Экономическое развитие как приоритет в Стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы

Дата:
Автор: Эльдор Туляков
После широких общественных обсуждений #Узбекистан принял свою пятилетнюю Стратегию развития на 2022-2026 годы. Она состоит из семи приоритетных направлений и ста целей, которых страна должна достичь в течение пяти лет. Документ послужит для Узбекистана базой для дальнейших реформ во всех сферах. Стратегия предусматривает реализацию различных мер, которые должны создать основу для вхождения в число «государств с доходом выше среднего».
Экономическое развитие как приоритет в Стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы

В Узбекистане определены целевые показатели в конкретных цифрах и внедрены механизмы достижения этих целей. Среди множества других приоритетов, определенных в Стратегии развития на 2022-2026 годы – такие, как дальнейшая экономическая либерализация, приватизация в большинстве сфер, конкуренция, ликвидация монополии, привлечение большего объема иностранных инвестиций, стабилизация цен, поддержка развития «драйверных сфер экономики», децентрализация, которая даст больше полномочий регионам.

MASTER 2-вариант RU-02-min.jpg

При этом, ключевой целью для страны является увеличение ВВП на душу населения в 1,6 раза в ближайшие пять лет, а дохода на душу населения к 2030 году до 4000 долларов США за счет обеспечения стабильно высоких темпов роста во всех отраслях экономики, включая энергетику, промышленность, машиностроение, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство и др. Еще одной важной целью является обеспечение макроэкономической стабильности и постепенное снижение годового уровня инфляции до 5 процентов к 2023 году. В свою очередь, только в текущем году государство намерено снизить уровень инфляции до 9 процентов.

MASTER 2-вариант RU-05-min.jpg

Глядя на обозначенные реформы в промышленной политике, можно увидеть, что страна и впредь будет продолжать обеспечивать устойчивость национальной экономики и увеличивать долю промышленности в ВВП за счет увеличения объема промышленного производства на 40 процентов. Для этого определены приоритетные области, каждая из которых состоит из своих целевых показателей. В число этих целей входит реализация крупных инвестиционных проектов в металлургии, таких как увеличение объемов производства золота на 26 процентов и серебра на 42 процента, увеличение производства продукции из меди и черных металлов в 2 раза. Объем продукции, произведенной в химической промышленности, составит 2 млрд. долл. США за счет развития химической и газохимической промышленности и доведения уровня переработки природного газа с 8 до 20 процентов. Кроме того, предусматривается удвоение производства строительных материалов, увеличение объема производства в кожевенно-обувной промышленности в 3,2 раза, производства продуктов фармацевтической промышленности в 3 раза и производства мебельной продукции в 2,8 раза по сравнению с текущими объемами.

50 стр рус .jpg

Все эти прогнозы требуют бесперебойного снабжения экономики электроэнергией. Поэтому в дополнение к другим запланированным мероприятиям предлагается активное внедрение зеленых технологий во всех сферах, повышение энергоэффективности на 20 процентов, снижение выбросов вредных газов в атмосферу на 10 процентов. Например, к 2026 году планируется увеличить производство электроэнергии еще на 40 млрд. кВт/ч, доведя общее количество до 110 млрд. кВт/ч. Кроме того, правительство намерено сэкономить около 3 млрд куб.м. природного газа за счет доведения в общем объеме производимой энергии доли возобновляемых источников энергии до 25 процентов к 2026 году. В этой связи, сокращение выбросов вредных газов в атмосферу на 8 млн. тонн также является приоритетной задачей.

Еще одна важная цель – превращение цифровой экономики в основную «драйверную» сферу экономики. Реализация работы, направленной на увеличение объемов цифровой экономики не менее чем в 2,5 раза, также является целью, направленной на укрепление потенциала страны в этой новой сфере.

Запланированные реформы нуждаются в постоянном притоке инвестиций, что требует соответствующей инвестиционной среды и верховенства закона. Соответственно, принятие мер по привлечению необходимых 120 млрд. долл. США в течение следующих пяти лет, включая иностранные инвестиции в размере 70 млрд. долл. США, является еще одной важной задачей, стоящей перед правительством. Более того, страна планирует реформировать свои рынки капитала. Таким образом, планируется увеличить финансовые ресурсы в экономике за счет доведения объема рынка капитала с 200 млн. долл. США до 7 млрд. долл. США в течение следующих пяти лет.

Завершение трансформации банковской системы, доведение доли банковских активов частных банков с 20 до 60 процентов к 2025 году, в целом, является целью реформирования банковского сектора и повышения доступности качественных банковских услуг.

К 2026 году Узбекистан планирует увеличить объем экспорта республики до 30 млрд. долл. США для поддержания устойчивого экономического развития. Поэтому доведение доли частного сектора в экспорте до 60% является приоритетной задачей. Соответственно, путем совершенствования системы оказания организационной и финансовой помощи предприятиям-экспортерам страна готова увеличить нынешнее количество предприятий-экспортеров с 6500 до 15000. Также, ожидается расширение географии экспорта товаров со 115 до 150 стран мира.

Для дальнейшей поддержки предпринимательства правительство планирует к 2026 году снизить налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты с 27,5 до 25 процентов к ВВП и снизить ставку НДС с 15 до 12 процентов, а также снизить налог на прибыль для телекоммуникационного, банковского и финансового секторов с 20% до 15%.

Правительство планирует увеличить экономический потенциал регионов путем проведения реформ по децентрализации для дальнейшей поддержки развития районов. Учитывая, что сельское хозяйство занимает большой объем в ВВП государства, ежегодный темп роста сельского хозяйства ожидается сохранить на уровне не менее 5 процентов, что должно привести к увеличению доходов фермеров не менее чем в два раза. Кроме того, Узбекистан планирует внедрить более дифференцированный подход в развитии районов и махаллей. Таким образом, в зависимости от основной специализации махаллей, будь то различные виды сельского хозяйства, текстильная промышленность или что-то другое, государственные планы дополнительно поддерживают эти драйверные сферы в этой махалле, учитывая особенности каждой конкретной махалли в отдельности.

Ускорение процессов вступления Узбекистана в ВТО также входит в число приоритетов Стратегии Развития Узбекистана. А тем временем, расширение экспорта готовой продукции в страны Европы в рамках системы GSP+ останется приоритетом.

В заключение следует отметить, что Узбекистан определил несколько приоритетов экономических преобразований в своей Стратегии Развития на 2022-2026 годы. Реализация всех этих мероприятий требует высокого потенциала и значительных ресурсов. Поэтому, сотрудничеству с партнерами и интеграции в мировое сообщество уделено первостепенное внимание во многих целях, сформулированных в Стратегии.

Поделиться: