

В психологии даже появилось понятие «
расстройство непреодолимой тяги к покупкам» (compulsive buyingdisorder), во многом схожее по своим поведенческим признакам с табако- и алкозависимостью. Люди, страдающие от этого расстройства, совершают покупки не столько потому, что в них нуждаются, сколько от того, что хотят заглушить эмоции, погрузиться во временное состояние эйфории. Причем, они все чаще нуждаются в новой дозе удовольствия от покупок, и могут испытывать целый спектр негативных эмоций по поводу своего поведения, когда эйфория проходит.

Один из способов профилактики этого расстройства – это так называемый формат «no buy» или режим, при котором люди сознательно ограничивают свое потребление. Большинству людей достаточно лишь месяца, чтобы восстановить здоровое отношение к покупкам и научиться различать разницу между тем, что им действительно нужно, и «эмоциональным шоппингом».

Более того, просидев месяц на «no buy» режиме, и осознав его плюсы для своего эмоционального здоровья, многие либо продлевают эксперимент на год, либо продолжают практиковать умеренность в потреблении.

Хотелось бы, чтобы и наши соотечественники использовали для кого-то вынужденный «no buy» этого месяца во благо: для переоценки своих потребительских нужд, а также во благо экологических и этических ценностей. 

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

Теги: Казахстан

Поделиться: